KudoZ home » English to Russian » Tech/Engineering

Blackboard data, Blackboard

Russian translation: "классная доска"


GLOSSARY ENTRY (DERIVED FROM QUESTION BELOW)
English term or phrase:Blackboard
Russian translation:"классная доска"
Entered by: xxxVera Fluhr

15:01 Jan 18, 2004
English to Russian translations [PRO]
Tech/Engineering / expert systems, solution finders
English term or phrase: Blackboard data, Blackboard
Вот здесь есть объяснение: http://www-2.cs.cmu.edu/afs/cs/project/tinker-arch/www/html/...

Там можно также полистать влево или вправо - есть дополнительные объяснения.

В моем же тексте - всего лишь глухое упоминание об использовании Blackboard data.
Т.е. контекста практически никакого.

Речь идет о системе планирования и поиска оптимальных плановых решений на основе имитационного моделирования.

Я пока что перевела Blackboard data как "Общие данные", но это очень плохо (по-моему).
Хотелось бы найти принятый русский термин для Blackboard в этом контексте.
xxxVera Fluhr
представление данных на “Классной доске” , концепция "Классной доски"
Explanation:
Вера, я не знаю, насколько термин "классная доска" звучит лучше "информационной", но, надеюсь, что найденные мной ссылки окажутся Вам полезными


ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ АГЕНТЫ И ИХ ПРИМЕНЕНИЯ В ИНЖЕНЕРНОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ.

Курдюков А.А.

Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН
117997, ГСП-7, Москва, ул. Профсоюзная, 65
Разделим системы кооперативного проектирования на два класса систем: мультиэкспертные системы (использующие концепцию «классной доски») и мультиагентные системы. В мультиэксперных системах каждый специалист (иногда называемый «источником знаний») имеет доступ к «классной доске», на которой отражается информация, которую специалист хочет сообщить другим. В мультиагентной системе каждый агент независим и имеет собственное представление о текущей ситуации в системе. В первом случае используются механизмы, подобные разделяемой памяти, во втором случае используются протоколы, ориентированные на сообщения, что позволяет без дополнительных усилий размещать агенты на различных компьютерах в сети (локальной или глобальной). Это различие не столько в реализации, сколько в концепции. В случае «классной доски», мы имеем возможность видеть систему в целом, что положительно сказывается на ее целостности, но имеет ряд недостатков. Во-первых, «классная доска» может оказаться узким местом коммуникаций в системе. Во-вторых, возникают проблемы общего представления, поскольку разные инструменты используют различные формы представления своих данных, и нет особого резона доставлять данные в общее место, где далеко не каждый будет способен их понять. В-третьих, во время жизненного цикла продукта могут появляться новые инструментальные средства, внедрение которых будет порождать изменение структуры среды проектирования. Такой подход (экспертный) использовался в различных системах, например DICE [11].

http://lab18.ipu.rssi.ru/labconf/aticle.asp?num=3 ·

Larner D.L. Factories, objects and blackboards// AI Expert. - 1990. -Vol.5, N 4. - P.38-45

может быть положена методология классной доски [2,15,16], которая позволяет эффективно регламентировать поэтапную обработку результатов экспертной процедуры.
Опыт использования технологии на основе метода классной доски показывает возможность учета фактора девиационного управления экспертным процессом и оперативной структуризации исследуемой проблемы в условиях большой неопределенности.
Александр Николаевич Райков

Доктор технических наук, профессор Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации
http://www.extech.ru/library/article/st22.htm

# Перечислим характеристики некоторых конкретных ЭС этого класса.

1. FLiPSiDE: Система логического программирования финансовой экспертизы.
* применение оригинальной парадигмы “Классной доски”, описанной Ньюэллом;
* язык Пролог в качестве платформы программирования;
* представление данных на “Классной доске” в качестве исходных данных для различных знаний;
http://www.tora-centre.ru/library/razn/finan.htm ·

