KudoZ home » English to Russian » Tech/Engineering

value chain

Russian translation: цепь (образования) потребительной стоимости


15:42 Oct 21, 2002
English to Russian translations [PRO]
Tech/Engineering / security printing
English term or phrase: value chain
enlarge the value chain by offering turn-key solutions
Timur Nakashidze
Georgia
Russian translation:цепь (образования) потребительной стоимости
Explanation:
нашел такое определение, которое мне кажется вполне разумное - не знаю насколько оно "звучит"...

Strategic Cost Analysis (SCA -стратегический анализ затрат).
Стратегический анализ затрат - важнейшая часть SCM, базирующийся на термине value chain (цепь образования потребительной стоимости), который стал центральным объектом стратегического кост-менеджмента.

Метод CSA представляет фирму как цепь образования потребительной стоимости (последовательность операций по созданию стоимости изделия). Каждое звено цепи рассматривается как с точки ее необходимости в производственном процессе, так и с точки зрения потребляемых ею ресурсов. Затем определяется cost driver - управляющий фактор - параметр, который определяет стоимость выполнения данной операции. С помощью cost-driver'ов и перестройки цепи образования стоимости предполагается достичь устойчивого преимущества над конкурентами.

Такое внимание SCA к работе предприятия в условиях острой конкуренции объясняет тот факт, что управленческий учет в рамках этой теории фактически подчинен целям маркетинга. Если традиционное ценообразование отталкивается от себестоимости продукции и воспринимает ее как данность, то практика целевой себестоимости исходит из маркетинговых оценок емкости рынка и конкурентоспособной цены. Исходя из объема производства и розничной цены, определяется целевая себестоимость. Задача стратегического анализа затрат - конструирование такой цепи образования стоимости, чтобы реальная себестоимость не превышала целевую.

Таким образом, стратегия ценового лидерства предполагает поддержание того же качества продукции (услуг), что и у конкурентов, но при более низких затратах и, следовательно, ценах. Ценовое лидерство достигается за счет экономии на объемах производства, тщательного контроля затрат, минимизации затрат на этапах НИОКР, обслуживания, продаж и рекламы.

Помимо ценового лидерства SCA предусматривает такой фактор как "уникальность", то есть продукты "brand-name", дизайн, сервис.

Возможность следовать той или иной стратегии зависит от того, как фирма управляет своей цепочкой образования стоимости (ЦОС) по сравнению со своими конкурентами. Таким образом, анализ ЦОС необходим для определения того ее сегмента, где либо могут быть снижены затраты либо повышена потребительная стоимость.

Утверждается, что для достижения этой цели следует рассматривать ЦОС в масштабе не одной только фирмы, а отрасли; необходимо учитывать процесс образования стоимости от добычи ресурсов до оказания сервисных услуг по ремонту готовой продукции. Такой масштаб позволит определить тот участок отраслевой ЦОС, где фирма потенциально может реализовать одну из своих стратегий и синхронизировать выбор своей стратегии с отраслевым окружением.

Именно рассмотрение отраслевой ЦОС отличает методологию стратегического анализа затрат (или стратегического управления затратами) от анализа в традиционном управленческом учете, областью которого традиционно являлась лишь технология добавления стоимости внутри фирмы.

Отраслевые показатели, оказывающие сильное влияние на рыночные предложения отдельных предприятий в случае использования SCA успешно поддаются анализу и учету.

Рассмотрим пример использования методов SCA в конкретной ситуации. Компания-производитель видеотехники решает снабдить модель видеомагнитофона изделие самоочищающимися головками. С точки зрения традиционного управленческого учета затраты на такое совершенствование считались бы неверными. Анализ с использованием ЦОС выглядит следующим образом: "Если магнитофон не имеет самоочищающихся головок, то пользователь должен будет потратить дополнительно 25 долларов в год на приобретение специальной чистящей кассеты. Средний срок эксплуатации составляет 4-5 лет, то есть общие траты составят не менее 100 долларов, не считая времени и неудобств. Затраты предприятия на установку самоочищающихся головок составят 10 долларов на единицу выпуска. Эта разница может быть перекрыта увеличением цены, так как экономия на ЦОС составит 90 долларов".

