KudoZ home » English to Russian » Science

signature

Russian translation: изотопная подпись


10:51 Dec 29, 2002
English to Russian translations [PRO]
Science
English term or phrase: signature
не могу подобрать русский эквивалент к слову "signature", которое стретилось в статье:
Sulfur Signature Found In Diamonds Reveals New Facts About Processes That Shaped Early Earth
A University of Maryland-led team of scientists has discovered that diamonds can be natural time capsules, preserving information about the cycling of sulfur between Earth's crust, atmosphere, and mantle some 3 billion years ago.
The findings are the latest demonstration by the team that some of Earth's oldest rocks contain "isotopic signatures" -- distinctive forms of elements like sulfur and oxygen that can reveal information
about many previously unknowable aspects of Earth's early history,
such as the evolution of the atmosphere and the origin of early sulfur-metabolizing life.
In the Dec. 20th edition of the journal Science, University of
Maryland geologist James Farquhar and his colleagues at Maryland,
the University of California, San Diego, the University of California, Los Angeles, University of Glasgow, UK and Universite Paris report that diamonds from a region in Botswana, Africa contain
a distinctive ratio of three forms, or isotopes, of sulfur. The signature presence of this ratio indicates that the sulfur in these
diamonds went through a nearly complete geochemical cycle.
According to the researchers, that cycle began some three billion
years ago when sulfur dioxide and hydrogen sulfide gases were spewed
into the atmosphere by an ancient volcano. The sulfur-bearing gases
in the early atmosphere reacted with ultraviolet light to produce
the signature sulfur isotope in aerosols that floated back to the
Earth's surface and were incorporated in ancient sedimentary rocks
as sulfides. The tectonic plate containing this sedimentary rock
eventually moved downward beneath another plate into the underlying
mantle through a process scientists call subduction. When diamonds
formed in the mantle, the sulfides with their signature sulfur
isotopes were trapped inside. These processes all happened during
the Archean period. Later, the diamonds were brought to Earth's
surface by volcanic processes and eventually mined.
Window on Early Earth "These findings have the potential to vastly increase our knowledge of Earth's early history," said Farquhar an assistant professor in the University of Maryland's Earth Systems Science Interdisciplinary Center and the department of geology. "This study conclusively demonstrates that distinctive isotopic signatures created in the Earth's early atmosphere can be found in ancient rocks from the
Earth's surface, and that this signature also can be transported
deep into the Earth's mantle. These isotopic signatures are nearly
perfect tracers for the cycling of these elements between the earth's atmosphere, its surface, and its mantle."
According to Bos Wing, one of Farquhar's post-doctoral researchers
and a co-author of the study, the presence of atmospheric sulfur in
the mantle may cause scientists to revise their views about the
nature of early Earth's sulfur reservoirs. "We now think there is a
missing reservoir for sulfur that once cycled through the atmosphere
of ancient Earth. Further research might reveal that this missing
reservoir resides deep in the Earth's mantle. Such a finding could,
in turn, provide important insights into large-scale geophysical
processes that have helped shape the evolution of Earth," Wing said.
Sulfur commonly exists as a combination of several forms (isotopes)of the element. A few years ago, Farquhar discovered that the photochemistry of Earth's early atmosphere produced sulfur that had
a slightly different ratio for three of these isotopes. Finding sulfur with this ratio of isotopes in diamond or other ancient rocks thus indicates that the sulfur was once in the atmosphere of ancient Earth.
For the current study, bits of sulfide found in 12 diamonds were analyzed at the W.M. Keck Foundation Center for Isotope Geochemistry at UCLA using an ion microprobe. This device shoots highly focused beams of cesium ions at polished sulfide bits, no bigger than the thickness of a human hair, that have been removed from the diamonds.
The ion beam punches a tiny hole into the sulfide, vaporizing a
minute amount (less than a billionth of a gram). The probe device then performs mass analysis of the vaporized material to see if the signature isotopic ratio is present.
"Our instrument, which is about 10 years old, was the first of a new
generation of large-scale ion microprobes," said Kevin McKeegan, a
professor in the UCLA department of Earth & Space Sciences and
director of the center. "A recent upgrade of the device allows us to
collect and analyze at once isotopes from multiple ion beams. This
ability is essential for this study because it allows us to
determine the sulfur isotope ratios with very high precision and
accuracy."

