KudoZ home » English to Russian » Art/Literary

renunciation - самоотречение,

Russian translation: самоотречение


GLOSSARY ENTRY (DERIVED FROM QUESTION BELOW)
English term or phrase:renunciation
Russian translation:самоотречение
Entered by: Maka Berozashvili

13:29 Jun 29, 2003
English to Russian translations [PRO]
Art/Literary
English term or phrase: renunciation - самоотречение,
Not focusing on "results" gives one the inner peace to achieve final goals, this is renunciation.

Actually it is better to give you a fuller context:

He who is brooding over result often loses nerve in the performance of duty. He becomes impatient and then gives vent to anger . . . he jumps from action to action, never remaining faithful to any. He who broods over results . . . is every distracted, he says good-bye to all scruples, everything is right in his estimation and he therefore resorts to means fair & foul to attain his end. Not focusing on "results" gives one the inner peace to achieve final goals, this is renunciation.

не слишном ли громко звучит самоотречение? есть у вас лучший вариант?
Maka Berozashvili
Georgia
Самоотречение
Explanation:
Вы абсолютно правы.

--------------------------------------------------
Note added at 2003-06-29 13:36:31 (GMT)
--------------------------------------------------

Второй вариант -просто ОТРЕЧЕНИЕ. Это чуть слабее.

--------------------------------------------------
Note added at 2003-06-29 13:38:40 (GMT)
--------------------------------------------------

228. (Апр. 26). Прикасания к проводу Моего Духа не всегда по следствиям одинаковы. Больше принесший больше получит. Приношение или жертва необходимы. Плата за получение остается. В жертву приносится: низшее для получения Высшего, малое — большего, личное — сверхличного, земное — Космического. Принесший получает. В храм входят без поклажи и в чистых одеждах, тем более в Храм Духа. Требуется понять самоотречение как условие непосредственного познавания, то есть чувствознания и ясновосприятия.

http://users.freenet.am/~agniyoga/grani_3.html





--------------------------------------------------
Note added at 2003-06-29 13:42:50 (GMT)
--------------------------------------------------

Самоотречение - без самоотречение НЕВОЗМОЖНО ОТРЕШЕНИЕ ОТ ВСЕГО. ;-)

И цитаты здесь ни при чем. Еслимы не \"забываем\" себя, не \"отвлекаемс\" от себя, не останавливаем личностный поток восприятия хотя бы частично - НИКАКОЕ ОТРЕШЕНЕИ НЕВОЗМОЖНО.

Стою насмерть за свой вариаент, и отрешенно. ;-)

--------------------------------------------------
Note added at 2003-06-29 13:46:15 (GMT)
--------------------------------------------------

Вот оно - о САМООТРЕЧЕНИИ. Не отрешившись от себя, нельзя отрешиться НИ ОТ ЧЕГО.


Воспользуюсь случаем:







--------------------------------------------------
Note added at 2003-06-29 13:48:03 (GMT)
--------------------------------------------------

Вот этот стих Франсуа Вийона - о самоотречении:

БАЛЛАДА ПОЭТИЧЕСКОГО
СОСТЯЗАНИЯ В БЛУА

От жажды умираю над ручьем,
Смеюсь сквозь слезы и тружусь играя,
Куда бы ни пошел - везде мой дом,
Чужбина мне страна родная.
Я знаю все, я ничего не знаю.
Мне из людей всего понятней тот,
кто лебедицу вороном зовет.
Я сомневаюсь в явном, верю чуду,
Нагой, как червь, пышнее всех господ.
Я всеми принят, изгнан отовсюду.

Я скуп и расточителен во всем.
Я жду и ничего не ожидаю.
Я нищ, и я кичусь своим добром.
Трещит мороз - я вижу розы мая.
Долина слез мне радостнее рая.
Зажгут костер - и дрожь меня
берет,
Мне сердце отогреет только лед.
Запомню шутку я и вдруг забуду,
кому презренье, а кому почет.
Я всеми принят, изгнан отовсюду.

Не вижу я, кто бродит под окном,
Но звезды в небе ясно различаю,
Я ночью бодр, а сплю я только днем,
Я по земле с опаскою
ступаю,
Не вехам, а туманам доверяю.
Глухой меня услышит и поймет.
Я знаю, что полыни горше мед.
Но как понять, где правда, где
причуда,
и сколько истин? Потерял им счет.
Я всеми принят, изгнан отовсюду.

