KudoZ home » English to Russian » Tech/Engineering

Specific Gravity

Russian translation: относительная плотность


GLOSSARY ENTRY (DERIVED FROM QUESTION BELOW)
English term or phrase:Specific Gravity
Russian translation:относительная плотность
Entered by: Mary Maksimova

07:27 Mar 1, 2002
English to Russian translations [PRO]
Tech/Engineering
English term or phrase: Specific Gravity
Spesific Gravity (H20=1)@69єC
(Specification of Stearic Acid).
Does it mean simply "plotnost'" in Russian?
galinak
чтобы не было путаницы в определениях - здесь должна быть относительная плотность
Explanation:
Даже если бы не стояло в скобках (Н2О=1), все равно по размерности данной величины можно было бы догадаться, о чем речь (жаль, что это знает только asker).

Определения (из справочника по физике):
Плотность вещества - масса, приходящаяся на единицу его объема (измеряется, например, в кг/м*3)
Удельный вес - вес вещества, заключенный в единице его объема (Н/м*3)
(аналогично, Удельная масса - масса вещества, заключенная в единице его объема - т.е. это и есть плотность)
Относительная плотность - отношение плотности данного вещества к плотности эталонного вещества (указывается, для какого) при тех же условиях. Величина безразмерная.

В данном случае указано, что относительная плотность определяется в сравнении с плотностью воды (плотность воды принимается равной 1).

Как пример, http://www.ot-laz.narod.ru/ICSC0044.htm
Физические свойства этанола:
...Относительная плотность (вода = 1): 0.8
Растворимость в воде: смешивается
...Относительная плотность пара (воздух = 1): 1.6
Относительная плотность смеси пар/воздух при 20°C (воздух = 1): 1.03...

Selected response from:

Mary Maksimova
Grading comment
Thank you!
4 KudoZ points were awarded for this answer



Summary of answers provided
5 +8дополнение к "относительной плотности"
Vanda
4 +7относительная плотность
Valentinas & Halina Kulinic
5 +5Удельная масса/ удельный вес/ Плотность
Olga Simon
5 +3чтобы не было путаницы в определениях - здесь должна быть относительная плотность
Mary Maksimova
5относительная плотностьDash
5это любопытно >>
Vladimir Dubisskiy
5specific gravity - удельный весyben
4еще одно дополнение :-)DTec
4plotnost' / udel'naya massa
Dmitri Prokofiev
3удельная плотность
Alexandre Khalimov


  

Answers


5 mins   confidence: Answerer confidence 5/5 peer agreement (net): +5
Удельная масса/ удельный вес/ Плотность


Explanation:
В запвисимости от специфики Вашего текста - техника, математики и т.д.

specific gravity -

тех. удельная масса
матем. удельный вес
нефт. плотность


Olga Simon
Hungary
Native speaker of: Native in RussianRussian
PRO pts in pair: 439

Peer comments on this answer (and responses from the answerer)
agree  Vladimir Pochinov
3 mins
  -> Thank you, Vladimir!

agree  Alex Volovodenko
26 mins
  -> Thank you

agree  Mary Maksimova: и в зависимости от размерности
2 hrs
  -> Thank you

agree  Rusinterp
4 hrs
  -> Thank you

agree  xxxBrainworks
1 day18 hrs
  -> Thank you

7 mins   confidence: Answerer confidence 4/5Answerer confidence 4/5
plotnost' / udel'naya massa


Explanation:
It does! Or, more literally, you can use the term удельная масса (udel'naya massa).

Dmitri Prokofiev
France
Native speaker of: Russian
PRO pts in pair: 4

15 mins   confidence: Answerer confidence 4/5Answerer confidence 4/5 peer agreement (net): +7
относительная плотность


Explanation:
otnositel'naya plotnost'

Краткий англо-русский технический словарь, М., 1998

Valentinas & Halina Kulinic
Native speaker of: Native in LithuanianLithuanian, Native in UkrainianUkrainian
PRO pts in pair: 12

Peer comments on this answer (and responses from the answerer)
agree  Vanda
49 mins

agree  Grigoriy Smirnov: Из "Longman dict. of scient. usage": SPECIFIC GRAVITY - an obsolete name for RELATIVE DENSITY, а последняя там же определяется как отношение массы данного объема вещества к массе такого же объема воды.
1 hr

agree  Araksia Sarkisian
1 hr

agree  DTec: см. дополнение
2 hrs

agree  Natalie
3 hrs

agree  Rusinterp
4 hrs

agree  voloshinab: англо-рус. словарь по измерениям, 1981
1 day6 hrs

27 mins   confidence: Answerer confidence 5/5
это любопытно >>


Explanation:
плотность=density,tightness,consistency,
concentration, (even) emittance.

нашёл в словаре научно-технической лексики:
удельный вес=density. И далее(!):
Переводить specific density - неверно.В англоязычной литературе это величина безразмерная:отношение массы 1куб.см вещества к массе 1куб.см воды.