Russian translation:изотопная подпись
Explanation:
Так это и называют, даже без кавычек.
Selected response from:

Natalie
Poland
Grading comment
спасибо, Natalie, за помощь.
Поздравляю с праздниками и всего самого наилучшего!
С дружеским приветом, Артём.
4 KudoZ points were awarded for this answer



Summary of answers provided
5 +6изотопная подпись
Natalie
4 +2присутствие, следы, вкрапления
Svetlana Touloub
5 +1Google, ты не правLudwig Chekhovtsov
4 +1Изотопный отпечатокxxxOleg Pashuk
4 +1характерная черта
David Knowles
3сигнатура или аномалия, форма или рисунок волны, импульсаlyolya
3присутствие серы / изотопов, наличие серы
Andrew Vdovin
4 -1Изотопная меткаxxxOleg Pashuk


  

Answers


11 mins   confidence: Answerer confidence 4/5Answerer confidence 4/5 peer agreement (net): +1
характерная черта


Explanation:
but I think that maybe подпись, афтограф, символ, ключ, признак
might also suit.

--------------------------------------------------
Note added at 2002-12-29 11:05:35 (GMT)
--------------------------------------------------

http://www.textronica.com/basic/iso_b.html uses изотопный подпись

David Knowles
Native speaker of: Native in EnglishEnglish
PRO pts in pair: 173

Peer comments on this answer (and responses from the answerer)
agree  Natalie: изотопная подпись
22 mins
  -> You're right of course!

32 mins   confidence: Answerer confidence 4/5Answerer confidence 4/5 peer agreement (net): +2
присутствие, следы, вкрапления


Explanation:
что-нибудь в этом духе

Svetlana Touloub
Native speaker of: Russian
PRO pts in pair: 77

Peer comments on this answer (and responses from the answerer)
agree  alla dunbar: следы
6 days

agree  Zhanna1: Следы
10 days

33 mins   confidence: Answerer confidence 5/5 peer agreement (net): +6
изотопная подпись


Explanation:
Так это и называют, даже без кавычек.

Natalie
Poland
Native speaker of: Native in RussianRussian
PRO pts in pair: 28257
Grading comment
спасибо, Natalie, за помощь.
Поздравляю с праздниками и всего самого наилучшего!
С дружеским приветом, Артём.

Peer comments on this answer (and responses from the answerer)
agree  Yuri Smirnov
2 hrs

agree  xxxOleg Pashuk
4 hrs

agree  nattash
7 hrs

agree  Rusinterp
10 hrs

agree  Yuri Grachev: Очень агри. С наступающими праздниками!
18 hrs

agree  Ludwig Chekhovtsov: Именно без кавычек это так и называют.
1 day10 hrs

1 hr   confidence: Answerer confidence 3/5Answerer confidence 3/5
присутствие серы / изотопов, наличие серы


Explanation:
Термин "изотопная подпись" кажется мне несколько искуственным. На http://www.textronica.com/basic/iso_b.html это словосочетание употребляется в кавычках - следовательно, это нечто вроде метафоры. Поиск же такого словосочетания в Рунете не дает результатов. Почему бы не сказать "присутствие изотопов" или "признаки присутствия серы"?
Такое сочетание встречается очень часто:

Наличие серы в товарных нефтепродуктах затрудняет процесс переработки нефти, ухудшает качество нефти.
http://www.npi.tpu.ru/ind/proj/nti/texnol/lab31/r_innov1.htm...