Не знаю, что длиннее - час иль год,
Ручей им море переходят вброд.
Из рая я уйду, в аду побуду.
Отчаянье мне веру придает.
Я всеми принят, изгнан отовсюду.

Франсуа Вийон


--------------------------------------------------
Note added at 2003-06-29 13:54:38 (GMT)
--------------------------------------------------

Ребята, подумайте, ощутите, что такое, ОТРЕШЕНИЕ И САМООТРЕЧКЕНИЕ. Вы боиьест самоотречения? НАПРАСНО

ЛЮБОЙ ПЕРЕВОДЧИК-СИНХРОНИСТ должен знать, что это.
Да и последовательный переводчик тоже.

Отрешение - слабее. Термин самоотречение неудобен тем, что требует внутренней работы и усилий. Он персонифицированный, следоватенльно, требует личный усилий. А отречение более генеральный термин, НИ К ЧЕМУ НЕ ОБЯЗЫВАЮЩИЙ.


--------------------------------------------------
Note added at 2003-06-29 14:24:47 (GMT)
--------------------------------------------------

И еще пример от другого человека:

His mind no longer dwelt on the fact that Arthur Mifflin, an estimable person in private life, and one who had been a friend of his at Cambridge, preferred to deliver the impassioned lines of the great renunciation scene in a manner suggesting a small boy (and a sufferer from nasal catarrh at that) speaking a piece at a Sunday-school treat. The recollection of the hideous depression and gloom which the leading comedian had radiated in great clouds fled from him like some grisly nightmare before the goddess of day. Every cell in his brain was occupied, to the exclusion of all other thoughts, by the girl swimming in the water below.
Джорджа больше не волновал тот факт, что Артур Мифлин, в личной жизни человек, достойный всяческого уважения, и к тому же, старый приятель Джорджа по Кембриджу, сейчас почему-то решил играть сцену великого самоотречения, не имеющую себе равных по накалу страстей, на манер сопливого мальчишки, выступающего на школьном утреннике.
http://wodehouse.ru/contest/cont020804.htm
Selected response from:

Jarema
Ukraine
Grading comment
Thank you very much Jerema!
4 KudoZ points were awarded for this answer



Summary of answers provided
5 +4Самоотречение
Jarema
4 +2отрешение (от проблем и т.п.)
Vladimir Pochinov
4отстраненность
Kirill Semenov
4отказ от суетыenfrus
4отрешенностьxxxVera Fluhr


  

Answers


2 mins   confidence: Answerer confidence 4/5Answerer confidence 4/5 peer agreement (net): +2
отрешение (от проблем и т.п.)


Explanation:
.

--------------------------------------------------
Note added at 2003-06-29 13:34:48 (GMT)
--------------------------------------------------

Стихотворение в тему:

ОТРЕШЕНИЕ

Забудь о том кто принес тебе боль,
Вспомни о тех кому нужно помочь.
Попробуй сыграть новую роль.
И мысли твои пусть читает лишь ночь.

И не думай о том что будет с другими,
Ты и так потерял, все что мог потерять.
Стань таким же жестоким как все в этом мире.
Не давай никому своей жизнью играть.

--------------------------------------------------
Note added at 2003-06-29 13:37:41 (GMT)
--------------------------------------------------

И еще пара цитат:

ОТРЕШЕНИЕ ОТ ВСЕГО
Не для всех одинаково

Отрешение от всего сердцем для всех возможно и, как видно из Нагорной беседы Спасителя, для всех обязательно, но отрешение делом не есть достояние всех. Высвободите сердце от греховных привязанностей. Довольно. Знаки сего подвига сии: если упования не имеется на свой достаток, если имеется готовность спокойно перенести, когда бы Господу угодно было все взять, если рука податлива на вспоможение без остановок, идущих от сердца... и под. Когда это будет в искании и посильном подвиге и довольно с нас!.. Вдруг с сердцем не сладить. (Вып. 2, пис. 253, стр. 81-82)

ОТРЕШЕНИЕ ОТ ЗЛА
В нашей ли власти сие

Как святой отец благодарен за геенну?! - По сознанию, сколь великое для нас благо в том, что Бог открыл нам о геенне. Если и зная, что есть геенна, мы так беспечно грешим, что бы было, если бы не знали о том? Теперь все же иной грешит - грешит, - и призадумывается.

