KudoZ home » Russian to English » Other

заградотряд

English translation: special battalions, so-called "zagradotryads"...


GLOSSARY ENTRY (DERIVED FROM QUESTION BELOW)
Russian term or phrase:заградотряды
English translation:special battalions, so-called "zagradotryads"...
Entered by: xxxVera Fluhr

20:15 Jul 5, 2003
Russian to English translations [Non-PRO]
Russian term or phrase: заградотряд
пошел служить в заградотряд

special batalions, so-called "zagradotryads"...
Explanation:
Здесь не обойтись без подстрочного примечания, иначе не понятно. Даже наши дети уже не знают, что это такое. И слава богу, что не знают!


.... if you know, Stalin signed an infamous law in the first months of war, called "not a single step back" by the folk. special batalions, called "zagradotryad" were created, to stand behind the avantgarde infantry. and whoever tried to run back, those batallions had to shoot them.
http://www.tranceaddict.com/forums/archive/topic/87597-1.htm...

--------------------------------------------------
Note added at 2003-07-05 20:45:10 (GMT)
--------------------------------------------------

Errata, sorry!
Must be written: battalion
double T !
Selected response from:

xxxVera Fluhr
Grading comment
Graded automatically based on peer agreement. KudoZ.
4 KudoZ points were awarded for this answer



Summary of answers provided
4 +4special batalions, so-called "zagradotryads"...xxxVera Fluhr
3 +4special [military] police detachmentsxxxJoeYeckley
4 +2ZagradotryadxxxOleg Pashuk
5"not-a-step-retreat unit"
Сергей Лузан
4 +1special smersh batalion, blocking unitxxxVera Fluhr
4deterrence detachmentVladimir Lioukaikine
3 +1anti-profiteer detachment
Vladimir Dubisskiy
3 -1barrier (defensive, barrage) combat squad
Mark Vaintroub


Discussion entries: 2





  

Answers


14 mins   confidence: Answerer confidence 3/5Answerer confidence 3/5 peer agreement (net): -1
barrier (defensive, barrage) combat squad


Explanation:
IMHO

--------------------------------------------------
Note added at 2003-07-05 20:32:09 (GMT)
--------------------------------------------------

Хотя кажется, что всё это не то...

Mark Vaintroub
Canada
Native speaker of: Native in RussianRussian
PRO pts in pair: 675

Peer comments on this answer (and responses from the answerer)
disagree  Vladimir Dubisskiy: не то, не то..
8 hrs

16 mins   confidence: Answerer confidence 4/5Answerer confidence 4/5 peer agreement (net): +4
special batalions, so-called "zagradotryads"...


Explanation:
Здесь не обойтись без подстрочного примечания, иначе не понятно. Даже наши дети уже не знают, что это такое. И слава богу, что не знают!


.... if you know, Stalin signed an infamous law in the first months of war, called "not a single step back" by the folk. special batalions, called "zagradotryad" were created, to stand behind the avantgarde infantry. and whoever tried to run back, those batallions had to shoot them.
http://www.tranceaddict.com/forums/archive/topic/87597-1.htm...

--------------------------------------------------
Note added at 2003-07-05 20:45:10 (GMT)
--------------------------------------------------

Errata, sorry!
Must be written: battalion
double T !


    Reference: http://www.tranceaddict.com/forums/archive/topic/87597-1.htm...
xxxVera Fluhr
Native speaker of: Native in RussianRussian, Native in FrenchFrench
PRO pts in pair: 913
Grading comment
Graded automatically based on peer agreement. KudoZ.

Peer comments on this answer (and responses from the answerer)
agree  Mark Vaintroub: согласен с "zagradotryad"
29 mins
  -> спасибо, Марк

agree  xxxJoeYeckley: If you had to compare them to something, you could call them special military police detachments -- "special" in the sense that of the wide array of functions military police may play in combat, these focused solely on the mission of deterring desertion.
1 hr
  -> thank you, Joe

agree  Сергей Лузан: 100 %.
23 hrs
  -> спасибо

agree  huntr
1 day8 hrs
  -> спасибо

26 mins   confidence: Answerer confidence 4/5Answerer confidence 4/5 peer agreement (net): +1
special smersh batalion, blocking unit


Explanation:
Еще варианты!

