KudoZ home » English to Russian » Education / Pedagogy

special education

Russian translation: ñïåöèàëüíîå îáðàçîâàíè&


GLOSSARY ENTRY (DERIVED FROM QUESTION BELOW)
English term or phrase:special education
Russian translation:ñïåöèàëüíîå îáðàçîâàíè&
Entered by: Yuri Geifman

01:20 Mar 12, 2002
English to Russian translations [PRO]
Law/Patents - Education / Pedagogy / Education
English term or phrase: special education
I need the current "politically correct" Russian equivalent please (it is definitely NOT специальное образование)
Yuri Geifman
Canada
Осмелюсь все же предложить "специальное образование"
Explanation:
Я понимаю, что Вы хотели избежать калькирования, тем не менее "спец. образование" является наиболее употребительным термином:

Н. Н. Малофеев **Специальное образование** в России и за рубежом.

Директор ИКП РАО, доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО, член Совета по делам инвалидов при Президенте РФ и Федерального экспертного совета Минобразования РФ, руководитель Комплексной Программы "Дети с отклонениями в развитии и инвалиды: реабилитация через образование ", руководитель Проекта "Социологический анализ и прогнозирование развития системы **специального образования**".
Автор нового методологического подхода к сравнительному анализу национальных систем **специального образования**; периодизации эволюции отношения общества и государства к **лицам с отклонениями в развитии** и периодизации развития национальных систем **специального образования**. Является автором государственной целевой комплексной программы. " Социально - психологическая поддержка и воспитание детей с недостатками умственного и физического развития (1991)", одним из организаторов пилотного проекта ( Гособразование СССР - IBM) по компьютеризации **специальных** образовательных учреждений России.

http://ise.iip.net/almanah/books/specobr/author.htm

В 1994 г. более трехсот представителей 92 правительств и 25 международных организаций на Всемирной Конференции в Саламанке **Образование для лиц с особыми потребностями**: Доступность и Качество, проведенной Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), приняли Саламанскую Декларацию "О принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями" и программу "Рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями", которые определили пути развития **специального образования** в XXI веке.

Вышеназванным постановлением Совета Министров СССР установлено, что ставки заработной платы воспитателям **специальных учебно-воспитательных учреждений** для детей и подростков, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии, выплачиваются…

…предусмотрена приказом Министерства образования РСФСР и Министерства здравоохранения РСФСР от 18.07.91 г. N251/125 "О мерах по улучшению работы **специальных** учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии", в **специальных** классах и группах для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Selected response from:

Natalia Bearden
Grading comment
Спасибо всем за помощь и разъяснения, в частности за сравнение "специального" и "специализированного" образования. Я решил писать "обучение для детей с особыми нуждами" где получится по контексту, а в остальных местах -все же называть образование специальным.
4 KudoZ points were awarded for this answer



Summary of answers provided
4 +3Осмелюсь все же предложить "специальное образование"
Natalia Bearden
5 +1Коррекционное образование.
Nicolay
4 +1специализированное обучениеSergey
4В поддержку варианта Николая - рано на кнопочку нажала при peer-grading...Tatiana Neroni
4Образование для особых групп
Vadim Khazin
4обучение детей с умственной недостаточностьюVasyl Baryshev


Discussion entries: 2





  

Answers


17 mins   confidence: Answerer confidence 4/5Answerer confidence 4/5 peer agreement (net): +1
специализированное обучение


Explanation:
I don't know, though, if it is politically correct and if it fits the context.

Sergey
United States
PRO pts in category: 4

Peer comments on this answer (and responses from the answerer)
agree  Kate Humphrey: В России были дет. сады для детей с дефектами речи, на пример, и назывались они "специализированными". Там работали логопеды и занимались с детками. Были спец. сады других профилей, так что думаю, что "специализированное образование" подходит.
34 mins
  -> Спасибо большое за уточнение

43 mins   confidence: Answerer confidence 4/5Answerer confidence 4/5
Образование для особых групп


Explanation:
Так даёт "Американа".

Vadim Khazin
Specializes in field
Native speaker of: Native in RussianRussian, Native in UkrainianUkrainian
PRO pts in category: 16

1 hr   confidence: Answerer confidence 5/5 peer agreement (net): +1
Коррекционное образование.


Explanation:
В отношении детей с ограничениями в умственном или физическом развитии применяется термин; коррекционное образование. Например: Институт Коррекционной Педагогики Российской Академии Образования. См. http://www.ise.iip.net/news/news.html.
А официальный сайт Министерства образования Российской Федерации,(http://www.ed.gov.ru/) наверное, дает самое politically correct определение. Министерство использует термин: специальное (коррекционное)образование.


Nicolay
Native speaker of: Native in RussianRussian, Native in UkrainianUkrainian

Peer comments on this answer (and responses from the answerer)
agree  Tatiana Neroni: Абсолютно точно. А специальность в вузах называется "Дефектология". "Специальное" образование -
13 hrs
  -> Благодарю.

1 hr   confidence: Answerer confidence 4/5Answerer confidence 4/5 peer agreement (net): +3
Осмелюсь все же предложить "специальное образование"


Explanation:
Я понимаю, что Вы хотели избежать калькирования, тем не менее "спец. образование" является наиболее употребительным термином:

Н. Н. Малофеев **Специальное образование** в России и за рубежом.