Таким образом, анализ затрат в рамках традиционного управленческого учета зачастую оказывается неэффективным , так как им недооцениваются внешние по отношению к предприятию звенья отраслевой ЦОС, что приводит как к увеличению затрат, так и к отрицанию выгодных решений.

Как же строится система стратегического анализа затрат на предприятии?

ЦОС разделяет отрасль на отдельные стратегические звенья. Таким образом, начальная точка анализа затрат - это определение ЦОС отрасли, отнесение затрат, доходов и активов к различным ее звеньям. Затем определяются факторы, от которых зависят затраты на каждом звене ЦОС - кост-драйверы.

И, наконец, строится система действий, в результате которых фирма может получить конкурентные преимущества.

Рассмотрим подробнее каждый из этих из этих элементов.

Звенья отраслевой ЦОС, это ,говоря проще, основные массивы затрат в бизнес-процессах, например, закупка сырья, транспортировка и т. д. (естественно, для каждой отрасли они различны). Кост-драйверы для каждого звена ЦОС также выделяются отдельно.

Диагностика кост-драйверов для понимания характера поведения затрат в каждом звене - второй шаг в создании и анализе ЦОС. В отличие от традиционного управленческого учета, где единственным кост-драйвером считается объем выпуска, в стратегическом анализе затрат рассматриваются структурные и операционные виды кост-драйверов.

Структурные кост-драйверы определяются особенностями экономической политики компании. SCA предлагает пять критериев для выбора структурных кост-драйверов: масштаб производства, определяющий объем инвестиций в производство, НИОКР, маркетинг; охват - степень вертикальной интеграции; опыт - каков экономический опыт осуществления предполагаемых операций; технологии и их специфика; сложность - широта номенклатуры продукции (услуг).

Операционные кост-драйверы характеризуют способность фирмы успешно реализовывать свою структурную политику. Перечень основных операционных кост-драйверов содержит:

вовлечение персонала - в какой степени персонал вовлечен в достижение общих целей фирмы;
всеобщий контроль качества (TQM - Total Quality Management);
уровень загрузки мощностей;
эффективность расположения мощностей;
конструкция изделий;
связи с поставщиками и потребителями.
Третий шаг в анализе ЦОС - создание устойчивого конкурентного преимущества. Для каждого звена ЦОС формулируются два ключевых вопроса - могут ли быть снижены затраты на звено при том же уровне потребительной стоимости (дохода)?- и - может ли быть увеличена потребительная стоимость (доход) без увеличения затрат? Таким образом, идея состоит в лучшем контроле затрат, чем у конкурента, или в реорганизации ЦОС для получения большей потребительной стоимости.

Метод SCA может предоставлять информацию для стратегических решений по таким вопросам как оценка затрат по изменению атрибутов изделий (качество в глазах потребителя) и измерение стоимости "барьеров", которые необходимо преодолеть конкурентам для создания устойчивого конкурентного преимущества (объем инвестиций).

Стратегический анализ затрат в части разработки и оценки ЦОС тесно связан с техникой учета и спецификой конкретного предприятия и требует профессиональной оценки и анализа его деятельности


Selected response from:

Libero_Lang_Lab
United Kingdom
Grading comment
Спасибо большое всем
4 KudoZ points were awarded for this answer



Summary of answers provided
4 +3цепь (образования) потребительной стоимости
Libero_Lang_Lab
5 +1Цепочка добавления потребительной стоимости
Georgiy Moiseenko
5 +1цепочка создания добавленной стоимости
Michael Tovbin
4 +2цепочка начисления стоимости
arterm
4шкала предпочтений, шкала значимостиyben
3Ценностная цепь
Yelena.


