KudoZ home » English to Russian » Other

Rep by Pop

Russian translation: Больше избирателей -- больше избранных


16:05 Oct 15, 2002
English to Russian translations [PRO]
/ History / Literary
English term or phrase: Rep by Pop
Выдвинутый в 1860-е годы лозунг, касающийся системы представительства в парламенте канадской конфедерации: REPresentation according to size of POPulation

Пожалуйста, не надо объяснений. Нужен столь же краткий и выразительный русский эквивалент. А может, где-нибудь этот лозунг уже был в русском варианте?

Заранее спасибо за все версии и предложения!
Natalie
Poland
Russian translation:Больше избирателей -- больше избранных
Explanation:
Или:
"Больше избирателей -- больше представителей"
"Где больше избирателей, там -- больше..."

Как бы там ни было, аллитерация абсолютно чужда русскому. У нас лучше всего аллитерации заменять или рифмами, или параллелизмами.
А "при-пра-про" это вообще...
Selected response from:

Yuri Smirnov
Grading comment
Юра, спасибо, это предложение подтолкнуло мои мысли в нужном направлении. Спасибо всем за предложенные версии!
3 KudoZ points were awarded for this answer



Summary of answers provided
5 +1Больше избирателей -- больше избранных
Yuri Smirnov
5 +1Равное представительство, или "один человек - один голос"
Montefiore
5Всеобщие, равные и прямые выборы ! Пропорциональная избирательная системаxxxVera Fluhr
4 +1Репрезентация - по числу (объему) населенияxxxOleg Pashuk
4 +1При - ПреxxxVera Fluhr
4 +1"За пропорциональное представительство!"
Remedios
4При Про ПреxxxVera Fluhr
4Больше населения - больше представителей!xxxOleg Pashuk
3Парламентское представительство - по насельния количеству
olganet
2 -1Mazhoritarnaya sistema?Olex


  

Answers


48 mins   confidence: Answerer confidence 2/5Answerer confidence 2/5 peer agreement (net): -1
Mazhoritarnaya sistema?


Explanation:
Nothing better comes to my head at the moment.

Olex
United Kingdom
Native speaker of: Native in RussianRussian, Native in UkrainianUkrainian
PRO pts in pair: 16

Peer comments on this answer (and responses from the answerer)
disagree  marfus: мажоритарная система ни при чем (это просто избрание большинством голосов -- абс.или относительным)
3 hrs

1 hr   confidence: Answerer confidence 4/5Answerer confidence 4/5 peer agreement (net): +1
При - Пре


Explanation:
Принцип представительства
Если даже такого и не было, то стоит придумать.

А то, что он " в процентном отношении", так это само собой подразумевается.
Вот, например:

Формирование и функционирование законодательной ветви власти осуществляется в строгом соответствии с принципом представительства , отсюда и ее второе название - представительная. Значительную роль принцип представительства играет и в формировании судебной власти, выполняющей среди прочего и функцию арбитра между исполнительной и законодательной ветвями.

--------------------------------------------------
Note added at 2002-10-15 17:38:14 (GMT)
--------------------------------------------------

Вот еще пример:
На принципе представительства построена вся демократическая парламентская и партийная система.
http://mailradek.rema.ru:8100/38.htm

--------------------------------------------------
Note added at 2002-10-18 02:27:01 (GMT)
--------------------------------------------------

Если не использовать принцип \"по 3 буквы от слова\", а попытаться сказать по-русски, словами, то самый короткий лозунг будет именно

ПРИНЦИП ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА

Короче не скажешь.
А насчет того, какой исторический лозунг ему соответствует, в русской истории - см. ниже, где я написала отдельный ответ про Учредительное Собрание.


    Reference: http://www.partinform.ru/articles/part_str.htm
xxxVera Fluhr
Native speaker of: Native in RussianRussian, Native in FrenchFrench
PRO pts in pair: 1985

Peer comments on this answer (and responses from the answerer)
agree  Montefiore: так оно и было, принцип представительства - один человек- один голос; ну, а сокращение - это дело вкуса, хотя не обязательно сокращения оставлять сокращениями
2 days8 hrs
  -> Совершенно верно. Это зависит не только отвкуса, а от того, что нужно Аскеру. М.б. нужны именно сокращения. В любом случае, я же дала оба варианта - на выбор. Да еще и другие - см. внизу

1 hr   confidence: Answerer confidence 4/5Answerer confidence 4/5 peer agreement (net): +1
Репрезентация - по числу (объему) населения


Explanation:
---

xxxOleg Pashuk
PRO pts in pair: 603

Peer comments on this answer (and responses from the answerer)
agree  rsv: Представительство по числу населения
2 hrs
  -> thank you

neutral  Montefiore: репрезентация по числу населения может быть и неравной (electoral college), а здесь речь идёт о равной репрезентации
2 days8 hrs

4 hrs   confidence: Answerer confidence 4/5Answerer confidence 4/5
При Про Пре


Explanation:
Идея такая же как и выше.
Принцип процентного представительства

Вот пример:

... исходя из необходимости соблюсти принцип процентного представительства этнических меньшинств и женщин, ...