В нашей ли власти отрешиться? - В нашей. Если захочешь - взыщешь; взыскав - взмолишься; взмолившись - помощь получишь, а с сею помощью все возможно. Так говорит Апостол: все могу о укрепляющем мя Христе Господе. Но, конечно, не вяло надо просить и не кое-как надеяться, а то и другое сильно, глубоко, вседушно. (Вып. 8, пис. 1342, стр. 96)

http://www.sergievposad.ru/duhovn/feofan/17.php

Vladimir Pochinov
Russian Federation
Native speaker of: Native in RussianRussian
PRO pts in pair: 5119

Peer comments on this answer (and responses from the answerer)
agree  protolmach: значительно лучше, чем самоотречение. Может быть, изменить синтаксис?
12 mins
  -> Спасибо! Можно все, что не запрещено законом :-)

agree  Сергей Лузан: Возможно.
18 hrs

4 mins   confidence: Answerer confidence 5/5 peer agreement (net): +4
Самоотречение


Explanation:
Вы абсолютно правы.

--------------------------------------------------
Note added at 2003-06-29 13:36:31 (GMT)
--------------------------------------------------

Второй вариант -просто ОТРЕЧЕНИЕ. Это чуть слабее.

--------------------------------------------------
Note added at 2003-06-29 13:38:40 (GMT)
--------------------------------------------------

228. (Апр. 26). Прикасания к проводу Моего Духа не всегда по следствиям одинаковы. Больше принесший больше получит. Приношение или жертва необходимы. Плата за получение остается. В жертву приносится: низшее для получения Высшего, малое — большего, личное — сверхличного, земное — Космического. Принесший получает. В храм входят без поклажи и в чистых одеждах, тем более в Храм Духа. Требуется понять самоотречение как условие непосредственного познавания, то есть чувствознания и ясновосприятия.

http://users.freenet.am/~agniyoga/grani_3.html





--------------------------------------------------
Note added at 2003-06-29 13:42:50 (GMT)
--------------------------------------------------

Самоотречение - без самоотречение НЕВОЗМОЖНО ОТРЕШЕНИЕ ОТ ВСЕГО. ;-)

И цитаты здесь ни при чем. Еслимы не \"забываем\" себя, не \"отвлекаемс\" от себя, не останавливаем личностный поток восприятия хотя бы частично - НИКАКОЕ ОТРЕШЕНЕИ НЕВОЗМОЖНО.

Стою насмерть за свой вариаент, и отрешенно. ;-)

--------------------------------------------------
Note added at 2003-06-29 13:46:15 (GMT)
--------------------------------------------------

Вот оно - о САМООТРЕЧЕНИИ. Не отрешившись от себя, нельзя отрешиться НИ ОТ ЧЕГО.


Воспользуюсь случаем:







--------------------------------------------------
Note added at 2003-06-29 13:48:03 (GMT)
--------------------------------------------------

Вот этот стих Франсуа Вийона - о самоотречении:

БАЛЛАДА ПОЭТИЧЕСКОГО
СОСТЯЗАНИЯ В БЛУА

От жажды умираю над ручьем,
Смеюсь сквозь слезы и тружусь играя,
Куда бы ни пошел - везде мой дом,
Чужбина мне страна родная.
Я знаю все, я ничего не знаю.
Мне из людей всего понятней тот,
кто лебедицу вороном зовет.
Я сомневаюсь в явном, верю чуду,
Нагой, как червь, пышнее всех господ.
Я всеми принят, изгнан отовсюду.

Я скуп и расточителен во всем.
Я жду и ничего не ожидаю.
Я нищ, и я кичусь своим добром.
Трещит мороз - я вижу розы мая.
Долина слез мне радостнее рая.
Зажгут костер - и дрожь меня
берет,
Мне сердце отогреет только лед.
Запомню шутку я и вдруг забуду,
кому презренье, а кому почет.
Я всеми принят, изгнан отовсюду.