  

Answers


18 mins   confidence: Answerer confidence 3/5Answerer confidence 3/5
Ценностная цепь


Explanation:
Ценностная цепь (value chain) - инструмент анализа потенциальных источников предоставления большей ценности потребителям и выявления эффектов синергизма. Ценностная цепь включает в свой состав все виды деятельности организации (звенья цепи), направленные на создание ценности для потребителя. В классической модели организации эти виды деятельности включают разработку, производство, маркетинг, сбыт и поддержку ею своих продуктов. Эти виды деятельности группируются на основные виды деятельности (входная логистика - обеспечение производственных операций всем необходимым; производственные операции - выпуск готовых продуктов; выходная логистика - обращение с готовыми продуктами; маркетинг, включая сбыт, и услуги) и поддерживающие виды деятельности (инфраструктура организации - обеспечение эффективного управления, финансы, управление людскими ресурсами, технологические разработки, закупки, предполагающие приобретение всего необходимого для ведения основной деятельности). Поддерживающие виды деятельности касаются ведения всех основных видов деятельности. В более детальной модели организации каждая из девяти видов ее деятельности в свою очередь может быть конкретизирована - например, маркетинг - по его отдельным функциям: проведение маркетинговых исследований, продвижение продукта, маркетинговая разработка нового продукта и т.д. Задача заключается в проверке издержек и выходных параметров каждого из девяти видов деятельности и поиске путей их совершенствования. Путем сравнения этих данных с данными конкурентов выявляются пути завоевания конкурентных преимуществ.

А ещё встретился перевод "стоимостная цепь"


    Reference: http://clubs.mfd.ru/articles/article.asp?article_id=70&pnom=...
    Reference: http://www.uran.donetsk.ua/~masters/2001/fem/muray/diss/b1.h...
Yelena.
United Kingdom
Native speaker of: Native in RussianRussian
PRO pts in pair: 246

22 mins   confidence: Answerer confidence 4/5Answerer confidence 4/5 peer agreement (net): +3
цепь (образования) потребительной стоимости


Explanation:
нашел такое определение, которое мне кажется вполне разумное - не знаю насколько оно "звучит"...

Strategic Cost Analysis (SCA -стратегический анализ затрат).
Стратегический анализ затрат - важнейшая часть SCM, базирующийся на термине value chain (цепь образования потребительной стоимости), который стал центральным объектом стратегического кост-менеджмента.

Метод CSA представляет фирму как цепь образования потребительной стоимости (последовательность операций по созданию стоимости изделия). Каждое звено цепи рассматривается как с точки ее необходимости в производственном процессе, так и с точки зрения потребляемых ею ресурсов. Затем определяется cost driver - управляющий фактор - параметр, который определяет стоимость выполнения данной операции. С помощью cost-driver'ов и перестройки цепи образования стоимости предполагается достичь устойчивого преимущества над конкурентами.

Такое внимание SCA к работе предприятия в условиях острой конкуренции объясняет тот факт, что управленческий учет в рамках этой теории фактически подчинен целям маркетинга. Если традиционное ценообразование отталкивается от себестоимости продукции и воспринимает ее как данность, то практика целевой себестоимости исходит из маркетинговых оценок емкости рынка и конкурентоспособной цены. Исходя из объема производства и розничной цены, определяется целевая себестоимость. Задача стратегического анализа затрат - конструирование такой цепи образования стоимости, чтобы реальная себестоимость не превышала целевую.

Таким образом, стратегия ценового лидерства предполагает поддержание того же качества продукции (услуг), что и у конкурентов, но при более низких затратах и, следовательно, ценах. Ценовое лидерство достигается за счет экономии на объемах производства, тщательного контроля затрат, минимизации затрат на этапах НИОКР, обслуживания, продаж и рекламы.

Помимо ценового лидерства SCA предусматривает такой фактор как "уникальность", то есть продукты "brand-name", дизайн, сервис.

Возможность следовать той или иной стратегии зависит от того, как фирма управляет своей цепочкой образования стоимости (ЦОС) по сравнению со своими конкурентами. Таким образом, анализ ЦОС необходим для определения того ее сегмента, где либо могут быть снижены затраты либо повышена потребительная стоимость.

