KudoZ home » English to Russian » Chemistry; Chem Sci/Eng

fracture-generated silicon-based radicals

Russian translation: кремнийсодержащие радикалы


GLOSSARY ENTRY (DERIVED FROM QUESTION BELOW)
English term or phrase:silicon-based radicals
Russian translation:кремнийсодержащие радикалы
Entered by: Martinique

16:33 Mar 25, 2004
English to Russian translations [PRO]
Science - Chemistry; Chem Sci/Eng
English term or phrase: fracture-generated silicon-based radicals
Since acute silicosis is frequently associated with occupations in which freshly fractured crystalline silica of respirable size is generated, ***fracture-generated silicon-based radicals*** may play a significant role in the pathogenesis of this disease.

Речь об остром силикозе. В переводе фраза звучит вот так:

Поскольку острый силикоз часто возникает у людей тех профессий, при которых в процессе работы образуются мелкодисперсные частицы диоксида кремния, возможно, важную роль в патогенезе заболевания играют образующиеся на поверхности этих частиц свободные кремниевые радикалы.

Правильно? Или это что-то другое?
Спасибо
Martinique
... свободные радикалы содержащие кремний.
Explanation:
Mechanically breaking a silicon dioxide structure produces the open molecules Si and Si--O on fractured cleavage planes (64-67). These molecules exist on freshly fractured crystalline silica as surface free radicals.
Generation of Free Radicals by Silica. Using ESR spectroscopy, Hochstrasser and Antonini (68) frst reported that the fracturing of single crystals of quartz under ultrahigh vacuum (10-10 torr) produced silicon-based radicals, which are stable for months. When exposed to ambient air, the concentrations of these radicals instantaneously decrease by a factor of fve and then decay, with a half-life of approximately 36 hr. Hochstrasser and Antonini (68) also reported that the newly generated silica surface is chemically reactive and is capable of absorbing and reacting with various gases. For example, reaction of Si· with CO2 generates the SiCOO· complex. The bonding between the Si· and CO2 molecules is partially covalent and partially ionic, as indicated by Si29 hyperfne coupling. Later studies show that grinding quartz crystal generates not only Si· radicals but also SiO· and SiOO· radicals (69,70). The ratio of the concentrations of [SiO·]:[SiOO·] on the oxidized surface is almost 1:1.


--------------------------------------------------
Note added at 2004-03-26 00:26:01 (GMT)
--------------------------------------------------

Da - imenno pri droblenii, tut Marina Khazan prava. Sami po sebe radikali na poverhnodti ne obrazuetsja... Neitalnaja molekula SiO2 fiziceski razlomaetsa na 2 casti i polucaetsa 2 svobodnih radikala.

--------------------------------------------------
Note added at 2004-03-26 20:02:10 (GMT)
--------------------------------------------------

Radikal Si- nikak nemozet ne coderzatj nicevo krome kremnija... Si 4-valentnij i vse valenciji ne mozet bitj otkritimi. Formuli tut uslovnije i skoree oboznacaet svobodnuju elektronnuju paru - esli svobodnaja elektronnaja para u Si, togda budet Si- (no s 3 drugih storon etovo Si vserovno okruzajut molekoli drugovo Si ili O) , esli svobodnaja elektronnaja para u O, togda budet SiO- ili SiOO-. Ne zrja v silke govoritsa o droblenii kristala, a v kristale vse SiO2 molekuli svjazani drug s drugom. Uze iskodnaja formula - SiO2 uslovnaja, no po skolko kristali v sebe vklucaet raznie kolicestva molekul, dlja prostoti pishut SiO2. Pravilnee budet (SiO2)x, gde x imeet ocenj dlinnij diapazon.
Selected response from:

Vents Villers
Grading comment
Спасибо большое, Марина, Вентс и Виктор!
4 KudoZ points were awarded for this answer



Summary of answers provided
4 +2свободные радикалы, образующиеся на поверхности этих частиц (кремния)
Victor Sidelnikov
4 +2образующиеся в процессе дробления кремний-содержащие радикалы / радикалы на основе кремния
Marina Aleyeva
4 +1... свободные радикалы содержащие кремний.
Vents Villers


Discussion entries: 2





  

Answers


17 mins   confidence: Answerer confidence 4/5Answerer confidence 4/5 peer agreement (net): +2
свободные радикалы, образующиеся на поверхности этих частиц (кремния)


Explanation:
.

--------------------------------------------------
Note added at 2 hrs 14 mins (2004-03-25 18:48:07 GMT)
--------------------------------------------------

кремниевых свободных радикалов не бывает

Victor Sidelnikov
Russian Federation
Native speaker of: Native in RussianRussian
PRO pts in category: 64

Peer comments on this answer (and responses from the answerer)
agree  Ol_Besh
3 hrs

agree  MStrans
4 days

7 hrs   confidence: Answerer confidence 4/5Answerer confidence 4/5 peer agreement (net): +1
... свободные радикалы содержащие кремний.


Explanation:
Mechanically breaking a silicon dioxide structure produces the open molecules Si and Si--O on fractured cleavage planes (64-67). These molecules exist on freshly fractured crystalline silica as surface free radicals.
Generation of Free Radicals by Silica. Using ESR spectroscopy, Hochstrasser and Antonini (68) frst reported that the fracturing of single crystals of quartz under ultrahigh vacuum (10-10 torr) produced silicon-based radicals, which are stable for months. When exposed to ambient air, the concentrations of these radicals instantaneously decrease by a factor of fve and then decay, with a half-life of approximately 36 hr. Hochstrasser and Antonini (68) also reported that the newly generated silica surface is chemically reactive and is capable of absorbing and reacting with various gases. For example, reaction of Si· with CO2 generates the SiCOO· complex. The bonding between the Si· and CO2 molecules is partially covalent and partially ionic, as indicated by Si29 hyperfne coupling. Later studies show that grinding quartz crystal generates not only Si· radicals but also SiO· and SiOO· radicals (69,70). The ratio of the concentrations of [SiO·]:[SiOO·] on the oxidized surface is almost 1:1.