For two months in the summer of 1943, Otsep, then only 23 but already a veteran frontline surgeon in the Red Army, was assigned a job that still makes her tremble with rage. "I was assigned to the special SMERSH battalion," Otsep said.
SMERSH is a Russian acronym that means death to spies. Created by Stalin's orders, these units called zagradotryad (literally translated, a blocking unit) followed the regular infantry and shot everybody who was retreating or refusing to advance.
http://www.telusplanet.net/public/mozuz/odynsky/smersh200205...

--------------------------------------------------
Note added at 2003-07-05 20:44:48 (GMT)
--------------------------------------------------

Errata, sorry!
Must be written: battalion
double T !

--------------------------------------------------
Note added at 2003-07-05 20:51:54 (GMT)
--------------------------------------------------

Хочу внести ясность, в связи с замечанием Марка.
Были заградотряды в подчинении НКВД, а были и другие - в подчинении Смерша. Они назывались \"заградительно-контрольными\", но сокращенно все равно - Заградотряд.


ССЫЛКИ:

Смерш и заградотряды стреляли в спину нашим солдатам.
http://sibvaleo.by.ru/htm/rev/smersh.htm

В адрес режиссера посыпались упреки, что, дескать, на фоне заградотрядов \"Смерша\" он слишком романтизировал образы чекистов.
http://7day.press.net.by/page.cgi?id=981&allnumber=51

Смерш - смерть шпионам.
У Смерша были свои отряды: заградительно-контрольные.
http://www.mk.ru/numbers/301/article10001.htm -


    Reference: http://www.telusplanet.net/public/mozuz/odynsky/smersh200205...
xxxVera Fluhr
Native speaker of: Native in RussianRussian, Native in FrenchFrench
PRO pts in pair: 913

Peer comments on this answer (and responses from the answerer)
neutral  Mark Vaintroub: Вера, только не СМЕРШ - это из другой песни...
1 min
  -> посмотри выше - я написала. У смерша тоже были свои заградотряды

agree  GaryG: These units had orders to shoot anyone retreating w/o permission; zagraNotryad is a regt-size unit of the border forces
5 hrs
  -> cпасибо, Gary

neutral  Vladimir Dubisskiy: тогда надо объяснять про смерш
8 hrs
  -> Обхяснения нужны так и так

41 mins   confidence: Answerer confidence 4/5Answerer confidence 4/5 peer agreement (net): +2
Zagradotryad


Explanation:
Справка ОО НКВД СТО в УОО НКВД СССР
о деятельности заградительных отрядов Сталинградского и Донского фронтов

[Не ранее 15 октября] 1942 г.

Заместителю наркома внутренних дел СССР
комиссару государственной безопасности 3 ранга тов. Абакумову

В соответствии с приказом НКО № 227 в частях действующих в Красной Армии по состоянию на 15 октября с. г. сформировано 193 заградительных отряда. Из них в частях Сталинградского фронта сформировано — 16 и Донского — 25, а всего 41 отряд, которые подчинены Особым отделам НКВД армий.

Заградительными отрядами с начала их сформирования (с 1 августа по 15 октября с.г.) задержано 140755 военнослужащих, сбежавших с передовой линии фронта.

Из числа задержанных: арестовано 3980 человек, расстреляно 1189 человек, направлено в штрафные роты 2776 человек, штрафные батальоны 185 человек, возвращено в свои части и на пересыльные пункты 131094 человека.

Наибольшее число задержаний и арестов произведено заградительными отрядами Донского и Сталинградского фронтов.

Следует отметить, что заградительные отряды, и особенно отряды на Сталинградском и Донском фронтах (подчиненные особым отделам НКВД армий) в период ожесточенных боев с противником сыграли свою положительную роль в деле наведения порядка в частях и предупреждения неорганизованного отхода с занимаемых ими рубежей, возвращения значительного числа военнослужащих на передовую линию фронта.

29 августа с.г. штаб 29 стр. дивизии 64 армии Сталинградского фронта был окружен прорвавшимися танками противника, части дивизии потеряв управление в панике отходили в тыл.