Директор ИКП РАО, доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО, член Совета по делам инвалидов при Президенте РФ и Федерального экспертного совета Минобразования РФ, руководитель Комплексной Программы "Дети с отклонениями в развитии и инвалиды: реабилитация через образование ", руководитель Проекта "Социологический анализ и прогнозирование развития системы **специального образования**".
Автор нового методологического подхода к сравнительному анализу национальных систем **специального образования**; периодизации эволюции отношения общества и государства к **лицам с отклонениями в развитии** и периодизации развития национальных систем **специального образования**. Является автором государственной целевой комплексной программы. " Социально - психологическая поддержка и воспитание детей с недостатками умственного и физического развития (1991)", одним из организаторов пилотного проекта ( Гособразование СССР - IBM) по компьютеризации **специальных** образовательных учреждений России.

http://ise.iip.net/almanah/books/specobr/author.htm

В 1994 г. более трехсот представителей 92 правительств и 25 международных организаций на Всемирной Конференции в Саламанке **Образование для лиц с особыми потребностями**: Доступность и Качество, проведенной Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), приняли Саламанскую Декларацию "О принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями" и программу "Рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями", которые определили пути развития **специального образования** в XXI веке.

Вышеназванным постановлением Совета Министров СССР установлено, что ставки заработной платы воспитателям **специальных учебно-воспитательных учреждений** для детей и подростков, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии, выплачиваются…

…предусмотрена приказом Министерства образования РСФСР и Министерства здравоохранения РСФСР от 18.07.91 г. N251/125 "О мерах по улучшению работы **специальных** учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии", в **специальных** классах и группах для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Natalia Bearden
PRO pts in category: 12
Grading comment
Спасибо всем за помощь и разъяснения, в частности за сравнение "специального" и "специализированного" образования. Я решил писать "обучение для детей с особыми нуждами" где получится по контексту, а в остальных местах -все же называть образование специальным.

Peer comments on this answer (and responses from the answerer)
agree  protolmach: Наташа права. Поверьте учителю и инспектору с 20-летним стажем работы в советской школе.Специальное обучение (для детей с недостатками развития) и специализированное обучение (спецшколы с усиленным \ углубленным изучением предметов)
7 mins

agree  Yelena Kurashova
1 hr

agree  Marina Dolinsky: Ia dumayu shto vozmojno toliko "Obrazovanie detei so spezialinimi nujdami"
14 hrs

1 hr   confidence: Answerer confidence 4/5Answerer confidence 4/5
обучение детей с умственной недостаточностью


Explanation:
Строго говоря, в России это называется "олигофренопедагогика". Смежные науки - дефектология, сурдопедагогика. А вот выдержка из альманаха Института Коррекционной Педагогики РАО (выпуск 1/2000):
Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития. То есть уже наметился сдвиг в сторону расширения функциональной характеристики указанного направления: от обучения традиционно умственно отсталых (в бывшем СССР) до постепенного охвата "лиц с отклонениями в развитии". Надеюсь, я ответил на Ваш вопрос, Юрий.


--------------------------------------------------
Note added at 2002-03-12 02:54:24 (GMT)
--------------------------------------------------

пока готовил свой ответ, Наташа уже успела, поэтому присоединяюсь к ее ответу, а свой снимаю как тавтологию.


    Reference: http://www.ise.iip.net/almanah/1/pst4.htm
Vasyl Baryshev

15 hrs   confidence: Answerer confidence 4/5Answerer confidence 4/5
В поддержку варианта Николая - рано на кнопочку нажала при peer-grading...


Explanation:
Я не знаю насчет "наиболее употребительного термина", т.к. нашла множество ссылок на коррекционное образование.

Юрий просил "политически корректный термин".

Вот образец политической корректности - Институт дефектологии (так официально называется эта специальность - преподавание детям с отклонениями в развитии)переименован в Институт Коррекционной педагогики.

http://ise.iip.net/products/abc1995_98.html

Далее - термин "специальное образование" имеет столько значений, никоим образом не относящихся к коррекционной педагогике, что сама опасность "перекрывания значений" уже не подразумевает политическую корректность.

Значения самые разные, вполне нейтральные:

===========
Интернет - трейдинг: как научиться работать на мировом фондовом рынке, не имея СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ...

http://www.internettrading.ru/index.html

Помимо традиционных дисциплин, дающих основы гуманитарного и СПЕЦИАЛЬНОГО языкового ОБРАЗОВАНИЯ - описание факультета ин. языков...

Среднее СПЕЦИАЛЬНОЕ образование - ПТУ, техникумы.

===========

Я-таки нашла упоминание о "среднем специальном (коррекционном) образовании" - в значении, предлагаемом Наташей, но учитывая, что "специальное образование" рутинно употребляется в таком многообразии других значений (у меня, очень недавнего жителя России, автоматически возник образ ПТУ, например), я бы не стала его употреблять как ОСНОВНОЕ значение special education (обучение детей с отклонениями в развитии). "Коррекционное образование" - равноправный термин, но разночтений, подобных "специальному образованию", не вызовет.

Также "коррекционное образование" отвечает основному требованию Юрия - он попросил "current politically correct term".
========

Прошу прощения, что поздно зашла.



Tatiana Neroni