В то же время присутствие серы в топливе заметно снижает выход оксидов азота, так как одновременно с их образованием они расходуются на доокисление ...

http://www.eprussia.ru/epr/info/sklad/007/science.htm
Замечено, что если молния ударяет в позолоту, позолота темнеет, и при анализе этого потемневшего вещества было однозначно установлено присутствие серы ...

http://www.theosophy.ru/lib/hmagia.htm
However, this sulphur signature was not found in the meteorites
http://www.abc.net.au/science/news/stories/s105755.htm

Буду рад узнать другие мнения.


Andrew Vdovin
Native speaker of: Native in RussianRussian
PRO pts in pair: 1650

5 hrs   confidence: Answerer confidence 4/5Answerer confidence 4/5 peer agreement (net): -1
Изотопная метка


Explanation:
... Полярные ледники Изотопная (климатическая) метка
атмосферных осадков может храниться ...
meteoweb.narod.ru/artc/climold.html


--------------------------------------------------
Note added at 2002-12-29 16:36:27 (GMT)
--------------------------------------------------

Also:
изотопная структура :

... Этапы формирования и изотопная структура континентальной
коры западного фланга зоны ...
www.rfbr.ru/default.asp?doc_id=4514

Or:
изотопная характеристика :

... Буик и его коллеги выяснили, что та же самая
изотопная характеристика сероводорода ...
www.sciteclibrary.com/rus/catalog/pages/1215.html


--------------------------------------------------
Note added at 2002-12-29 16:49:50 (GMT)
--------------------------------------------------

And - more references:

... Обзор геохимии платиноидов (PGE) и ведущих
минералов PGE = PGM. Оs изотопная \"метка\". ...
www.geol.msu.ru/deps/mineral/koi/edu/genmin.htm

... Изотопная (климатическая) метка атмосферных
осадков может храниться сотни тысяч лет ...
nauka.relis.ru/04/0105/04105000.htm


... Таким образом, выявляется изотопная характеристика,
например плутония или урана. ...
www.znanie-sila.ru/online/issue_1082.html


--------------------------------------------------
Note added at 2002-12-29 17:27:02 (GMT)
--------------------------------------------------

BTW, there are no hits on Google for \"изотопная подпись\" though it sounds right:)

--------------------------------------------------
Note added at 2002-12-29 17:37:25 (GMT)
--------------------------------------------------

Also:
Изотопный отпечаток

xxxOleg Pashuk
PRO pts in pair: 603

Peer comments on this answer (and responses from the answerer)
disagree  Natalie: Олег, простите, но "изотопная метка" - устойчивое словосочетание, предполагающее наличие радиоактивности; "изотопная подпись" этого не предполагает, речь просто о характерном изотопном составе
51 mins
  -> But - this term is synonymous with подпись, see the references

7 hrs   confidence: Answerer confidence 4/5Answerer confidence 4/5 peer agreement (net): +1
Изотопный отпечаток


Explanation:
I decided to place this answer separately because this may be IT.

--------------------------------------------------
Note added at 2002-12-29 18:05:34 (GMT)
--------------------------------------------------

Or maybe:
Изотопный след

Молекулы, прошедшие через «огонь и дым» формирования звездной, системы должны нести на себе изотопный след, общий для всех планет и других объектов, составляющих Солнечную систему. Оказывается совсем наоборот. Большинство кометной пыли переобогащено редкими элементами такими как дейтерий (изотоп водорода с одним дополнительным нейтроном в ядре).
www.spectr.org/1999/016/life.htm


xxxOleg Pashuk
PRO pts in pair: 603

Peer comments on this answer (and responses from the answerer)
agree  ingacs: agree. Both versions (изотопная метка, изотопный отпечаток) work, in my opinion, best with the russian interpretation of the article above.
20 hrs
  -> thank you