Так что, думаю, это - плотность

Vladimir Dubisskiy
United States
Native speaker of: Native in RussianRussian, Native in UkrainianUkrainian
PRO pts in pair: 2056

1 hr   confidence: Answerer confidence 5/5 peer agreement (net): +8
дополнение к "относительной плотности"


Explanation:
Толковый словарь McGraw-Hill http://www.accessscience.com
дает два определения Specific gravity

1.The specific gravity of a material is defined as the ratio of its density to the density of some standard material, such as water at a specified temperature, for example, 60°F (15.6°C), or (for gases) air at standard conditions of temperature and pressure. Specific gravity is a convenient concept because it is usually easier to measure than density, and its value is the same in all systems of units.

2. specific gravity [MECHANICS] The ratio of the density of a material to the density of some standard material, such as water at a specified temperature, for example, 4°C or 60°F, or (for gases) air at standard conditions of pressure and temperature.Abbreviated sp gr.Also known as relative density.

Так что, строго говоря, это относительная плотность, как и предложено выше коллегой из Литвы.
И в Вашем случае также, поскольку плотность стеариновой кислоты приводится по отношению к плотности воды при определенных условиях.



Vanda
New Zealand
Native speaker of: Russian
PRO pts in pair: 726

Peer comments on this answer (and responses from the answerer)
agree  Squi
9 mins

agree  DTec
1 hr

agree  Mary Maksimova: точно. В данном случае плотность воды взята за единицу, и сама величина specific gravity должна быть безразмерной.
1 hr

agree  Natalie
2 hrs

agree  Rusinterp
3 hrs

agree  Valentinas & Halina Kulinic: Спасибо от коллеги из Литвы за такое подробное дополнение. :)
3 hrs

agree  Vladimir Vaguine
4 hrs

agree  Nicolay
15 hrs

2 hrs   confidence: Answerer confidence 4/5Answerer confidence 4/5
еще одно дополнение :-)


Explanation:
The specific gravity (abbreviated s.g.) of a material is a comparison of its weight with the weight of an equal volume of water. Specific gravity measures the density of a material.

http://scienceworld.wolfram.com/physics/SpecificGravity.html

Specific gravity (удельный вес, Прим.пер. относительная плотность)
Отношение массы определенного объема вещества, к массе того же объема дистиллированной воды при 40C.

http://www.vologda.ru/~amazon/gloss/s.html


--------------------------------------------------
Note added at 2002-03-01 10:17:36 (GMT)
--------------------------------------------------

Формально это вес, но поскольку им измеряется плотность...

DTec
PRO pts in pair: 37

3 hrs   confidence: Answerer confidence 5/5 peer agreement (net): +3
чтобы не было путаницы в определениях - здесь должна быть относительная плотность


Explanation:
Даже если бы не стояло в скобках (Н2О=1), все равно по размерности данной величины можно было бы догадаться, о чем речь (жаль, что это знает только asker).

Определения (из справочника по физике):
Плотность вещества - масса, приходящаяся на единицу его объема (измеряется, например, в кг/м*3)
Удельный вес - вес вещества, заключенный в единице его объема (Н/м*3)
(аналогично, Удельная масса - масса вещества, заключенная в единице его объема - т.е. это и есть плотность)
Относительная плотность - отношение плотности данного вещества к плотности эталонного вещества (указывается, для какого) при тех же условиях. Величина безразмерная.

В данном случае указано, что относительная плотность определяется в сравнении с плотностью воды (плотность воды принимается равной 1).

Как пример, http://www.ot-laz.narod.ru/ICSC0044.htm
Физические свойства этанола:
...Относительная плотность (вода = 1): 0.8
Растворимость в воде: смешивается
...Относительная плотность пара (воздух = 1): 1.6
Относительная плотность смеси пар/воздух при 20°C (воздух = 1): 1.03...



Mary Maksimova
Native speaker of: Native in RussianRussian
PRO pts in pair: 116
Grading comment
Thank you!

Peer comments on this answer (and responses from the answerer)
agree  Vladimir Vaguine: Just to say "Thank you for such a detailed explanation!"
1 hr
  -> Спасибо!

agree  Konstantin Lakshin: также плотность по воде (воздуху) и т. п.
7 hrs
  -> thanks!

agree  xxxMarimish
8 hrs
  -> Спасибо.

3 hrs   confidence: Answerer confidence 5/5
specific gravity - удельный вес


Explanation:
Аргло-русский политехнический словарь под ред. А.Е.Чернухина

yben
Native speaker of: Native in RussianRussian
PRO pts in pair: 259

7 hrs   confidence: Answerer confidence 5/5
относительная плотность


Explanation:
это точно, тем более, что это касается октадекановой кислоты

Dash
Ukraine
PRO pts in pair: 47

7 hrs   confidence: Answerer confidence 3/5Answerer confidence 3/5
удельная плотность


Explanation:
Попробуйте такой вариант. К сожалению, нет времени проверить, распространяется ли этот термин на жидкие тела.
Но: плотность отдельных частиц = удельная плотность = specific gravity

Alexandre Khalimov
Native speaker of: Native in RussianRussian
PRO pts in pair: 36