KudoZ home » English to Russian » Medical

vector

Russian translation: вектор (в радиофармакологии)


GLOSSARY ENTRY (DERIVED FROM QUESTION BELOW)
English term or phrase:vector (radiopharmacy)
Russian translation:вектор (в радиофармакологии)
Entered by: Alex Volovodenko

09:39 Jan 20, 2004
English to Russian translations [PRO]
Medical / radiopharmacology, tagging
English term or phrase: vector
Слово из радиофармакологического контекста. Это как бы "молекула-носитель" метки. То, к чему присоединяется изотопная метка.
Например: ... metal complex tagged to a biological vector ...
Alex Volovodenko
Russian Federation
вектор
Explanation:
вектор - он и в Африке вектор

--------------------------------------------------
Note added at 2004-01-20 09:49:12 (GMT)
--------------------------------------------------

Векторы: общие сведения
Векторами называют молекулы-переносчики фрагментов нуклеиновых кислот.

Векторная молекула должна обладать несколькими обязательными свойствами. Во-первых, любой вектор должен длительное время существовать в популяции клеток-хозяев, т.е. реплицироваться автономно или вместе с хромосомами клеток. Во- вторых, в любом векторе должны быть биохимические или генетические маркеры, которые позволяли бы обнаруживать его присутствие в клетках. В-третьих, структура векторной молекулы должна допускать встраивание в нее чужеродной последовательности нуклеотидов без нарушения ее функциональной целостности.

Для конструирования векторов в генной инженерии используют небольшие молекулы нуклеиновых кислот, способные к автономной репликации в бактериальных и эукариотических клетках - плазмиды, хромосомы вирусов, а также фрагменты хромосом эукариотических клеток.

---------------------------------
obi.img.ras.ru/humbio/genexp/00045ba5.htm
----------------------------------

или \"векторная молекула\"
Selected response from:

Alexander Onishko
Grading comment
Благодарствую!
4 KudoZ points were awarded for this answer



Summary of answers provided
5 +3вектор
Natalie
4 +2вектор
Alexander Onishko
5переносчик инфекции
Levan Namoradze
4носитель
Martinique
4Вектор, векторная ДНК
Aliaksandr Shamiakin
4биологический вектор
Сергей Лузан


  

Answers


3 mins   confidence: Answerer confidence 5/5
переносчик инфекции


Explanation:
As far as I know...

--------------------------------------------------
Note added at 2004-01-20 09:47:35 (GMT)
--------------------------------------------------

т.е. биологический (возможно бактериологический) переносчик инфекции


Levan Namoradze
Georgia
Native speaker of: Native in GeorgianGeorgian
PRO pts in pair: 770

Peer comments on this answer (and responses from the answerer)
agree  xxxAlex Zelkind
4 mins
  -> Спасибо

disagree  Natalie: Ну что вы, Леван, инфекция здесь ни при чем (см. ниже)
6 mins
  -> Не буду спорить. Хотя, исходя из контекста выше (т.е. без вашего), вполне может быть.

6 mins   confidence: Answerer confidence 4/5Answerer confidence 4/5 peer agreement (net): +2
вектор


Explanation:
вектор - он и в Африке вектор

--------------------------------------------------
Note added at 2004-01-20 09:49:12 (GMT)
--------------------------------------------------

Векторы: общие сведения
Векторами называют молекулы-переносчики фрагментов нуклеиновых кислот.

Векторная молекула должна обладать несколькими обязательными свойствами. Во-первых, любой вектор должен длительное время существовать в популяции клеток-хозяев, т.е. реплицироваться автономно или вместе с хромосомами клеток. Во- вторых, в любом векторе должны быть биохимические или генетические маркеры, которые позволяли бы обнаруживать его присутствие в клетках. В-третьих, структура векторной молекулы должна допускать встраивание в нее чужеродной последовательности нуклеотидов без нарушения ее функциональной целостности.

Для конструирования векторов в генной инженерии используют небольшие молекулы нуклеиновых кислот, способные к автономной репликации в бактериальных и эукариотических клетках - плазмиды, хромосомы вирусов, а также фрагменты хромосом эукариотических клеток.

