KudoZ home » English to Russian » Tech/Engineering

between natural languages

Russian translation: естественные языки


GLOSSARY ENTRY (DERIVED FROM QUESTION BELOW)
English term or phrase:natural languages
Russian translation:естественные языки
Entered by: xxxVera Fluhr

21:20 Oct 23, 2002
English to Russian translations [PRO]
Tech/Engineering / article
English term or phrase: between natural languages
The idea of using machines to provide translations between natural languages has been recognized since the 1930s...
Lera
Естественные языки
Explanation:
Это термин.
И он очень часто употребляется.
Естественные языки vs искусственные и машинные языки, которые, кстати, тоже человеческие. Потому что придуманы человеком.
Но они именно ПРИДУМАНЫ, и в этом их отличие.

--------------------------------------------------
Note added at 2002-10-23 22:04:59 (GMT)
--------------------------------------------------

Да, еще есть понятие \"квазиестественный\" язык, или \"ограниченный естественный\" язык. Это когда хапрещается употреблять слишком сложные синтаксические конструкции, слишком длинные фразы, и т.д. Термин этот - из области NLP - так называется эта отрасль информатики. Расшифровка:

Natural Language Processing === (автоматизированная обработка естественного языка). Сюда обычно включают только письменную речь. Обработка естественной устной речи называется Speech Processing

Вот ссылки, которые Вам покажут употребление термина \"Естественный Язык\":

При этом система должна принимать вводимые данные в свободной форме - в виде простых предложений, то есть вести диалог на естественном языке.
Очень трудно заставить машину понимать не ограниченную никакими условиями речь на естественном языке.
http://www.bytic.ru/cue99M/c0mana6zp2.html

Естественный язык и Интернет
Здравствуйте, уважаемые посетители сайта! Этот раздел посвящен поиску в текстах на естественном языке.
http://www.dialog-21.ru/specific_direction.asp?dir_id=1772&f... ..

Применение естественных языков не ставит своей целью только замену графического пользовательского интерфейса, в итоге оно должно привести к общению с ...
http://www.osp.ru/cw/1998/22/32.htm -

--------------------------------------------------
Note added at 2002-10-23 22:08:14 (GMT)
--------------------------------------------------

Естественные языки ::Грамматика и пунктуация
http://www.xpoint.ru/cgi-bin/forum.cgi?action=topic&id=56

... разработала технологию, позволяющую создавать программы на естественном языке!
... исключить неправильное понимание, которое могло возникнуть из-за неоднозначностей, которых нередко встречаются в естественных языках.
... компьютер вполне способен сам разобраться в неоднозначностях и преобразовать текст на естественном языке в машинный код.
http://www.ct.kz/shownews.asp?IDNews=5581

\"Естественный язык человека\" (HUMLANG)
... обсуждение проблем природы Естественного Языка Человека, его соотношения с другими естественными языками (языками животных), специфики его ...
На нашем листе можно будет принять участие в телеконференции \"Нерешенные проблемы природы и эволюции естественного языка Человека\".
http://www.komisat.ru/gowor/lsw/letter_rus.htm

--------------------------------------------------
Note added at 2002-10-23 22:16:18 (GMT)
--------------------------------------------------

\"Автоматическая обработка естественного языка\"
Программа учебной дисциплины \"Автоматическая обработка естественного языка\"
http://homepages.tversu.ru/~ips/Applied10.htm

\"Автоматизированная обработка речи и текстов на естественном языке\"
Каталог \"Автоматизированная обработка речи и текстов на естественном языке\"
http://infomag.ape.relarn.ru/data/k001r.html

MicroSystems, Ltd. corporative web site.
Our company elaborates on technologies of natural linguistc text processing and text mining.
текст ссылок: нейросетевые технологии обработки естественного языка
http://www.analyst.ru/

--------------------------------------------------
Note added at 2002-10-23 22:29:49 (GMT)
--------------------------------------------------