--------------------------------------------------
Note added at 2004-03-26 00:26:01 (GMT)
--------------------------------------------------

Da - imenno pri droblenii, tut Marina Khazan prava. Sami po sebe radikali na poverhnodti ne obrazuetsja... Neitalnaja molekula SiO2 fiziceski razlomaetsa na 2 casti i polucaetsa 2 svobodnih radikala.

--------------------------------------------------
Note added at 2004-03-26 20:02:10 (GMT)
--------------------------------------------------

Radikal Si- nikak nemozet ne coderzatj nicevo krome kremnija... Si 4-valentnij i vse valenciji ne mozet bitj otkritimi. Formuli tut uslovnije i skoree oboznacaet svobodnuju elektronnuju paru - esli svobodnaja elektronnaja para u Si, togda budet Si- (no s 3 drugih storon etovo Si vserovno okruzajut molekoli drugovo Si ili O) , esli svobodnaja elektronnaja para u O, togda budet SiO- ili SiOO-. Ne zrja v silke govoritsa o droblenii kristala, a v kristale vse SiO2 molekuli svjazani drug s drugom. Uze iskodnaja formula - SiO2 uslovnaja, no po skolko kristali v sebe vklucaet raznie kolicestva molekul, dlja prostoti pishut SiO2. Pravilnee budet (SiO2)x, gde x imeet ocenj dlinnij diapazon.


    Reference: http://ehp.niehs.nih.gov/members/1997/Suppl-1/vallyathan-ful...
Vents Villers
Specializes in field
Native speaker of: Native in LatvianLatvian
PRO pts in category: 16
Grading comment
Спасибо большое, Марина, Вентс и Виктор!

Peer comments on this answer (and responses from the answerer)
agree  Marina Aleyeva: Вы первее :-) ADDED Жаль, что нельзя поставить второе agree - Вы тысячу раз правы!
43 mins
  -> Spasibo, na 1. castj voprosa kak to ne zadumalsja :(

7 hrs   confidence: Answerer confidence 4/5Answerer confidence 4/5 peer agreement (net): +2
образующиеся в процессе дробления кремний-содержащие радикалы / радикалы на основе кремния


Explanation:
Елена, может быть, в точности моей терминологии я не до конца уверена, но я понимаю, о чем речь.

Ведь силикозы развиваются в т. ч. у рабочих горнодобывающих отраслей, где присутствует добыча и дробление камня. В процессе дробления (fracturing) образуется очень мелкая пыль кристаллического кремнезема(диоксида кремния - crystalline silica), а также упомянутые у Вас кремний-содержащие радикалы. К числу этих радикалов относятся, например, Si, SiH, SiH2. В подтверждение цитаты:

silicon-based radicals (Si, SiH, SiH2, SiH3 etc.)
is in the range of centimetres; for hydrogen atoms tenths of millimetres are typical values.
www-micromorph.unine.ch/publications/ PS_files/paper_234.pdf

При добыче, переработке и обогащении отсевов дробления и разнопрочных каменных материалов на карьерах отрицательное влияние на организм человека оказывает минеральная пыль, образующаяся в процессе измельчения каменных материалов и обильно выделяющаяся при дроблении, сортировке, транспортировании щебня и песка.
Степень вредного воздействия пыли на организм человека определяется процентным содержанием кремнезема (SiO2) и проникающей способностью пыли.
Наибольшую опасность для организма человека представляют частицы пыли размером до 5 мкм, которые, находясь в воздухе во взвешенном состоянии долгое время, при вдохе вместе с ним глубоко проникают в органы дыхания.
http://www.stroylist.ru/docs/4/1312/

--------------------------------------------------
Note added at 1 day 19 hrs 3 mins (2004-03-27 11:37:22 GMT)
--------------------------------------------------

Елена, Vents Villers совершенно прав и речь действительно идет именно о КРЕМНЕКИСЛОРОДНЫХ радикалах. Просто в силу строения кристаллического кремнезема: он состоит не из отдельных молекул SiO2, а предст. собой крист. решетку, где каждый атом кремния связан с другими атомами кренмия через кислороды. Поэтому, конечно, в одиночестве атом кремния остаться никак не может - он всегда будет так или иначе связан с другими \"тетраэдрами\" SiO2 образующейся при дроблении пылевой частицы кремнезема. Вот об этом у Вас и говорится.

Предлагаю посмотреть вот эту ссылку, где рассказано о строении кристаллического кремнезема и разных видах кремнекислородных радикалов (статья называется \"Силикаты в природе и практике человека\").
http://www.issep.rssi.ru/pdf/9708_045.pdf

Marina Aleyeva
Ukraine
Works in field
Native speaker of: Native in RussianRussian, Native in UkrainianUkrainian
PRO pts in category: 60

Peer comments on this answer (and responses from the answerer)
agree  Vents Villers: vobsce "SiH, SiH2 i SiH3" iz drugoj istorii, no v ostalnom soglasen :)
14 mins
  -> Спасибо! Да... Я скорее привела как пример. При дроблении, вполне возможно, образуются другие радикалы на основе кремния :-)

agree  Hadjismel
6 days