KudoZ home » English to Russian » Physics

sub-MeV sources

Russian translation: допороговый


GLOSSARY ENTRY (DERIVED FROM QUESTION BELOW)
English term or phrase:sub-MeV
Russian translation:допороговый
Entered by: Lale

13:50 Jan 9, 2003
English to Russian translations [PRO]
Science - Physics / physics, nondestructive assay of nuclear materials
English term or phrase: sub-MeV sources
With most other heavy nuclei, the binding energy of the incident neutron is not itself sufficient to supply the compound nucleus with the required critical energy, and the neutron must have kinetic energy above a threshold level (usually between 0.5 and 1.5 MeV) to induce fission. Neutrons with energies below this threshold value are labeled subthreshold or sub-MeV neutrons.
....
By spontaneous fission, 1 g of 238Pu (17.2 Ci of «-activity) emits about 2500 n/s (about 1100 fissions/s/g), an important fact only when sub-MeV (а-n) sources are used with fission multiplicity detectors. (See Chapter 9.)

Существует ли русский термин для sub-MeV sources?
Lale
допороговы(е) (нейтроны)
Explanation:
Красивого эквивалента нет. Называть суб-МэВ'ными можно, пожалуй, только в разговорной практике.

Но есть прямой и хороший перевод subthreshold = допороговый.

--------------------------------------------------
Note added at 2003-01-10 18:08:13 (GMT)
--------------------------------------------------

Конечно, если в контексте будет явно указано, что пороговой энергией считается 1 МэВ.
Selected response from:

mk_lab
Ukraine
Grading comment
Thanks a lot!
4 KudoZ points were awarded for this answer



Summary of answers provided
4 +2источники энергии до 1 МэВ
Igor Kreknin
3 +3допороговы(е) (нейтроны)
mk_lab
5см ниже
ttagir
4источники нейтронов с энергией до 1 МеВ
alla dunbar
1 +2суб-МэВ энергий
Vladimir Vaguine
3подпороговый
Alex Pchelintsev


  

Answers


15 mins   confidence: Answerer confidence 4/5Answerer confidence 4/5 peer agreement (net): +2
источники энергии до 1 МэВ


Explanation:
http://www.kipt.kharkov.ua/Baseinfrus/ipenma.html
с энергией до 1 МэВ

--------------------------------------------------
Note added at 2003-01-09 14:08:05 (GMT)
--------------------------------------------------

\"субмегаэлектронвольтовый\"
или
\"домегаэлектронвольтовый\"
В Интернете не обнаружил

--------------------------------------------------
Note added at 2003-01-09 14:12:46 (GMT)
--------------------------------------------------

Хотя удалось найти 1 суб-МэВ\'ного:
http://urania.astro.spbu.ru/ASTROCONF/stars.html
гамма-всплеска комптонизация переводит значительную часть его суб-МэВ\'ного излучения ...

--------------------------------------------------
Note added at 2003-01-09 14:15:39 (GMT)
--------------------------------------------------

Там же:
Об определении магнитного поля нейтронных
звезд по аннигиляционно-циклотронным линиям
в их МэВ-ном излучении

Но различное/неустойчивое написание:
с дефисом vs. апостроф
говорит о сленговом характере.

--------------------------------------------------
Note added at 2003-01-09 14:25:17 (GMT)
--------------------------------------------------

http://rf-hp.npi.msu.su/~vasya/egun_ru.htm
35-МэВный микротрон

http://www-sbras.nsc.ru/HBC/2000/n08/f8.html
Так называемый мэвный диапазон энергии не используется
во многом потому, что нет ярких

P.S. Ставьте 1 раз в начале (как в последнем примере) \"так называемый\", и используйте \"суб-МэВ\'ные источники\".