......термин \"естественный язык\" специалисты по информатике используют для того, чтобы отличить обычные языки, которыми пользуются люди, от значительно более строгих и формализованных ...
http://xxibek.com.ua/compiler/list/pubs04.htm
Selected response from:

xxxVera Fluhr
Grading comment
4 KudoZ points were awarded for this answer



Summary of answers provided
5 +7Естественные языкиxxxVera Fluhr
5 +1Не для очков - просто возражение Ольге.xxxVera Fluhr
5 +1Идея использования ЭВМ для перевода текстов с одного естественного языка на другойxxxVera Fluhr
4 -1не для очков, просто мнение
olganet
4 -2человеческие языки
Michael Tovbin


  

Answers


1 min   confidence: Answerer confidence 4/5Answerer confidence 4/5 peer agreement (net): -2
человеческие языки


Explanation:
в отличие от машинных языков и языков программирования.

--------------------------------------------------
Note added at 2002-10-23 21:55:58 (GMT)
--------------------------------------------------

с одного человеческого языка на другой

--------------------------------------------------
Note added at 2002-10-24 07:48:29 (GMT)
--------------------------------------------------

с точки зрения частотности оба словосочетания практически равны. То, которое у меня при поиске выдается 8300 раз, а то, что у Веры - 10000+. Справедливости ради должен признать, что Верин вариант в вычислительном контексте встречается чаще.

Но ничего ужасного в своем варианте не усматриваю.

Michael Tovbin
United States
Native speaker of: Native in EnglishEnglish, Native in RussianRussian
PRO pts in pair: 1748

Peer comments on this answer (and responses from the answerer)
agree  olganet
2 mins
  -> спасибо за помощь

agree  Mark Vaintroub
4 mins

disagree  xxxVera Fluhr: Извините, но так говорят только непрофессионалы, т.е. люди далекие от тематики машинного перевода и вообще от компьютерной лингвистики
58 mins

disagree  Montefiore: никогда не слышала такого перевода
6 hrs
  -> а Вы со товарищи знаете все, поэтому, если Вы не слыхали, то мне остается только снять шляпу?

disagree  Jarema: Нет такого термина
7 hrs

disagree  Igor Vakhrushev: Ну вы даете! Не дай бог, если такой термин приживется и в этом будет виноват переводчик.
9 hrs
  -> А Вы предложите что-нибудь оригинальное. Или хотя бы согласитесь с уже предложенным, а то пришли, всех покритиковали, или почти всех...А то неконструктивная критика и т. д.

37 mins   confidence: Answerer confidence 5/5 peer agreement (net): +7
Естественные языки


Explanation:
Это термин.
И он очень часто употребляется.
Естественные языки vs искусственные и машинные языки, которые, кстати, тоже человеческие. Потому что придуманы человеком.
Но они именно ПРИДУМАНЫ, и в этом их отличие.

--------------------------------------------------
Note added at 2002-10-23 22:04:59 (GMT)
--------------------------------------------------

Да, еще есть понятие \"квазиестественный\" язык, или \"ограниченный естественный\" язык. Это когда хапрещается употреблять слишком сложные синтаксические конструкции, слишком длинные фразы, и т.д. Термин этот - из области NLP - так называется эта отрасль информатики. Расшифровка:

Natural Language Processing === (автоматизированная обработка естественного языка). Сюда обычно включают только письменную речь. Обработка естественной устной речи называется Speech Processing

Вот ссылки, которые Вам покажут употребление термина \"Естественный Язык\":

При этом система должна принимать вводимые данные в свободной форме - в виде простых предложений, то есть вести диалог на естественном языке.
Очень трудно заставить машину понимать не ограниченную никакими условиями речь на естественном языке.
http://www.bytic.ru/cue99M/c0mana6zp2.html

Естественный язык и Интернет
Здравствуйте, уважаемые посетители сайта! Этот раздел посвящен поиску в текстах на естественном языке.
http://www.dialog-21.ru/specific_direction.asp?dir_id=1772&f... ..