--------------------------------------------------
Note added at 2002-10-15 20:32:36 (GMT)
--------------------------------------------------

А еще можно так: Пре Про Нас
ПРЕдставительство в ПРОцентном отношении к численности НАСеления
По-моему, это будет точнее. И броско.


    Reference: http://www.vechny.com/californ/ca072699.htm
xxxVera Fluhr
Native speaker of: Native in RussianRussian, Native in FrenchFrench
PRO pts in pair: 1985

9 hrs   confidence: Answerer confidence 3/5Answerer confidence 3/5
Парламентское представительство - по насельния количеству


Explanation:
если нужен лозунг, то наверно, так
или
"Даешь представительство в зависимости от количества"
Правда, это больше похоже на советский агитплакат :)
Или

В Парламент - представление - по численности населения!

представительство субъектов федерации в верхней палате общефедерального парламента находится в прямой зависимости от численности населения соответствующего субъекта.


--------------------------------------------------
Note added at 2002-10-16 01:59:51 (GMT)
--------------------------------------------------

населения

olganet
Native speaker of: Native in RussianRussian
PRO pts in pair: 1476

12 hrs   confidence: Answerer confidence 5/5 peer agreement (net): +1
Равное представительство, или "один человек - один голос"


Explanation:
Из ответа выше можно оставить "равное представительство", которое основано на демократическом принципе "один человек-один голос", в противовес тому, что предлагалось вначале при объединении двух провинций Канады (неравное представительство для скорейшей ассимиляции). Русского эквивалента Rep by Prop не нашла.

Ссылка для тех, кому интересно (знаю, что объяснений не требуется, так что прошу прощения у Натали):

http://www2.marianopolis.edu/quebechistory/federal/repbypop....

--------------------------------------------------
Note added at 2002-10-18 02:16:45 (GMT)
--------------------------------------------------

Хочу сказать всем, кто просто считает, что это в каком-то процентном отношении, соответствующем количеству населения, и потому - справедливая репрезентация. Думаю, что нет, т.е, думаю, что более справедливая: это представительство каждого голосующего. Один человек - один голос. Мне кажется. это главный момент.

--------------------------------------------------
Note added at 2002-10-18 02:28:45 (GMT)
--------------------------------------------------

Representation by Population (Rep. by Pop.) is a method by which seats are allocated in the House of Assembly in such a way as to vary with population. The higher the population of a unit (province), the larger the number of seats allocated to that province should be. Essentially, it relates to the basic democratic principle of \"one person, one vote\" and that all votes should count equally.

The issue of representation according to population first arose in Canada during the period of the Union (1840-1867) when Upper and Lower Canada were united under a single government (legislative union). The terms of Union stipulated that the two former colonies would be represented, in a new legislature, by an equal number of representatives despite the fact that Lower Canada contained 59% of the population of the province and Upper Canada only 41%. The injustice had been created so that the \"Canadiens\" would be rendered powerless in the new legislature and that, consequently, assimilation be more easily attained. From the first in the Union, French Canadian members of the Parliament of the United Province of Canada protested the unfair treatment of Lower Canada and demanded that Rep. by Pop. be instituted.

Eventually, French Canadians reconciled themselves to the idea of equal representation as they succeeded in attaining, by 1848, a large measure of governmental power through their association with the reformists of Upper Canada. From that point on, Lower Canadians did not press for Rep. by Pop. and when some of their more radical members did, they defeated the measure themselves. When the results of the 1851 census were disclosed it was found that the population of Upper Canada was now slightly higher than that of the Lower Canadian part of the province. Statistical evidence showed that the gap could only increase in the future. From that moment, the cry for Rep. by Pop. became an easy electoral battleground for the Clear Grits of Upper Canada, led by George Brown.

