KudoZ home » English to Russian » Idioms / Maxims / Sayings

Hibernian

Russian translation: гиберниец, гибернийский


GLOSSARY ENTRY (DERIVED FROM QUESTION BELOW)
English term or phrase:Hibernian
Russian translation:гиберниец, гибернийский
Entered by: Angela Greenfield

02:15 Feb 20, 2009
English to Russian translations [PRO]
Idioms / Maxims / Sayings
English term or phrase: Hibernian
Из словаря я узнал, что Hibernian переводится как "ирландец", "ирландский".

Но точно так же переводится и слово "Irish", не так ли?

И оба эти слова встречаются у меня в тексте.

Т.е. задача максимум подобрать какой-то другое слово для Hibernian .

Например если бы речь шла о шведах, я мог бы написать "швед" и "варяг.

А нет ли в русском языке какого-нибудь такого синонима для слова "ирландец"?

Буду благодарен за любые идеи.

Вообще слово звучит очень похоже на "гипербореец".

Но насколько Гиперборея у нас ассоциируется с Ирландией?
Alexander Onishko
гиберниец (???)
Explanation:
по-моему, так, если я правильно помню историю.

--------------------------------------------------
Note added at 7 mins (2009-02-20 02:22:27 GMT)
--------------------------------------------------

Извлечения из античных источников по истории заключительного этапа диктатуры Цезаря (44-12 гг. до н.э.)

Луций Ампелий, "Памятная книга":

VIII. Чудеса света.

(12) Гиберния - это страна колдовских чар в большей степени, чем какая-либо другая, родственная ей по языку... В Гибернии одно время сам Гай Цезарь стоял на краю гибели из-за происков Медеи, колдуньи и царицы Конаксаты, шедшей родом от той Медеи, что погубила Эета. (13) Пожалуй, он бы и погиб, не помоги ему царь Уладии Гонгобарий, сын царя всей Гибернии Паксена Патакса, - ведь только гиберниец может одолеть гибернийца. Тогда и Кокцеолин, известный своими удивительными глазами, за оказанные Цезарю услуги был объявлен другом римского народа...
http://www.wirade.ru/history/history_caesar.html
Selected response from:

Angela Greenfield
United States
Grading comment
зер-зер гут ! Спасибо большое всем. По времени ответ Анжелы, кажется, был первым
4 KudoZ points were awarded for this answer



Summary of answers provided
5 +1эрин
Maksym Petrov
4гибернийский, (ивернийский)
Dmitrie Highduke
2 +2гиберниец (???)
Angela Greenfield
3гиберниец
Maksym Nevzorov


Discussion entries: 1





  

Answers


7 mins   confidence: Answerer confidence 3/5Answerer confidence 3/5
hibernian
гиберниец


Explanation:
http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/28921/Гиберния
Гиберния
или Иверния — древнее название Ирландии (см. соотв. статью).
(Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона)

...

ГИБЕРНИЯ
(Hibernia), латинизир. название Ирландии, находившейся в 1181 - 1800 под главенством Англии (период колониальной эксплуатации), а в 1801 присоединенной ею (Объединен. королевство Великобритании и Ирландии). В 1922 Ирландия получила статус доминиона (Saorstad Eireann), а в 1937 стала независимой республикой Эйре (без Сев. Ирландии). До 1800 английские правители именовали себя в круговых легендах монет «MAGNAE BRITANNIAE, FRANCIAE ET HIBERNIAE REX» (лат. - «Король Великобритании, Франции и Ирландии»). Чеканка собств. ирландских монет началась при английском короле Генрихе II (1154 - 1189), последние предназначенные для Ирландии монеты чеканил Георг III (1760 - 1820), в т.ч. пенни и полупенни 1805, фартинги 1806: о.с. - коронов. арфа, над ней надпись «HIBERNIA». В 1928 были выпущены первые монеты ирл. государства-доминиона, в 1939 на монетах появляется название страны «EIRE».

(Словарь нумизмата: Пер. с нем. /Х.Фенглер, Г.Гироу, В.Унгер/ 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Радио и связь, 1993)

...

... он бы и погиб, не помоги ему царь Уладии Гонгобарий, сын царя всей Гибернии Паксена Патакса, - ведь только гиберниец может одолеть гибернийца. ...
www.wirade.ru/history/history_caesar.html

По этой причине гиберниец (наполовину) с рыжими волосами был наречен Абдулом и кожу лица имел опаленную сирийским родимым солнцем. ...
www.litportal.ru/genre39/author377/read/page/5/book8779.htm...

Maksym Nevzorov
Ukraine
Native speaker of: Native in RussianRussian, Native in UkrainianUkrainian
PRO pts in category: 4

4 mins   confidence: Answerer confidence 2/5Answerer confidence 2/5 peer agreement (net): +2
hibernian
гиберниец (???)


Explanation:
по-моему, так, если я правильно помню историю.

--------------------------------------------------
Note added at 7 mins (2009-02-20 02:22:27 GMT)
--------------------------------------------------

Извлечения из античных источников по истории заключительного этапа диктатуры Цезаря (44-12 гг. до н.э.)

Луций Ампелий, "Памятная книга":

VIII. Чудеса света.

(12) Гиберния - это страна колдовских чар в большей степени, чем какая-либо другая, родственная ей по языку... В Гибернии одно время сам Гай Цезарь стоял на краю гибели из-за происков Медеи, колдуньи и царицы Конаксаты, шедшей родом от той Медеи, что погубила Эета. (13) Пожалуй, он бы и погиб, не помоги ему царь Уладии Гонгобарий, сын царя всей Гибернии Паксена Патакса, - ведь только гиберниец может одолеть гибернийца. Тогда и Кокцеолин, известный своими удивительными глазами, за оказанные Цезарю услуги был объявлен другом римского народа...
http://www.wirade.ru/history/history_caesar.html

Angela Greenfield
United States
Works in field
Native speaker of: Native in RussianRussian, Native in UkrainianUkrainian
PRO pts in category: 35
Grading comment
зер-зер гут ! Спасибо большое всем. По времени ответ Анжелы, кажется, был первым

Peer comments on this answer (and responses from the answerer)
agree  Ann Nosova
2 hrs

agree  Katia Gygax
3 hrs

8 mins   confidence: Answerer confidence 4/5Answerer confidence 4/5
hibernian
гибернийский, (ивернийский)


Explanation:
Есть и такое: http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/28921/Гиберния

Dmitrie Highduke
Ukraine
Native speaker of: Native in RussianRussian, Native in UkrainianUkrainian

4 hrs   confidence: Answerer confidence 5/5 peer agreement (net): +1
hibernian
эрин


Explanation:
Устаревшее латинизированное, а позже подвергшееся влиянию английского языка слово "ирландец". Как "русич" вместо "русского", "украинца" или "белорусса". Или "эллин" вместо "грека". Так греки и ирланцы до сих пор называют свои странны "Hellas" и "Eire", соотвественно и себя. Где-то у меня была старая книга (годов 50-х) с пересказами ирландских мифов, переводами отрывков, так там древние ирландцы так и назывались - книга далеко не под рукой, автора-составителя уже не помню.

Maksym Petrov
Ukraine
Native speaker of: Native in UkrainianUkrainian

Peer comments on this answer (and responses from the answerer)
agree  Igor Moshkin: http://www.army.celtica.ru/expansion_irl_1.html
1 hr
  -> Спасибо. В действительности, источников по теме на русском очень мало.