Применение естественных языков не ставит своей целью только замену графического пользовательского интерфейса, в итоге оно должно привести к общению с ...
http://www.osp.ru/cw/1998/22/32.htm -

--------------------------------------------------
Note added at 2002-10-23 22:08:14 (GMT)
--------------------------------------------------

Естественные языки ::Грамматика и пунктуация
http://www.xpoint.ru/cgi-bin/forum.cgi?action=topic&id=56

... разработала технологию, позволяющую создавать программы на естественном языке!
... исключить неправильное понимание, которое могло возникнуть из-за неоднозначностей, которых нередко встречаются в естественных языках.
... компьютер вполне способен сам разобраться в неоднозначностях и преобразовать текст на естественном языке в машинный код.
http://www.ct.kz/shownews.asp?IDNews=5581

\"Естественный язык человека\" (HUMLANG)
... обсуждение проблем природы Естественного Языка Человека, его соотношения с другими естественными языками (языками животных), специфики его ...
На нашем листе можно будет принять участие в телеконференции \"Нерешенные проблемы природы и эволюции естественного языка Человека\".
http://www.komisat.ru/gowor/lsw/letter_rus.htm

--------------------------------------------------
Note added at 2002-10-23 22:16:18 (GMT)
--------------------------------------------------

\"Автоматическая обработка естественного языка\"
Программа учебной дисциплины \"Автоматическая обработка естественного языка\"
http://homepages.tversu.ru/~ips/Applied10.htm

\"Автоматизированная обработка речи и текстов на естественном языке\"
Каталог \"Автоматизированная обработка речи и текстов на естественном языке\"
http://infomag.ape.relarn.ru/data/k001r.html

MicroSystems, Ltd. corporative web site.
Our company elaborates on technologies of natural linguistc text processing and text mining.
текст ссылок: нейросетевые технологии обработки естественного языка
http://www.analyst.ru/

--------------------------------------------------
Note added at 2002-10-23 22:29:49 (GMT)
--------------------------------------------------



......термин \"естественный язык\" специалисты по информатике используют для того, чтобы отличить обычные языки, которыми пользуются люди, от значительно более строгих и формализованных ...
http://xxibek.com.ua/compiler/list/pubs04.htm

xxxVera Fluhr
Native speaker of: Native in RussianRussian, Native in FrenchFrench
PRO pts in pair: 1985

Peer comments on this answer (and responses from the answerer)
agree  olganet
4 mins
  -> thank you, Olga

agree  Olex
20 mins
  -> Thank you, Oleksiy

agree  Montefiore
5 hrs
  -> Thank you, Montefiore

agree  Natalia Olshanskaya Robinson
5 hrs
  -> Thank you, Natalia

agree  Jarema: Абсолютно точно.
7 hrs
  -> thank you, Jarema

agree  Vladimir Vaguine
8 hrs
  -> Thank you, Vladimir

agree  voloshinab
18 hrs
  -> Thank you, voloshinab

51 mins   confidence: Answerer confidence 5/5 peer agreement (net): +1
Идея использования ЭВМ для перевода текстов с одного естественного языка на другой


Explanation:
Это называется - машинный перевод

--------------------------------------------------
Note added at 2002-10-23 22:13:59 (GMT)
--------------------------------------------------

И я нарочно пишу \"ЭВМ\", а не \"компьютер\", потому что в те годы термина \"компьютер\" не было.
Собственно, в 30е годы не было даже и понятия \"ЭВМ\". Говорили просто \"машина\" (если вообще что-нибудь на эту тему говорили)

--------------------------------------------------
Note added at 2002-10-23 22:19:06 (GMT)
--------------------------------------------------

Или еще говорили - \"Вычислительная машина\".
Электронные потом появились.

Ссылки:

Идея машинного перевода текстов с одних языков на другие зародилась более полувека тому назад, а в 1954 г. проведены первые эксперименты, ...
http://www.pl-computers.ru/section.cfm?Section=Software&Unde...

Компания ПРОМТ
... с появлением первых вычислительных машин возникла идея машинного перевода, кстати, сам термин \"машинный перевод\" существует именно с тех времен.
http://www.promt.ru/mtw/article_Sokolova.phtml

--------------------------------------------------
Note added at 2002-10-23 22:29:19 (GMT)
--------------------------------------------------

Компания ПРОМТ занимается исследованиями в области естественных языков и разработкой технологий Машинного Перевода (МП).
http://www.promt.ru/

Диалог
... проводимого с помощью системы ЭТАП-3, делается попытка определить границы возможного как в машинном переводе, так и вообще в автоматической обработке естественного языка...
http://www.dialog-21.ru/announce.asp?param=1078

Описание продукта IBM WebSphere
Сервер машинного перевода для естественных языков.
http://websphere.masterdm.ru/ws_as_it_is.nsf/449bdf91f59a7dd...