Действующий за боевыми порядками частей дивизии заградотряд (начальник отряда лейтенант госбезопасности Филатов), приняв решительные меры, приостановил отходящих в беспорядке военнослужащих и возвратил их на ранее занимаемые рубежи обороны.

www.battle.volgadmin.ru/osn.asp?np=6&npp=3-11



Печально известные заградительные отряды, созданные в СССР в годы Отечественной войны, не были изобретением товарища Сталина и его присных. Подобный стратегический прием, основанный на принципе "бей своих, чтоб чужие боялись", использовался и в глубокой древности.

www.volonter.net/archives/85.htm

— Обиделись даже. А мы, говорят, бежать не собираемся. — Правильно, — сказал генерал. — Назад не побегут. Что у них за спиной не одна Москва, а ещё заградотряд имеется, это они не забудут. Поэтому, как немец напрёт, они в стороны расползутся. И придётся тогда уж заградотряду принять удар. Всё хорошо складывается, Свиридов. Рассматривай этих энкаведистов как свой резерв. Им тоже бежать некуда. В случае чего они друг дружку перестреляют.

www.militera.lib.ru/prose/russian/vladimov/02.html

Evgenii Lukin. Vos'mistish'ya
... GENETIChESKOE (1) Nogi - krivy. Zuby - redki. Likom - byurokrat. No vstayut za mnoyu
predki, Kak zagradotryad. Mordy - sizy. Kudri - sivy. Skladki po brylam. ...
www-lat.rusf.ru/lukin/verses2.htm - 23k - Cached - Similar pages

Gumilevica: Diskussii 12 (2003 g. 1-10 aprelya)
... Evrope. Organizovat' "myasnuyu" ataku ne tak uzh i slozhno: zagradotryad
szadi, vodka ili gashish plyus psihologicheskaya obrabotka. ...
gumilevica.kulichki.net:8105/discussions/disc0312.html - 76k - Cached - Similar pages

Untitled
... A to, chto mnogie zhivut ne tam, a shlyayutsya po Sredizem'yu, letayut, chtob
k lyudyam poblizhe, to nami budet poslan special'nyi zagradotryad. ...
www.kulichki.com:8105/tolkien/obedzal/Sovet.html - 9k - Cached - Similar pages

Rodion (11.01.2002 11:31:41): Tovarish, grazhdanin keg3, vasha ...
... Soldaty gotovyatsya k shturmu. Vystavlyayut zagradotryad. ... (Vse pamyatniki byli spryatany
pod zemlei eshe v 1941 g.). Zagradotryad b'et v spinu nashim soldatam. ...
www.kulichki.com:8105/sportnet/politarch/ arc_11.01-23.10.2002.htm - 101k - Cached - Similar pages
[ More results from www.kulichki.com ]

www.russ.ru Andrei N. Okara. Ukraina dvizhetsya v NATO
... Klub vysokorazvityh, bogatyh i "civilizovannyh" stran? "Zagradotryad" "Zolotogo
milliarda"? Transatlanticheskaya vneshnepoliticheskaya "obolochka" SShA? ...
www.russ.ru:8085/politics/20020530-okara.html - 49k - Cached - Similar pages

Aleksandr Dybin. Rus' zemnaya i nebesnaya
... Vzoshla strana kak budto na Golgofu, Kogda v nee vlomilsya naglyj shvab!
Nas, bezoruzhnyh, tankami davili, A szadi byl rodnoj zagradotryad... ...
library.uic.nnov.ru/cgi-bin/lat/ZHURNAL/dybin.txt - 101k - Cached - Similar pages

lib.nordnet.ru/lat/MEMUARY/WEGER/razwedka.txt
... pOTOM MY SDELALI NEVOZMOZHNOE: OPYATX VLEZLI NA SVOIH LOSHADEJ I POTRUSILI
DALXSHE. k POLUDNYU MY NATKNULISX NA ZAGRADOTRYAD. nAM ...
80k - Cached - Similar pages

lib.nordnet.ru/lat/RUSS_DETEKTIW/KOZHEWNIKOWL/prokuror.txt
... - Ne poladili? -- usmehnulsya Hlybov. -- Ona eto umeet. Zagradotryad. Ladno...
k delu. Sejchas poznakomlyu tebya s kollektivom, kto na meste. ...
101k - Cached - Similar pages

Leonid Veger. Zapiski bojca-razvedchika
... Potom my sdelali nevozmozhnoe: opyat' vlezli na svoih loshadej i potrusili
dal'she. K poludnyu my natknulis' na zagradotryad. Nam ...
www2.eunet.lv/library/lat/MEMUARY/WEGER/razwedka.txt - 82k - Cached - Similar pages

Evgenij Lukin. Nam demokratiya


--------------------------------------------------
Note added at 2003-07-05 20:58:40 (GMT)
--------------------------------------------------