Fearful that Upper Canada would use their numerical superiority in the House to dominate them or to remove the cultural rights they had managed to gain between 1840 and 1848, should Rep. by Pop. be accepted, Lower Canadians rejected every call for reform between 1853 and 1864. They rallied more and more around G.E. Cartier\'s Bleus who promised to oppose the measure, while Upper Canadians turned, in increasing numbers, to the Clear Grits who promised to implement it. The split in the Province over this issue, and other related ones, led to the political deadlock of 1864 when the province became ungovernable for want of a majority.

French Canadians recognized that constitutional reforms were necessary but would not concede Rep. by Pop. unless guarantees were given. The result of these pressures was the creation of the federal system in 1867: representation by population was conceded to Upper Canada (ss. 51-52 of the Constitution Act) but French Canada obtained a province where it would be full \"master\" in its house. Thus, Upper Canadians could not use their numerical strength to dominate them as those powers that were directly relevant to the culture and way of life of Lower Canadians would be put beyond the reach of Upper Canadians. Maritimers were also fearful of the large role that Central Canada would inevitably play in the central government. Their fear that they would be powerless in a House dominated by Central Canada became one of the most important stumbling blocks to the union of the colonies. Several guarantees were sought and obtained by the provinces that feared Ontario\'s voting strength:

1) Quebec received a fixed number of seats (65) and would serve as the basis for the calculations of the seats for the other provinces. It was thus guaranteed that its deputation would never fall below this number s. 51(1-2) . Cartier’s view was that as long as French Canadians voted as a block, and for his party, he \"could make and unmake governments\". To exercise influence in the federal government, he deemed it important that he not lead a shrinking group of parliamentarians from Quebec.

2) \"The proportion which the population of a province bore to that of the Dominion was ascertained for both the census ten years earlier and the current one, and if the latter proportion was not more than one-twentieth less than the former, no reduction in the representation of that province would be made under the general rule.\" (R.M. Dawson, The Government of Canada, 1957, p.36); see s.51(4).

3) Rep. by Pop. in the House of Commons was counterbalanced by equality of representation of regions in the Senate (s.22). This was especially important for the Maritime provinces.

4) The British North America Act, 1915, introduced a further restriction to the principle of Representation by Population as it stipulated that a province would always be entitled \"to a number of members in the House of Commons not less than the number of Senators representing such province.\" This has become article 51A of the Constitution Act.

Representation by Population was an issue that plagued Canada during the Union period. The strains exhibited by the unequal distribution of population in the country, and hence in the Canadian parliament, are still with us today. Proposals have been made, from time to time, especially at the time of the Meech Lake Accord, to have a triple E senate (Elected, Equal, Effective) to counterbalance the increasing influence and domination of Ontario in the House of Commons. All such pleas have fallen on the stumbling block of the democratic system that seems to demand that all votes be considered equally.



Montefiore
United States
Native speaker of: Native in RussianRussian
PRO pts in pair: 386

Peer comments on this answer (and responses from the answerer)
agree  xxxVera Fluhr: Не только равное, но: всеобщее, равное и прямое (т.е. исторически это- "Вся власть- Учредительному собранию!" см. ниже
1 day18 hrs
  -> Спасибо, Вера; я исходила из того описани, которое дано такому представительству, но спасибо, что напомнили Учредительное Собрание:)

14 hrs   confidence: Answerer confidence 4/5Answerer confidence 4/5 peer agreement (net): +1
"За пропорциональное представительство!"


Explanation:
Если лозунг.



Remedios
Kazakhstan
Native speaker of: Native in RussianRussian
PRO pts in pair: 805

Peer comments on this answer (and responses from the answerer)
agree  xxxVera Fluhr
1 day15 hrs

neutral  Montefiore: это - не пропорциональное, а равное представительство, или, может, я чего-то не понимаю
1 day20 hrs

14 hrs   confidence: Answerer confidence 5/5 peer agreement (net): +1
Больше избирателей -- больше избранных


Explanation:
Или:
"Больше избирателей -- больше представителей"
"Где больше избирателей, там -- больше..."

Как бы там ни было, аллитерация абсолютно чужда русскому. У нас лучше всего аллитерации заменять или рифмами, или параллелизмами.
А "при-пра-про" это вообще...

Yuri Smirnov
Native speaker of: Native in BelarusianBelarusian, Native in RussianRussian
PRO pts in pair: 3861
Grading comment
Юра, спасибо, это предложение подтолкнуло мои мысли в нужном направлении. Спасибо всем за предложенные версии!