1 day11 hrs   confidence: Answerer confidence 5/5 peer agreement (net): +1
Google, ты не прав


Explanation:
Ребята (Олег и иже с ним), что это вы все загуглились? А Рамблер.ру для чего:

Как использовать изотопный состав на пользу человеку
...Эта память представляет собой изотопный состав элементов, входящих в эту молекулу, отражает ее изотопометрическую композицию и служит ее "изотопной подписью". Использование современных возможностей изотопной масс - спектрометрии с ее высочайшей точностью и воспроизводимостью позволяет "читать" эти "подписи". При этом потребность метода в количестве образца для анализа очень мала....
14.08.2002 http://www.textronica.com/basic/iso_b.html

Вестник N 6(15)
...Недавние исследования гидротермальных источников на подводных океанских хребтах также показали, что базальто - подобные камни могут взаимодействовать с водой и формируют углеродистые составы через небиологические процессы, оставляя изотопную подпись, аналогичную той, что встретилась в упомянутых породах....
07.11.2002 http://piramyd.express.ru/lah/vestnik/2002/vesti06.htm


--------------------------------------------------
Note added at 2002-12-31 13:48:07 (GMT)
--------------------------------------------------


Источники изотопных вариаций в естественных продуктах
... представляет собой изотопный состав элементов, входящих в эту молекулу, отражает ее изотопометрическую композицию и служит ее \"изотопной подписью\" ...
http://www.textronica.com/basic/iso_b.html

Научный атеизм.
Сайт об атеизме и для атеистов.
... с водой и формируют углеродистые составы через небиологические процессы, оставляя изотопную подпись, аналогичную той, что встретилась в упомянутых ...
http://www.atheism.ru/science/science.phtml?id=370

phorum - Основной форум - Предварительные оценки сроков появления первой жизни ...
... с водой и формируют углеродистые составы через небиологические процессы, оставляя изотопную подпись, аналогичную той, что встретилась в упомянутых ...
http://awakening.tts.lt/phorum/read.php?f=5&i=823&t=823


Ludwig Chekhovtsov
Native speaker of: Native in RussianRussian, Native in UkrainianUkrainian
PRO pts in pair: 713

Peer comments on this answer (and responses from the answerer)
agree  xxxOleg Pashuk: well, these two references are the only ones for "изотопная подпись" on rambler.ru:)
3 hrs
  -> Однако, есть ещё и Яндекс, хотя он, правда, повторяет то, что уже есть на Рамблере. Но, всё равно, с Новым годом, он уже на пороге !

1 day20 hrs   confidence: Answerer confidence 3/5Answerer confidence 3/5
сигнатура или аномалия, форма или рисунок волны, импульса


Explanation:
Изучение осуществляется при помощи сейсмографии и др. геофизических методов, на основе которых дается характеристика объектов с точки зрения наличия аномалий.
"Определение сигнатур объектов в ближней зоне по центрам отражения в дальней зоне, вычисленных методом излучения и перехвата луча."
"В материалах OSC говорилось, что гиперспектральная съемка позволяет классифицировать типы материалов на поверхности Земли в интересах сельского хозяйства, геологии и экологии. Военное применение этих данных должно было заключаться, очевидно, в идентификации различных объектов по их уникальным сигнатурам или, по крайней мере, проверке ценности таких данных и наборе необходимого опыта."
"Наиболее интенсивные техногенные аномалии тяжелых металлов и серы приурочены к городам Мончегорск, Никель и Заполярный".
"...наиболее контрастные атмохимические аномалии цинка, свинца, меди, марганца, микроэлементов группы железа"
Я бы склонна была употребить "аномалии", так как "сигнатура" все-таки больше относится к области математики.



    Reference: http://www.cplire.ru/joined/iso/bull17.html
    Reference: http://murman.ru/ecology/comitet/report99/part6_3.html
lyolya
Native speaker of: Native in RussianRussian
PRO pts in pair: 24