--------------------------------------------------
Note added at 2003-01-09 15:07:32 (GMT)
--------------------------------------------------

ссылка с \"суб-МэВ\'ными\" грузится неимоверно долго, я брал копию страницы из кэша Google\'а.
Это краткие содержания множества научных докладов учёных - астрофизиков высоких энергий.

Igor Kreknin
Native speaker of: Native in RussianRussian

Peer comments on this answer (and responses from the answerer)
agree  Sergey Strakhov
7 mins

agree  Eduard Kurilovich: К сожалению, как всегда, краткого эквивалента на русском не найти
35 mins

disagree  Alex Pchelintsev: Источники - частиц, а не энергии!
1 hr

agree  Nadezhda Mikhailenko
2 days7 hrs

47 mins   confidence: Answerer confidence 3/5Answerer confidence 3/5 peer agreement (net): +3
допороговы(е) (нейтроны)


Explanation:
Красивого эквивалента нет. Называть суб-МэВ'ными можно, пожалуй, только в разговорной практике.

Но есть прямой и хороший перевод subthreshold = допороговый.

--------------------------------------------------
Note added at 2003-01-10 18:08:13 (GMT)
--------------------------------------------------

Конечно, если в контексте будет явно указано, что пороговой энергией считается 1 МэВ.

mk_lab
Ukraine
Specializes in field
Native speaker of: Native in RussianRussian, Native in UkrainianUkrainian
PRO pts in category: 316
Grading comment
Thanks a lot!

Peer comments on this answer (and responses from the answerer)
agree  xxxVera Fluhr
3 hrs

agree  Nik-On/Off
1 day3 hrs

agree  Nadezhda Mikhailenko
2 days6 hrs

1 hr   confidence: Answerer confidence 1/5Answerer confidence 1/5 peer agreement (net): +2
суб-МэВ энергий


Explanation:
По аналогии с:
1999 М. П. Петров, В. И. Афанасьев, А. И. Кисляков, А. В. Худолеев, F. V. Chernushev
Исследование ионов МэВ энергий в термоядерной плазме.


Vladimir Vaguine
Russian Federation
Native speaker of: Native in RussianRussian
PRO pts in category: 4

Peer comments on this answer (and responses from the answerer)
agree  Dimman
29 mins

agree  Alex Volovodenko
2 hrs

1 hr   confidence: Answerer confidence 3/5Answerer confidence 3/5
подпороговый


Explanation:
В данном контексте понятно, о какой реакции идёт речь, соответственно, понятно, и о каком пороге.

Либо таки да, использовать кривое "источники частиц с энергией ниже 1 МэВ"

Alex Pchelintsev
Specializes in field
Native speaker of: Native in RussianRussian
PRO pts in category: 3

5 hrs   confidence: Answerer confidence 5/5
см ниже


Explanation:
есть такой жаргонный перевод - "суб-МэВ'ный" (см. urania.astro.spbu.ru/ASTROCONF/stars.html)
а также
intra.rfbr.ru/kon/inter/proek99/n99ph.htm)
Что же касается всей фразы в вопросе, то
an important fact only when sub-MeV (а-n) sources are used with fission multiplicity detectors. (See Chapter 9.) =... факт важный только постольку, поскольку с детекторами кратности делений (расщеплений) должны (будут) использоваться именно "суб-Мэв'ные" (а-n) источники (энергии). Если жаргон не "ндравится", то давайте используем конструкцию
"источники, энергия которых не превышает (1) МэВ".
Оченно правильно получится. А что до "суб-МэВ'ного", то профи поймут "влет":-)) Ежели же это для "науч-попы" (наукообразно-популяризованных изданий) то второе будет лучше. И понятнее:-))

Yours,
Tagir.


ttagir
Native speaker of: Native in RussianRussian, Native in TatarTatar

1 day33 mins   confidence: Answerer confidence 4/5Answerer confidence 4/5
источники нейтронов с энергией до 1 МеВ


Explanation:
...

alla dunbar
Native speaker of: Native in RussianRussian
PRO pts in category: 4