Утверждается, что для достижения этой цели следует рассматривать ЦОС в масштабе не одной только фирмы, а отрасли; необходимо учитывать процесс образования стоимости от добычи ресурсов до оказания сервисных услуг по ремонту готовой продукции. Такой масштаб позволит определить тот участок отраслевой ЦОС, где фирма потенциально может реализовать одну из своих стратегий и синхронизировать выбор своей стратегии с отраслевым окружением.

Именно рассмотрение отраслевой ЦОС отличает методологию стратегического анализа затрат (или стратегического управления затратами) от анализа в традиционном управленческом учете, областью которого традиционно являлась лишь технология добавления стоимости внутри фирмы.

Отраслевые показатели, оказывающие сильное влияние на рыночные предложения отдельных предприятий в случае использования SCA успешно поддаются анализу и учету.

Рассмотрим пример использования методов SCA в конкретной ситуации. Компания-производитель видеотехники решает снабдить модель видеомагнитофона изделие самоочищающимися головками. С точки зрения традиционного управленческого учета затраты на такое совершенствование считались бы неверными. Анализ с использованием ЦОС выглядит следующим образом: "Если магнитофон не имеет самоочищающихся головок, то пользователь должен будет потратить дополнительно 25 долларов в год на приобретение специальной чистящей кассеты. Средний срок эксплуатации составляет 4-5 лет, то есть общие траты составят не менее 100 долларов, не считая времени и неудобств. Затраты предприятия на установку самоочищающихся головок составят 10 долларов на единицу выпуска. Эта разница может быть перекрыта увеличением цены, так как экономия на ЦОС составит 90 долларов".

Таким образом, анализ затрат в рамках традиционного управленческого учета зачастую оказывается неэффективным , так как им недооцениваются внешние по отношению к предприятию звенья отраслевой ЦОС, что приводит как к увеличению затрат, так и к отрицанию выгодных решений.

Как же строится система стратегического анализа затрат на предприятии?

ЦОС разделяет отрасль на отдельные стратегические звенья. Таким образом, начальная точка анализа затрат - это определение ЦОС отрасли, отнесение затрат, доходов и активов к различным ее звеньям. Затем определяются факторы, от которых зависят затраты на каждом звене ЦОС - кост-драйверы.

И, наконец, строится система действий, в результате которых фирма может получить конкурентные преимущества.

Рассмотрим подробнее каждый из этих из этих элементов.

Звенья отраслевой ЦОС, это ,говоря проще, основные массивы затрат в бизнес-процессах, например, закупка сырья, транспортировка и т. д. (естественно, для каждой отрасли они различны). Кост-драйверы для каждого звена ЦОС также выделяются отдельно.

Диагностика кост-драйверов для понимания характера поведения затрат в каждом звене - второй шаг в создании и анализе ЦОС. В отличие от традиционного управленческого учета, где единственным кост-драйвером считается объем выпуска, в стратегическом анализе затрат рассматриваются структурные и операционные виды кост-драйверов.

Структурные кост-драйверы определяются особенностями экономической политики компании. SCA предлагает пять критериев для выбора структурных кост-драйверов: масштаб производства, определяющий объем инвестиций в производство, НИОКР, маркетинг; охват - степень вертикальной интеграции; опыт - каков экономический опыт осуществления предполагаемых операций; технологии и их специфика; сложность - широта номенклатуры продукции (услуг).

Операционные кост-драйверы характеризуют способность фирмы успешно реализовывать свою структурную политику. Перечень основных операционных кост-драйверов содержит:

вовлечение персонала - в какой степени персонал вовлечен в достижение общих целей фирмы;
всеобщий контроль качества (TQM - Total Quality Management);
уровень загрузки мощностей;
эффективность расположения мощностей;
конструкция изделий;
связи с поставщиками и потребителями.
Третий шаг в анализе ЦОС - создание устойчивого конкурентного преимущества. Для каждого звена ЦОС формулируются два ключевых вопроса - могут ли быть снижены затраты на звено при том же уровне потребительной стоимости (дохода)?- и - может ли быть увеличена потребительная стоимость (доход) без увеличения затрат? Таким образом, идея состоит в лучшем контроле затрат, чем у конкурента, или в реорганизации ЦОС для получения большей потребительной стоимости.