... пскольку значительная часть пионерских исследований в области машинного перевода была выполнена в США, под естественным языком чаще всего подразумевают английский, забывая о том, ...
http://xxibek.com.ua/compiler/list/pubs04.htm

Научные интересы: автоматическая обработка естественного языка, машинный перевод.
http://www.kcn.ru/tat_ru/science/tro_raii/members.shtml

... автоматически проводить морфологический, синтаксический и во многом семантический анализ фраз естественного языка, нащупаны приемы анализа текста.
http://www.iit.iba.by/Department/Speciality/common_info/REAL...

Institute of Artificial Intelligence issues
... анализ сцен, распознавание речи, машинный перевод и понимание естественного языка, логический вывод, принятие решений и многие другие, являются весьма ...
http://www.iai.donetsk.ua/general/ai_annot.php3?a=346&m=20&l...

Идея машинного перевода текстов с одних языков на другие зародилась более полувека тому назад, а в 1954 г. проведены первые эксперименты, ...
http://www.pl-computers.ru/section.cfm?Section=Software&Unde...

xxxVera Fluhr
Native speaker of: Native in RussianRussian, Native in FrenchFrench
PRO pts in pair: 1985

Peer comments on this answer (and responses from the answerer)
agree  Montefiore
5 hrs
  -> Thank you, Montefiore

2 hrs   confidence: Answerer confidence 4/5Answerer confidence 4/5 peer agreement (net): -1
не для очков, просто мнение


Explanation:
все языки - придуманы человеком, как человеческие, естественные, так и машинные, искусственные. а протисвопоставление делается по параллели
человеческие vs машинные
естественные vs искусственные,
то есть оба варианта подходят

--------------------------------------------------
Note added at 2002-10-24 04:14:40 (GMT)
--------------------------------------------------

для тех, кто никогда не слышал выражения \"человеческие языки\":
Сайт Санкт-Петербургского государственного политехнического университета:
ЯЗЫК ПРОГРАММИРОВАНИЯ- ИСКУССТВЕННЫЙ ЯЗЫК, ЯВЛЯЮЩИЙСЯ ПРОМЕЖУТОЧНЫМ ПРИ ПЕРЕХОДЕ ОТ ЕСТЕСТВЕННОГО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЯЗЫКА К МАШИННЫМ ДВОИЧНЫМ КОДАМ. ЯЗЫКИ ПРОГРАММИРОВАНИЯ БЫВАЮТ ВЫСОКОГО И НИЗКОГО УРОВНЕЙ. ЯЗЫКИ ПРОГРАММИРОВАНИЯ ВЫСОКОГО УРОВНЯ (как видно из схемы) ЯВЛЯЮТСЯ БОЛЕЕ БЛИЗКИМИ К ЕСТЕСТВЕННОМУ ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ ЯЗЫКУ ПО СРАВНЕНИЮ С ЯЗЫКАМИ ПРОГРАММИРОВАНИЯ НИЗКОГО УРОВНЯ. СОЗДАНИЕ ТЕКСТА ПРОГРАММЫ НА ЯЗЫКЕ ПРОГРАММИРОВАНИЯ ВЫПОЛНЯЕТСЯ ЧЕЛОВЕКОМ ВРУЧНУЮ, А ПЕРЕВОД ТЕКСТА ПРОГРАММЫ В МАШИННЫЕ ДВОИЧНЫЕ КОДЫ ВЫПОЛНЯЕТСЯ СПЕЦИАЛЬНЫМИ ПРОГРАММАМИ
Лекция 10 по информатике
.http://smitu.cef.spbstu.ru/for_students/infor_ka_lect/lesson...

