KudoZ home » English to Russian » Linguistics

Inuinnaqtun, Inuktitut

Russian translation: инуиннактун, инуктикут


17:34 Nov 11, 2003
English to Russian translations [PRO]
Science - Linguistics / Linguistics
English term or phrase: Inuinnaqtun, Inuktitut
Дано: названия двух языков (эскимосских) в перечне на английском.
Вопрос: как эти языки называются по-русски?

Пояснение (преткновение): нужны не названия групп языков (юпик, инуит или аллофоны этих названий), а именно языков, потому что в Канаде на эти два языка переводится очень многое, значит, они имеют ясные и понятные НАЗВАНИЯ, отличающиеся от названий групп языков.

Эх, плохо быть не эскимосом!
Русские иногда всех называют "нерусские", по-венгерски "объяснить" значит "magyarazni" (обмадьярить - "Я вам мадьярским языком объясняю, бестолочи!"). То-то эскимосы смеются над моими бедами - "Как мол можно такого не понимать?"

Но вот не понимаю.

Но с вашей помощью пойму.
Yuri Smirnov
Russian translation:инуиннактун, инуктикут
Explanation:
Я бы записала в транскрипции, вот как здесь:

... Языки: инуктикут (со многими диалектами),
инуиннактун, английский и французский. ...
www.newpk.ru/index.php?action=read&AId=95

--------------------------------------------------
Note added at 2 hrs 53 mins (2003-11-11 20:28:18 GMT)
--------------------------------------------------

Сорри зо опечатку, инуктиТут

--------------------------------------------------
Note added at 2 hrs 54 mins (2003-11-11 20:29:35 GMT)
--------------------------------------------------

зА опечатку...
Selected response from:

Natalie
Poland
Grading comment
Поскольку выход предлагается, по сути, один - транслитерация (инуиннактун, инуктитут) и поскольку я и сам к нему склонялся, благодарю Natalie и Елену, но кудозы не поделишь, а потому признаю первенство во времени. А куда девался ответ Веры? Я собирался с утра все внимательно прочитать...
4 KudoZ points were awarded for this answer



Summary of answers provided
5 +3второе - инуктитут
Alya
4 +2инуиннактун, инуктикут
Natalie
2 +1боюсь, русских названий этих языков нет.
Vladimir Vaguine


Discussion entries: 1





  

Answers


24 mins   confidence: Answerer confidence 2/5Answerer confidence 2/5 peer agreement (net): +1
inuinnaqtun, inuktitut
боюсь, русских названий этих языков нет.


Explanation:
В силу того, что у нас они классифицируются не как самостоятельные языки, а как диалекты эскимосского языка. Таков языковедческий подход, увы.

Хотя, вот цитата:

Эскимосско-алеутские языки (Э.-а.я.) распространены на территории Гренландии, побережье Канадской Арктики, на всем побережье Аляски, крайнем северо-восточном и юго-восточном побережье Чукотки, прилегающих островах и на островах алеутской гряды. В состав Э.-а.я. входят: группа более или менее близких языков, традиционно объединяемых под условным названием "эскимосские языки", а также алеутский язык. Эскимосские языки подразделяются на две основные группы - юпик и инуит (названия даны по самоназваниям носителей); язык сиреникских эскимосов на Чукотке стоит особняком и, возможно, является "осколком" третьей ветви Э.-а.я. Языки группы юпик распространены на Чукотке, западном и юго-западном побережье Аляски с прилегающими островами; языки группы инуит - на северном побережье Аляски и далее на восток до Гренландии. Граница двух групп проходит через поселок Уналаклит на западном побережье Аляски. В состав группы юпик входят языки чаплинский (юго-восток Чукотки и о. Св. Лаврентия), науканский (северо-восток Чукотки), язык центральный юпик (центральная часть побережья Аляски) и язык алютик (юго-западная Аляска). В группу инуит (инупиак, инупик, инуктитут) входят: язык инуитов Аляски (с отдельно выделенным здесь диалектом эскимосов Берингова пролива), язык инуитов Канады и гренландский язык.
http://www.philology.ru/linguistics4/vakhtin-97.htm

Еще ссылки (может, пригодятся):

http://homepages.tversu.ru/~ips/NonIndoeuropean.htm

http://www.peoples.org.ru/paleoaz.html

http://www.krugosvet.ru/articles/80/1008089/1008089a1.htm

Vladimir Vaguine
Russian Federation
Native speaker of: Native in RussianRussian

Peer comments on this answer (and responses from the answerer)
agree  Ol_Besh
58 mins

12 mins   confidence: Answerer confidence 4/5Answerer confidence 4/5 peer agreement (net): +2
inuinnaqtun, inuktitut
инуиннактун, инуктикут


Explanation:
Я бы записала в транскрипции, вот как здесь:

... Языки: инуктикут (со многими диалектами),
инуиннактун, английский и французский. ...
www.newpk.ru/index.php?action=read&AId=95

--------------------------------------------------
Note added at 2 hrs 53 mins (2003-11-11 20:28:18 GMT)
--------------------------------------------------

Сорри зо опечатку, инуктиТут

--------------------------------------------------
Note added at 2 hrs 54 mins (2003-11-11 20:29:35 GMT)
--------------------------------------------------

зА опечатку...