---------------------------------
obi.img.ras.ru/humbio/genexp/00045ba5.htm
----------------------------------

или \"векторная молекула\"


Alexander Onishko
Native speaker of: Native in RussianRussian, Native in UkrainianUkrainian
PRO pts in pair: 3512
Grading comment
Благодарствую!

Peer comments on this answer (and responses from the answerer)
agree  Natalie: Вобщем так :-)
4 mins
  -> мерси :)

agree  Vladimir Pochinov
2 hrs

8 mins   confidence: Answerer confidence 5/5 peer agreement (net): +3
вектор


Explanation:
Так и будет - вектор. Обычно под вектором понимается ДНК (см.ниже), с помощью которой в клетки вводят какой-нибудь чужеродный "кусочек"; в более широком смысле вектором могут называть разные молекулы (например, белковые), которые "вносят" что-нибудь в клетку (как в данном случае - изотопную метку).

ВЕКТОР в молекулярной генетике , самостоятельно реплицирующаяся молекула ДНК, способная включать чужеродную ДНК (гены) и переносить ее в клетки, наследственные свойства которых желают изменить. Обычно вектор создают на основе ДНК плазмид и вирусов (в т. ч. бактериофагов). Вектор широко используют в генетической инженерии для размножения (клонирования) введенных генов или получения кодируемых этими генами белковых продуктов.
http://www.zoohall.com.ua/findex.php?page=http://www.zoohall...


Natalie
Poland
Native speaker of: Native in RussianRussian
PRO pts in pair: 28209

Peer comments on this answer (and responses from the answerer)
agree  Alexander Onishko: great minds think alike :)
2 mins

agree  Ol_Besh
40 mins

agree  protolmach
5 hrs

36 mins   confidence: Answerer confidence 4/5Answerer confidence 4/5
Вектор, векторная ДНК


Explanation:
По медицинскому словарю (биотехнологии) будет так.
По контексту Вам решать.

Aliaksandr Shamiakin
Native speaker of: Native in RussianRussian, Native in BelarusianBelarusian
PRO pts in pair: 7

44 mins   confidence: Answerer confidence 4/5Answerer confidence 4/5
биологический вектор


Explanation:
Переносчик, имеющий незаменимое значение в жизненном цикле патогенного организма. Удачи, Alex Volovodenko!
Взято из: Stedman's Medical Dictionary, ISBN 5-88816-001-6

Сергей Лузан
Russian Federation
Native speaker of: Native in RussianRussian
PRO pts in pair: 1669

9 hrs   confidence: Answerer confidence 4/5Answerer confidence 4/5
носитель


Explanation:
По-моему, в радиофармакологии/радиофармацевтике все-таки используется слово "носитель", а не "вектор". Достаточно набрать в поисковиках комбинации "радиофармацевтический" + "носитель" (много ссылок) и "радиофармацевтический" + "вектор" (ни одной ссылки). (Радиофармацевтические -- так правильно называются меченые изотопами препараты). При этом я вовсе не оспариваю правомочность слова "вектор" в молекулярной биологии.

http://intergamma.ru/aftsyb.htm
Возможность селективного воздействия большинства терапевтических РФП достигается за счет использования различных *носителей* и способов введения..

http://mrp.webzone.ru/ga2.html
РАСТВОР СОЛЯНОКИСЛЫЙ ГАЛЛИЯ-67 БЕЗ *НОСИТЕЛЯ*

http://ril.msa.ru/rfp/teoxim.htm
Теоксим 99мТс - радиофармацевтический препарат
...На первых минутах после внутривенного введения отмечается быстрое поглощение препарата мозгом и его прочная связь с *носителями* - специфическими протеинами...

http://ocst.okclub.org/new/rus/tech.php?id=113&um=5
Разработан также препарат натрия йодид с йодом без *носителя* в изотоническом растворе, получаемый смешиванием раствора натрия йодида (131I)...




Martinique
Native speaker of: Native in RussianRussian
PRO pts in pair: 1951