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ В РАЗВИТИИ СРАВНИТЕЛЬНОГО И МЕЖДУНАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ФИЛОЛОГИЯ И ИНФОРМАТИКА
Создание информационных систем хранения, обработки и выдачи информации возможно лишь на базе мощных интеллектуальных систем понимания смысла сообщений, форматного представления и записи в машине исходных сведений на некотором языке. Наш ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ язык остается главным, самым важным и совершенным способом переработки информации. На базе естественных языков возникли и искусственные языки науки, в частности и алгоритмические языки программирования для ЭВМ. Языками программирования называются знаковые системы, применяемые для описания процессов решения задач на ЭВМ. В настоящее время усиливается тенденция разработки принципов \"общения\" человека с ЭВМ на ЕСТЕСТВЕННОМ языке, чтобы можно было пользоваться компьютером без посредников - программистов.
http://www.prof.msu.ru/omsk/76.htm

Обычно искусственный интелект считается частью информатики , хотя это не совсем точно - есть области, очень близкие к ИИ, но лежащие вне информатики : когнитивная психология, когнитивистика (cognitive science) - область науки, изучающая поведение человека в предположении, что познание может быть описано в терминах информатики (и эффективно промоделировано с помощью компьютерных программ). Еще: компьютерная лингвистика - использование компьютеров (или, по крайней мере, компьютерной парадигмы) для изучения и/ или обработки ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО языка : понимания/порождения текстов на ЕЯ, автоматический перевод, [М.А.: составление аннотаций, поиск - в том числе и в интернете].
http://adigeyev.narod.ru/ai/lec1.html

--------------------------------------------------
Note added at 2002-10-24 06:15:54 (GMT)
--------------------------------------------------

Вера, вы совершенно правы по поводу Эсперанто. Это искусственный Человеческий язык

--------------------------------------------------
Note added at 2002-10-24 06:30:45 (GMT)
--------------------------------------------------

обратите внимание, что в Вашей ссылке, Вера, тоже употребляется сочетание естественные языки+ человек, \"Естественный язык человека\" (HUMLANG),так что, слово человеческие не является \"табу\"

olganet
Native speaker of: Native in RussianRussian
PRO pts in pair: 1476

Peer comments on this answer (and responses from the answerer)
neutral  Montefiore: согласна со смыслом, но не согласна с принятием перевода "Человеческие"
3 hrs
  -> хоть со смыслом согласны, и на том спасибо

neutral  xxxVera Fluhr: Ольга,нет такого термина"человеческие языки"Не надо путать Аскера,а то она и вправду так напишет и весь мир насмешит.Она и так уже сегодня выбирали непрвильные термины,подсказанные Михаилом.Я,к сожалению,не сразу обратила внимание на эти вопросы..
3 hrs
  -> Вера, я же согласилась с Вашим ответом, и просто высказала свое мнение. Вы - свое. Мы обе свое мнение аргументировали.

disagree  Jarema: Элементраные языки есть, между прочим, и у животных.
5 hrs
  -> совершенно верно, поэтому и делается различие, когда говорят естественные языки животных и естественные языки человека

neutral  Igor Vakhrushev: И все-таки нет. Естественный язык человека - может быть, но необходимо учитывать контекст. Это сильно напоминает: "свиной язык", "говяжий язык". Слишком сильны ассоциации. Это ужасно.
7 hrs

6 hrs   confidence: Answerer confidence 5/5 peer agreement (net): +1
Не для очков - просто возражение Ольге.


Explanation:
Ольга,
Вы неправы. Противопоставление делается не между машинными и немашинными.

Пример:
Эперанто не машинный язык и никогда им не был. Но он не естественный. Он искусственный.

xxxVera Fluhr
Native speaker of: Native in RussianRussian, Native in FrenchFrench
PRO pts in pair: 1985

Peer comments on this answer (and responses from the answerer)
agree  Jarema: Не переживайте так Вера. Все равно зачастую выбираются не очень точные ответы. И ничего с этим поделать нельзя. Человеческий фактор...
1 hr
  -> Это правда. Спасибо

neutral  olganet: русский язык - естественный человеческий, эсперанто - искусственный человеческий
2 hrs
  -> Ну в этом смысле да, но это добавление типа Redondance, Вы не находите? И все равно, слово "человеческий" какое-то людоедское в этом контексте - "чую, чую, человечьим духом запахло" - говорила Баба-Яга :))))))