Natalie
Poland
Native speaker of: Native in RussianRussian
PRO pts in category: 32
Grading comment
Поскольку выход предлагается, по сути, один - транслитерация (инуиннактун, инуктитут) и поскольку я и сам к нему склонялся, благодарю Natalie и Елену, но кудозы не поделишь, а потому признаю первенство во времени. А куда девался ответ Веры? Я собирался с утра все внимательно прочитать...

Peer comments on this answer (and responses from the answerer)
agree  Ol_Besh
1 hr

agree  Iouri Ostrovski
2 hrs
  -> Спасибо, ребята, а почему никто не ткнул меня носом в опечатку?

7 mins   confidence: Answerer confidence 5/5 peer agreement (net): +3
inuinnaqtun, inuktitut
второе - инуктитут


Explanation:
(типа, как слышится, так и пишется)

...Язык инуктитут является родным для двух третей инуитов и достаточно широко применяется в быту. Даже среди детей и подростков более половины (55%) говорит на нем дома. ...

Этнический и языковой состав канадского общества на пороге XXI века (по материалам частичной переписи населения 1996 года)
Ю.Г. Акимов
http://www.demoscope.ru/weekly/2002/067/analit03.php


Первый пока не находится.

--------------------------------------------------
Note added at 13 mins (2003-11-11 17:47:57 GMT)
--------------------------------------------------

Вдогонку:

согласно документу \"Коды для представления названий языков\" ISO 639:1988 (E/F) (Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу), второй должен приводиться как

iu Inuktitut/Инуктитут
Inuinnaqtun там отсутствует.

http://hghltd.yandex.ru/yandbtm?url=http://www.bibliography....

Предположение: что если Inuinnaqtun есть не что иное, как \"самоназвание\" языка, означающее \"язык инуитов\" (каковым он и является).

--------------------------------------------------
Note added at 18 mins (2003-11-11 17:53:14 GMT)
--------------------------------------------------

На сайте, посвященном эскимосским народностям, язык иннуинактун не упоминают....

ICC - Чукотка.
ICC представляет инуитов (эскимосов) четырех стран: Канады, США (Аляска), Дании (Гренландия) и России (Чукотка). ...
http://www.icc.hotbox.ru/pages/yaziki.htm

--------------------------------------------------
Note added at 33 mins (2003-11-11 18:08:04 GMT)
--------------------------------------------------

Скорее, Inuinnaqtun есть диалект инуктитута, распространенный в западной части страны. См. выдержку:

... Inuktitut/Inuinnaqtun is the largest language group in Nunavut. Seven out of every ten Nunavummiut speak Inuktitut as their first language. Inuktitut is divided up into a number of different dialects, including _Inuinnaqtun_, which is spoken in the western-most parts of the territory. ...

Office of the Languages Commissioner of Nunuvat

http://www.langcom.nu.ca/english/languages/inuktitut.html

--------------------------------------------------
Note added at 6 hrs 2 mins (2003-11-11 23:37:22 GMT)
--------------------------------------------------

Заключительные замечания.

Насчет инуктитута все ясно. Он внесен в библиотечные рубрикаторы, упоминается на специализированных сайтах и в научных статьях. С ним проблем нет.

Сложнее с Inuinnaqtun. Слово это в российских источниках практически не встречается (если не считать две популярные статьи). Зарубежные делятся на две группы: некоторые (довольно авторитетные) называют его диалектом инуктитута, другие признают отдельным официальным языком. См. ниже пару выдержек:

SCHOOL ACHIEVEMENT INDICATORS PROGRAM
NORTHWEST TERRITORIES
CONTEXT STATEMENT
Social Context
The language legislation of the NWT recognizes 11 official languages: Chipewyan, Cree, Dogrib, English, French, Gwich’in, _Inuinnaqtun_, _Inuktitut_, Inuvialktun, North Slavey, and South Slavey.
http://www.cmec.ca/saip/rw98le/pages/NTE.stm

Canada
... Individual provinces may have different arrangements, however. ... four languages are recognised in the new territory of Nunavut: _Inuktitut_, _Inuinnaqtun_, French and English (the working language of Nunavut is Inuktitut). The Northwest Territories government recognizes eleven: English, French, and nine aboriginal languages.
http://www3.sympatico.ca/toombs/Canada.htm

Так что в этом отношении российское языковедение явно отстает от канадского :)

Так что другого выхода нет, кроме транслитерации Inuinnaqtun.

Все.

--------------------------------------------------
Note added at 20 hrs 6 mins (2003-11-12 13:41:10 GMT) Post-grading
--------------------------------------------------

Мне казалось, Вам требовалось академическое подтверждение, а не из популярных статей? 12 минут идут также после 7...


Alya
Russian Federation
Native speaker of: Native in RussianRussian
PRO pts in category: 4

Peer comments on this answer (and responses from the answerer)
agree  Ol_Besh
1 hr
  -> спасибо :)

agree  Iouri Ostrovski
2 hrs
  -> спасибо :)

agree  xxxVera Fluhr: Нет,он распространен не в западной части страны,а в западной части Нунавута. Точнее - в коммуне Holman. Его второе название - Kangiryuarmiutun. И он сам является поддиалектом диалекта inuvialuit. http://www.beaudelselfgov.org/inuvialuit.html
5 hrs
  -> спасибо :) Зря Вы спрятали свой ответ, там были интересные детали...