Peer comments on this answer (and responses from the answerer)
agree  inozena
14 hrs

2 days6 hrs   confidence: Answerer confidence 5/5
Всеобщие, равные и прямые выборы ! Пропорциональная избирательная система


Explanation:
Вариант: Всеобщее, равное и прямое голосование
Можно добавить, и здесь и в заголовке:
в Парламент

И такие еще 3 формулировки:
Принцип (процентного/пропорционального) представительства
(о них я уже выше упоминала)

Мои прежние ответы были откликом на Вашу просьбу дать что-то короткое и похожее на оригинал. Конечно, таких лозунгов в России не было.
Если же Вы, наоборот, ищете параллели с русской историей, и хотите найти "что-то такое, что "в России уже было", то Вы, конечно, помните, что весь этот комплекс идей в российской истории связан с Учредительным Собранием. Не стану здесь все излагать - Вы это и сами знаете. Ниже приведены 2 ссылки - этот текст об истории Учредительных собраний начала ХХ века, а вторая ссылка - это проект закона об Российском Учредительном собрании, датированный 1991г.
Все мы знаем, какой был в 17м году лозунг, т.к. его запечатлел А. Блок в поэме Двенадцать:
"Вся власть - Учредительному Собранию!"
Однако Вам он, по моему, не годится.
Он устарел, и вообще теперь слово "учредительное собрание" имеет другой смысл.
Однако если Ваша цель - найти лозунг, имеющий параллели в русской истории, то можно в качестве такового взять основной принцип, идею Учредительного собрания, тем более, что она потом была закреплена словесно в т.н. Сталинской Конституции 1936 г. (конечно, только на словах!), да и в наши дни эта формулировка используется. Так что можно сказать, что она "проходит красной нитью"...
Эту формулировку я привела в заголовке. Это будет лозунг с "вполне российскими" корнями, с историей. Конечно, он не будет столь же короток и столь же "похож" на оригинал, как мои "при-пре", но все зависит от того, что Вы ищете.

Выше был предложен лозунг "Один человек - один голос". Это броский лозунг, но содержательно он составляет только часть идеи Учредительного Собрания, которая выражается так:

ВСЕОБЩИЕ, РАВНЫЕ И ПРЯМЫЕ ВЫБОРЫ
ВСЕОБЩЕЕ, РАВНОЕ И ПРЯМОЕ ГОЛОСОВАНИЕ
ВСЕОБЩЕЕ, РАВНОЕ И ПРЯМОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО

Иногда добавляют и 4е слово "тайные", но что характерно - только в документах. Для лозунгов это не очень подходящее слово.

Несколько ссылок:

Манифест об отречении Николая II
... к созыву на началах всеобщего, равного, тайного и прямого голосования Учредительного собрания, которое установит форму правления и конституцию страны. ...
... облеченному всею полнотою власти, впредь до того, как созванное в возможно кратчайший срок на основе всеобщего, прямого, равного и тайного голосования ...
http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/03_17.htm

...сроком созыва Учредительного собрания является либо конец лета, либо начало осени 1917 г., а более справедливой была бы пропорциональная избирательная система, позволяющая более полно и равномерно представить интересы различных групп населения и политических партий. Главная задача Учредительного собрания - выработка и принятие конституции, установление демократической республиканской формы правления,....
http://history.machaon.ru/all/number_08/istori4e/kokoshkin/p...

Первое законодательное закрепление в России всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании, было сделано "сталинской" Конституцией 1936 года.
http://ifes.ru/library/articles/cmcause/page2.html

Учредительное Собрание формируется путем всеобщих прямых, свободных, равных и тайных выборов а основе общей пропорциональной избирательной системы.
...
Статья 2. Всеобщее избирательное право
Выборы депутатов Учредительного обрания являются всеобщими: право избирать и быть избранными имеют граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет.
Статья 3. Равное избирательное право
Выборы депутатов Учредительного Собрания являются равными: избиратель по каждому избирательному округу имеет один голос: избиратели участвуют в выборах на равных основаниях.
Статья 4. Прямое избирательное право
Выборы депутатов Учредительного Собрания являются прямыми и пропорциональными
http://www.nasledie.ru/oborg/2_18/0086/07.htm


    Reference: http://history.machaon.ru/all/number_08/istori4e/kokoshkin/p...
    Reference: http://www.nasledie.ru/oborg/2_18/0086/07.htm
xxxVera Fluhr
Native speaker of: Native in RussianRussian, Native in FrenchFrench
PRO pts in pair: 1985

3 days2 hrs   confidence: Answerer confidence 4/5Answerer confidence 4/5
Больше населения - больше представителей!


Explanation:
---

xxxOleg Pashuk
PRO pts in pair: 603