KudoZ home » Russian » Linguistics

уплата / оплата

Russian translation: уплата (налога, штрафа)


GLOSSARY ENTRY (DERIVED FROM QUESTION BELOW)
Russian term or phrase:уплата / оплата
Russian translation:уплата (налога, штрафа)
Entered by: ayast

06:28 Oct 23, 2007
Russian to Russian translations [PRO]
Art/Literary - Linguistics
Russian term or phrase: уплата / оплата
какая разница между ними? правильно уплата или оплата налога в бюджет? освобождение от уплаты или оплаты налога? уплатить или оплатить штраф?
александр
уплата (налога, штрафа)
Explanation:
Интуитивно я бы предположил, что оплачивают то, что получают (работу, покупку, услуги), а уплачивают то, что просто отдают (взнос, налог, штраф).

Словарь Ушакова:

УПЛАТИТЬ, уплачу, уплатишь (моск. также уплотишь), сов. (к уплачивать), что. Отдать, внести (деньги) в возмещение следуемого. Уплатить долг. Уплатить за квартиру. Уплатить членский взнос. По счету уплачено сполна. Тут же высчитала, сколько они должны уплатить.

ОПЛАТИТЬ, оплачу, оплатишь (моск. также оплотишь), сов. (к оплачивать).

1. кого-что. Заплатить за что-н. Оплатить работу. Ѓ Заплатить кому-н. Оплатить рабочих.
2. что кому-чему. Уплатить в погашение чего-н. Оплатить расходы командированному. Оплатить убыток.
3. перен., что. Возместить что-н., отплатить за что-н. (книжн.). Оплатить чьи-н. заботы.
Selected response from:

Kirill Semenov
Ukraine
Grading comment
оба ответа помогли, спасибо большое
4 KudoZ points were awarded for this answer



Summary of answers provided
3 +2уплата (налога, штрафа)
Kirill Semenov
4уплатить за проезд; оплатить проездVassyl Trylis


Discussion entries: 2





  

Answers


46 mins   confidence: Answerer confidence 3/5Answerer confidence 3/5 peer agreement (net): +2
уплата (налога, штрафа)


Explanation:
Интуитивно я бы предположил, что оплачивают то, что получают (работу, покупку, услуги), а уплачивают то, что просто отдают (взнос, налог, штраф).

Словарь Ушакова:

УПЛАТИТЬ, уплачу, уплатишь (моск. также уплотишь), сов. (к уплачивать), что. Отдать, внести (деньги) в возмещение следуемого. Уплатить долг. Уплатить за квартиру. Уплатить членский взнос. По счету уплачено сполна. Тут же высчитала, сколько они должны уплатить.

ОПЛАТИТЬ, оплачу, оплатишь (моск. также оплотишь), сов. (к оплачивать).

1. кого-что. Заплатить за что-н. Оплатить работу. Ѓ Заплатить кому-н. Оплатить рабочих.
2. что кому-чему. Уплатить в погашение чего-н. Оплатить расходы командированному. Оплатить убыток.
3. перен., что. Возместить что-н., отплатить за что-н. (книжн.). Оплатить чьи-н. заботы.

Kirill Semenov
Ukraine
Works in field
Native speaker of: Native in RussianRussian
PRO pts in category: 95
Grading comment
оба ответа помогли, спасибо большое

Peer comments on this answer (and responses from the answerer)
agree  Vitali Stanisheuski
1 min

agree  Assiolo
1 hr

neutral  Ludwig Chekhovtsov: А вот я, к примеру, покупаю пальто за 100 долларов. В кассе выбивают 114 (100 плюс 7 процентов федеральный и столько же провинциальный налоги). Я, конечно, плачу (или плочу?), но весь в раздумьях, я Оплатил или Уплатил эту сумму (с налогами-то)?.
13 hrs
  -> сумму или цену - Уплатили, покупку - Оплатили.

36 mins   confidence: Answerer confidence 4/5Answerer confidence 4/5
уплатить за проезд; оплатить проезд


Explanation:
Уплатить (за что) - внести плату в возмещение чего-либо, а также по денежным обязательствам.

Оплатить (что) - по сути то же самое, но требует прямого дополнения.

--------------------------------------------------
Note added at 42 мин (2007-10-23 07:10:55 GMT)
--------------------------------------------------

Конечно, не все так ровно: уплатить долг, налог и др. ("по денежным обязательствам", как говорит словарь) - здесь тоже прямое дополнение, не требующее предлога "за". Но КАК ПРАВИЛО уплата бывает *ЗА что-то*, тогда как "оплата ЗА" - недопустимо.

--------------------------------------------------
Note added at 50 мин (2007-10-23 07:19:06 GMT)
--------------------------------------------------

Еще: оплачивают УСЛУГУ, поэтому оплатить штраф - абсурдно, его можно только уплатить или заплатить.

Еще: "уплатить" или "заплатить" всегда можно заменить словом "платить" (без префикса). "Оплатить" такой обрезке не поддается. Невозможно сказать "платите проезд", "платите обед". Или "уплатите за" - или "оплатите".

Vassyl Trylis
Works in field
Native speaker of: Native in UkrainianUkrainian, Native in RussianRussian
PRO pts in category: 10

Peer comments on this answer (and responses from the answerer)
neutral  Kirill Semenov: "За" что-то бывает "плата", а "уплата за" - это наши кондукторА придумали ;)
11 mins
  -> А "уплатите ЗА обед" - ихНИЕ поварА ;). - По существу: не бывает "уплаты ЗА что-то"; но "уплата бывает ЗА что-то". Прошу впредь цитировать точнее. - Спасибо!