Метод SCA может предоставлять информацию для стратегических решений по таким вопросам как оценка затрат по изменению атрибутов изделий (качество в глазах потребителя) и измерение стоимости "барьеров", которые необходимо преодолеть конкурентам для создания устойчивого конкурентного преимущества (объем инвестиций).

Стратегический анализ затрат в части разработки и оценки ЦОС тесно связан с техникой учета и спецификой конкретного предприятия и требует профессиональной оценки и анализа его деятельности





    Reference: http://www.gaap.ru/biblio/mngacc/foreign/pv_003.htm
Libero_Lang_Lab
United Kingdom
Native speaker of: English
PRO pts in pair: 177
Grading comment
Спасибо большое всем

Peer comments on this answer (and responses from the answerer)
agree  Georgiy Moiseenko
12 mins

agree  Vasyl Baryshev: только "потребительской", как мне кажется...
4 hrs

agree  rsv
1 day33 mins

23 mins   confidence: Answerer confidence 4/5Answerer confidence 4/5 peer agreement (net): +2
цепочка начисления стоимости


Explanation:
value chain цепочка начисления стоимости ( процедура наращивания величины стоимости в процессе ее вычисления: стоимость материалов+стоимость трудовых затрат и т.д. )

Lingvo 8

arterm
Russian Federation
Native speaker of: Native in RussianRussian
PRO pts in pair: 174

Peer comments on this answer (and responses from the answerer)
agree  Irina Glozman: А мне этот вариант нравится - коротко и ясно!
30 mins

agree  rsv
1 day32 mins

31 mins   confidence: Answerer confidence 4/5Answerer confidence 4/5
шкала предпочтений, шкала значимости


Explanation:
-

yben
Native speaker of: Native in RussianRussian
PRO pts in pair: 259

44 mins   confidence: Answerer confidence 5/5 peer agreement (net): +1
цепочка создания добавленной стоимости


Explanation:
или, в зависимости от контекста, цепь переработки или цепь вертикальной интеграции.

вот английское определение:

definition of the value chain, which we define as the entire production process from raw material to finished product, from the suppliers' supplier all the way to the ultimate customer.

Речь не о потребительской стоимости, а о норме прибыли и добавленной стоимости, которые компания для себя создает, включая в свою технологическую цепочку более высокие ступени технологического процесса.

Michael Tovbin
United States
Native speaker of: Native in EnglishEnglish, Native in RussianRussian
PRO pts in pair: 1748

Peer comments on this answer (and responses from the answerer)
agree  NativeRussian
4733 days

1 hr   confidence: Answerer confidence 5/5 peer agreement (net): +1
Цепочка добавления потребительной стоимости


Explanation:
Value Chain – Совокупность работ, которые увеличивают потребительную стоимость продуктов и услуг предприятия, продаваемых им потребителям.
Буквальный перевод фразы - "Расширение цепочки добавления потребительной стоимости путем включения в нее разработки продуктов под ключ". Поскольку понятие Value Chain плохо известно российским компаниям, лучше переводить своими словами. Value Chain - это вся совокупность процессов поэтапного создания продуктов, которые поэтапно увеличивают их ценность (add value) для потребителя, и в то же время повышают будущую выгоду (add value) для самой компании. Примеры: получение готового продукта для конечного потребителя из сырья; установка собственного программного обеспечения компании в готовые компьютеры и их продажа с этим обеспечением; предоставление дополнительных услуг (например по доступу в Интернет) телекоммуникационными компаниями. Поэтому в данном случае можно было бы сказать примерно так: "Включение в продукцию компании продуктов, предлагаемых "под ключ" с целью привлечения новых заказчиков и извлечения дополнительных выгод". См. также http://www.proz.com/?sp=h&id=59627&keyword=value chain, http://www.proz.com/?sp=h&id=39148&keyword=value chain

Georgiy Moiseenko
Native speaker of: Native in RussianRussian
PRO pts in pair: 67

Peer comments on this answer (and responses from the answerer)
agree  NativeRussian
4733 days