Не вижу я, кто бродит под окном,
Но звезды в небе ясно различаю,
Я ночью бодр, а сплю я только днем,
Я по земле с опаскою
ступаю,
Не вехам, а туманам доверяю.
Глухой меня услышит и поймет.
Я знаю, что полыни горше мед.
Но как понять, где правда, где
причуда,
и сколько истин? Потерял им счет.
Я всеми принят, изгнан отовсюду.

Не знаю, что длиннее - час иль год,
Ручей им море переходят вброд.
Из рая я уйду, в аду побуду.
Отчаянье мне веру придает.
Я всеми принят, изгнан отовсюду.

Франсуа Вийон


--------------------------------------------------
Note added at 2003-06-29 13:54:38 (GMT)
--------------------------------------------------

Ребята, подумайте, ощутите, что такое, ОТРЕШЕНИЕ И САМООТРЕЧКЕНИЕ. Вы боиьест самоотречения? НАПРАСНО

ЛЮБОЙ ПЕРЕВОДЧИК-СИНХРОНИСТ должен знать, что это.
Да и последовательный переводчик тоже.

Отрешение - слабее. Термин самоотречение неудобен тем, что требует внутренней работы и усилий. Он персонифицированный, следоватенльно, требует личный усилий. А отречение более генеральный термин, НИ К ЧЕМУ НЕ ОБЯЗЫВАЮЩИЙ.


--------------------------------------------------
Note added at 2003-06-29 14:24:47 (GMT)
--------------------------------------------------

И еще пример от другого человека:

His mind no longer dwelt on the fact that Arthur Mifflin, an estimable person in private life, and one who had been a friend of his at Cambridge, preferred to deliver the impassioned lines of the great renunciation scene in a manner suggesting a small boy (and a sufferer from nasal catarrh at that) speaking a piece at a Sunday-school treat. The recollection of the hideous depression and gloom which the leading comedian had radiated in great clouds fled from him like some grisly nightmare before the goddess of day. Every cell in his brain was occupied, to the exclusion of all other thoughts, by the girl swimming in the water below.
Джорджа больше не волновал тот факт, что Артур Мифлин, в личной жизни человек, достойный всяческого уважения, и к тому же, старый приятель Джорджа по Кембриджу, сейчас почему-то решил играть сцену великого самоотречения, не имеющую себе равных по накалу страстей, на манер сопливого мальчишки, выступающего на школьном утреннике.
http://wodehouse.ru/contest/cont020804.htm

Jarema
Ukraine
Native speaker of: Native in RussianRussian, Native in UkrainianUkrainian
PRO pts in pair: 2212
Grading comment
Thank you very much Jerema!

Peer comments on this answer (and responses from the answerer)
agree  Vassyl Trylis: Последние три слова дать отдельным предложением: Это (и есть) самоотречение.
20 mins

agree  protolmach: да, изменение синтаксиса даст большую точность смысла
3 hrs

agree  huntr
4 hrs

agree  Сергей Лузан: Тоже допустимо.
18 hrs

neutral  Kirill Semenov: прости, старина, но "самоотречение" -- это почти что "самопожертвование". Тут равнодушие к плодам своих действий (карма-йога типичная :)
1 day16 hrs
  -> Самоотречение и есть равнодушие к плодам своих действий (карма-йога типичная)

34 mins   confidence: Answerer confidence 4/5Answerer confidence 4/5
отказ от суеты


Explanation:
Мне кажется, цитируемое высказывание направлено не против эгоизма в пользу самоотречения и не против сосредоточенности на проблемах в пользу философской отрешенности (хотя это ближе, imho). На мой взгляд, речь идет о суете, или суетности, когда за мелкими деталями забывают о главной цели, причем более духовного нежели материального свойства. Только нужно решить это ритмически.