Архитектура информационной доски

Теперь у нас есть все, чтобы приступить к решению поставленной задачи с использованием метафоры информационной доски. Это классический пример повторного использования "в большом": мы повторно применяем испытанный архитектурный шаблон как основу проекта. Метод информационной доски предполагает следующие объекты верхнего уровня: информационная доска, несколько источников знаний и контроллер. Остается только определить классы и объекты предметной области, которые специализируют эти общие абстракции.
http://vadim-nn.narod.ru/book/booch/ch11.htm

Abstract: Introduction Blackboard style refers to a particular way of organizing computing systems. As such, blackboard systems are not properly an architecture for agents, but more generally are an architecture for computational systems in general. At its most basic level, the style separates a system into a central, globallyaccessible data structure, typically called the blackboard , and a number of independent computational modules, often called knowledge sources , or KSs . The knowledge sources...
Selected response from:

olganet
Grading comment
Большое спасибо всем,
Поколебавшись некоторое время, выбираю все же "классную доску". Ольгины ссылки очень убедительны.
Странно, мне казалось, что должен все же быть какой-то "родной" русский термин типа "общая область" или что-то такое.
Но, видно, если он и был, то его забыли. Arus, Вы правы - в этой области предпочитают переводы-кальки.

Еще раз ВСЕМ СПАСИБО
4 KudoZ points were awarded for this answer



Summary of answers provided
3 +2представление данных на “Классной доске” , концепция "Классной доски"
olganet
4 +1доска объявлений
Alexandra Rusakevich
3 +1Вот, что есть в Lingvo:
dalina
4рабочие данныеAlexander Shchekotin


Discussion entries: 1





  

Answers


27 mins   confidence: Answerer confidence 4/5Answerer confidence 4/5
рабочие данные


Explanation:
т.е. заголовок слайда: "Структура рабочих данных"

Alexander Shchekotin
Native speaker of: Russian
PRO pts in pair: 77

Peer comments on this answer (and responses from the answerer)
agree  Ol_Besh
5 mins

disagree  Alexandra Rusakevich: Какие данные???? Это область памяти для обмена между модулями (программами).
1 hr

1 hr   confidence: Answerer confidence 4/5Answerer confidence 4/5 peer agreement (net): +1
blackboard data, blackboard
доска объявлений


Explanation:
В инете встречается перевод "доска", "классная доска", "информационная доска".
Мне больше нравится "доска объявлений", просто встречалось когда-то давно.

К сожалению, в этой области большинство терминов - кальки.

Никакие "общие данные" и "рабочие данные" не годятся!!! Это не данные, а область памяти.

http://khpi-iip.mipk.kharkiv.edu/library/case/buch/ch11.html
http://home.udmnet.ru/teena/slang/hackers.html
http://med-site.narod.ru/w/ahack.htm

Alexandra Rusakevich
Russian Federation
Native speaker of: Native in RussianRussian
PRO pts in pair: 64

Peer comments on this answer (and responses from the answerer)
agree  Oleg Sollogub: доска объявлений. Когда я еще занимался искусственным интеллектом (10-15 лет назад), это переводили именно так. Но не данные, ни общие, ни рабочие.
18 hrs

2 hrs   confidence: Answerer confidence 3/5Answerer confidence 3/5 peer agreement (net): +2
представление данных на “Классной доске” , концепция "Классной доски"


Explanation:
Вера, я не знаю, насколько термин "классная доска" звучит лучше "информационной", но, надеюсь, что найденные мной ссылки окажутся Вам полезными


ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ АГЕНТЫ И ИХ ПРИМЕНЕНИЯ В ИНЖЕНЕРНОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ.

Курдюков А.А.

Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН
117997, ГСП-7, Москва, ул. Профсоюзная, 65
Разделим системы кооперативного проектирования на два класса систем: мультиэкспертные системы (использующие концепцию «классной доски») и мультиагентные системы. В мультиэксперных системах каждый специалист (иногда называемый «источником знаний») имеет доступ к «классной доске», на которой отражается информация, которую специалист хочет сообщить другим. В мультиагентной системе каждый агент независим и имеет собственное представление о текущей ситуации в системе. В первом случае используются механизмы, подобные разделяемой памяти, во втором случае используются протоколы, ориентированные на сообщения, что позволяет без дополнительных усилий размещать агенты на различных компьютерах в сети (локальной или глобальной). Это различие не столько в реализации, сколько в концепции. В случае «классной доски», мы имеем возможность видеть систему в целом, что положительно сказывается на ее целостности, но имеет ряд недостатков. Во-первых, «классная доска» может оказаться узким местом коммуникаций в системе. Во-вторых, возникают проблемы общего представления, поскольку разные инструменты используют различные формы представления своих данных, и нет особого резона доставлять данные в общее место, где далеко не каждый будет способен их понять. В-третьих, во время жизненного цикла продукта могут появляться новые инструментальные средства, внедрение которых будет порождать изменение структуры среды проектирования. Такой подход (экспертный) использовался в различных системах, например DICE [11].

http://lab18.ipu.rssi.ru/labconf/aticle.asp?num=3 ·

Larner D.L. Factories, objects and blackboards// AI Expert. - 1990. -Vol.5, N 4. - P.38-45

может быть положена методология классной доски [2,15,16], которая позволяет эффективно регламентировать поэтапную обработку результатов экспертной процедуры.
Опыт использования технологии на основе метода классной доски показывает возможность учета фактора девиационного управления экспертным процессом и оперативной структуризации исследуемой проблемы в условиях большой неопределенности.
Александр Николаевич Райков

Доктор технических наук, профессор Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации
http://www.extech.ru/library/article/st22.htm

# Перечислим характеристики некоторых конкретных ЭС этого класса.

1. FLiPSiDE: Система логического программирования финансовой экспертизы.
* применение оригинальной парадигмы “Классной доски”, описанной Ньюэллом;
* язык Пролог в качестве платформы программирования;
* представление данных на “Классной доске” в качестве исходных данных для различных знаний;
http://www.tora-centre.ru/library/razn/finan.htm ·

Архитектура информационной доски

Теперь у нас есть все, чтобы приступить к решению поставленной задачи с использованием метафоры информационной доски. Это классический пример повторного использования "в большом": мы повторно применяем испытанный архитектурный шаблон как основу проекта. Метод информационной доски предполагает следующие объекты верхнего уровня: информационная доска, несколько источников знаний и контроллер. Остается только определить классы и объекты предметной области, которые специализируют эти общие абстракции.
http://vadim-nn.narod.ru/book/booch/ch11.htm

Abstract: Introduction Blackboard style refers to a particular way of organizing computing systems. As such, blackboard systems are not properly an architecture for agents, but more generally are an architecture for computational systems in general. At its most basic level, the style separates a system into a central, globallyaccessible data structure, typically called the blackboard , and a number of independent computational modules, often called knowledge sources , or KSs . The knowledge sources...

olganet
Native speaker of: Native in RussianRussian
PRO pts in pair: 1476
Grading comment
Большое спасибо всем,
Поколебавшись некоторое время, выбираю все же "классную доску". Ольгины ссылки очень убедительны.
Странно, мне казалось, что должен все же быть какой-то "родной" русский термин типа "общая область" или что-то такое.
Но, видно, если он и был, то его забыли. Arus, Вы правы - в этой области предпочитают переводы-кальки.

Еще раз ВСЕМ СПАСИБО

Peer comments on this answer (and responses from the answerer)
agree  Nikolai Muraviev: Да, в экспертной системе.
13 hrs
  -> спасибо

agree  loona: Как вы всегда хорошо аргументируете
16 hrs
  -> спасибо

4 hrs   confidence: Answerer confidence 3/5Answerer confidence 3/5 peer agreement (net): +1
Вот, что есть в Lingvo:


Explanation:
доска объявлений ( область памяти, общедоступная для всех модулей системы )

dalina
Native speaker of: Native in RussianRussian
PRO pts in pair: 20

Peer comments on this answer (and responses from the answerer)
agree  Oleg Sollogub: доска объявлений
15 hrs