Вот, кстати, цитата, из которой, вроде бы, следует, что это слова не Ганди, а самого Кришны в Бхагавад-Гите:

"He who is brooding over results often loses nerve in the performance of duty. He becomes impatient and then gives vent to anger . . . he jumps from action to action, never remaining faithful to any. He who broods over results . . . is very distracted, he says good-bye to all scruples, everything is right in his estimation and he therefore resorts to means fair and foul to attain his end. Not focusing on 'results' gives one the inner peace to achieve final goals, this is renunciation. " (Bhagavad Gita)
http://liberalarts.udmercy.edu/~papali/project/martin.htm
По хорошему надо бы найти перевод Бхагавад Гиты :)

enfrus
Native speaker of: Native in RussianRussian
PRO pts in pair: 36

Peer comments on this answer (and responses from the answerer)
neutral  Vassyl Trylis: Отказа от суеты мало, это только часть renunciation (самоотречения).
27 mins

19 hrs   confidence: Answerer confidence 4/5Answerer confidence 4/5
отрешенность


Explanation:
Не вижу в приведенном описании никакого самоотречения. Вообще, нет речи о каком-то действии, о каком-то само-движении. Есть только описание "состояния души".
Сам ли человек это сделал, или он такой уродился, это не сказано.

И при чем тут Вийон и его баллада - тоже не понимаю.

--------------------------------------------------
Note added at 2003-06-30 09:17:53 (GMT)
--------------------------------------------------

ЦИТАТА:

Экхарт М.
Об отрешенности.
Я прочел многие писания, и языческих учителей, и пророков, и Старого и Нового Завета, и со всяческой строгостью и усердием искал лучшую и высшую добродетель, с помощью которой человек мог бы наиболее уподобиться Богу, стать вновь насколько возможно более похожим на тот прообраз, каким он был в Боге, когда между ним и Богом не было различия, пока Бог не создал твари.
И когда я углубляюсь во все то, что об этом написано, докуда может доходить мой рассудок с его свидетельством и суждением, то я не нахожу ничего иного, чем чистую от всего созданного свободную __отрешенность__.
....
Так же и смирение ценят иные мудрецы более многих иных добродетелей. Я же ставлю __отрешенность__ выше всякого смирения. И вот почему именно: смирение может существовать без __отрешенности__, но совершенной __отрешенности__не может быть без совершенного смирения. Ибо последняя доходит до самоуничтожения. __Отрешенность__ же так близко соприкасается с \"ничто\", что между ней и \"ничто\" не остается больше никакой разницы.
Поэтому не может быть совершенной __отрешенности__ без смирения, а две добродетели всегда лучше одной.
.....
Теперь ты спросишь: \"что же такое эта __отрешенность__, что в ней такая власть?\"
Истинная __отрешенность__ не что иное, как дух, который остается неподвижным во всех обстоятельствах, будь то радость или горе, честь иди позор, как недвижима остается широкая гора в легком ветре.
Эта неподвижная __отрешенность__ более всего уподобляет человека Богу. Ибо то, что Бог - Бог, заключается в Его неподвижной __отрешенности__ и оттого Его чистота, Его простота, и Его неизменность. Поэтому если человек хочет уподобиться Богу (поскольку тварь может иметь подобие Бога), он должен стать __отрешенным__.
http://philosophy.allru.net/perv286.html


Не могу цитировать весь этот текст, он длинный, но прочитайте его сами, и увидите, что это именно то, что нужно.






xxxVera Fluhr
Native speaker of: Native in RussianRussian, Native in FrenchFrench
PRO pts in pair: 1985

1 day16 hrs   confidence: Answerer confidence 4/5Answerer confidence 4/5
отстраненность


Explanation:
Контекст выглядит очень "по-восточному", напоминает прежде всего философию йоги. Там в подобных случаях говорят об _отстраненности_ от результатов своих поступков. Так называемая карма-йога этому целиком посвящена. Она изложена в Бхагавад-Гите.

Карма-йог совершает любое действие без заинтересованности в результатах, то есть без корысти. В буддизме тот же подход называют "недеянием". Это не бездеятельность, а умственная и эмоциональная непривязанность к плодам своих дел.

У Вас контекст христианский, но тут, если речь о связи учения Христа с восточными философиями, я бы предложил именно "отстраненность". "Отрешенность" может восприниматься как поведение "не от мира сего", а "самоотречение" -- как самопожертвование.

Kirill Semenov
Ukraine
Native speaker of: Native in RussianRussian
PRO pts in pair: 6216

Peer comments on this answer (and responses from the answerer)
neutral  Jarema: Не согласен. В этом контексте нужно именно самоотречение. По карма-йоге. ;-)
38 mins
  -> Слишком двусмысленно звучит: "самоотречение" = "самопожертвование". Отстраненность от собственных действий, вот что надо!