Special Forces NKVD

xxxOleg Pashuk
PRO pts in pair: 619

Peer comments on this answer (and responses from the answerer)
agree  Mark Vaintroub
4 mins
  -> thank you

agree  Сергей Лузан: Interesting references.
22 hrs
  -> thank you

1 hr   confidence: Answerer confidence 4/5Answerer confidence 4/5
deterrence detachment


Explanation:
deterrence 1) удерживание от совершения действий устрашением 2) средство удерживания ( устрашением ) от совершения действий (Lingo 8)

или
penal deterrence detachment

penal deterrence - карательное средство удерживания от совершения преступления

detachment - отряд, имеющий специальное задание

Т.е. в целом получается: спецотряд, сдерживающий отступление с использованием карательных средств - заградотряд

--------------------------------------------------
Note added at 2003-07-05 22:36:48 (GMT) [[utf-8]]
--------------------------------------------------

retreat deterrence detachment - может быть так точнее.



--------------------------------------------------
Note added at 2003-07-06 11:34:57 (GMT)
--------------------------------------------------


Эквиваленты в армии США (из \"Учебника Военного Перевода, Спец.курс\"):

Blocking forces - блокирующие войска.
\"Blocking forces are only placed under control of the counterattacking force commander under unusual circumstances.\" (Раздел \"Conduct of Defense\").

Counterinsurgency operations - карательные действия; подавление внутренних беспорядков (функция SF - Special Forces).
\"The mission of US Army Special Forces ... is to train men and to form units of predominantly indigenous forces for conduct of counterinsurgency, psychological operations, and unconventional warfare.
(Глава \"Operations under Special Conditions\")





--------------------------------------------------
Note added at 2003-07-06 12:21:52 (GMT)
--------------------------------------------------

Attn: Joseph Bayerl

1.\"detachment\" does not presuppose \"special\". - It does in militaty. Detachment (mil.) - special task force.
2. \"military police perform a wide range of functions. In this case a special one under special authority\"

militaty police couldn\'t have performed any functions under no authority, cause they just didn\'t exist. В российской армии не было и пока нет (хотя обсуждения ведутся с 2001 года о создании военной полиции на основе опыта американской military police [http://lenta.ru/russia/2001/04/02/modernization/]) термина \"военная полиция\". Если же Вы имеете в виду \"милиция\", то, как отметил Oleg Pashuk выше, заградотряды подчинялись Особым отделам НКВД армии, а особые отделы - это отнюдь не military police, это совсем другая история:-).


--------------------------------------------------
Note added at 2003-07-06 12:46:57 (GMT)
--------------------------------------------------

Attn: Joseph Bayerl

1.\"detachment\" does not presuppose \"special\". - It does in militaty. Detachment (mil.) - special task force.
2. \"military police perform a wide range of functions. In this case a special one under special authority\"

militaty police couldn\'t have performed any functions under no authority, cause they just didn\'t exist. В российской армии не было и пока нет (хотя обсуждения ведутся с 2001 года о создании военной полиции на основе опыта американской military police [http://lenta.ru/russia/2001/04/02/modernization/]) термина \"военная полиция\". Если же Вы имеете в виду \"милиция\", то, как отметил Oleg Pashuk выше, заградотряды подчинялись Особым отделам НКВД армии, а особые отделы - это отнюдь не military police, это совсем другая история:-).


--------------------------------------------------
Note added at 2003-07-06 12:57:17 (GMT)
--------------------------------------------------

Attn: Joseph Bayerl

1.\"detachment\" does not presuppose \"special\". - It does in militaty. Detachment (mil.) - special task force.
2. \"military police perform a wide range of functions. In this case a special one under special authority\"

militaty police couldn\'t have performed any functions under no authority, cause they just didn\'t exist. В российской армии не было и пока нет (хотя обсуждения ведутся с 2001 года о создании военной полиции на основе опыта американской military police [http://lenta.ru/russia/2001/04/02/modernization/]) термина \"военная полиция\". Если же Вы имеете в виду \"милиция\", то, как отметил Oleg Pashuk выше, заградотряды подчинялись Особым отделам НКВД армии, а особые отделы - это отнюдь не military police, это совсем другая история:-).


Vladimir Lioukaikine
Native speaker of: Native in RussianRussian
PRO pts in pair: 281

1 hr   confidence: Answerer confidence 3/5Answerer confidence 3/5 peer agreement (net): +4
special [military] police detachments


Explanation:
I am not opposed to using the Russian term in transliteration with a footnote, but as an alternative, you could try this variant. I would follow this nearest best match with a parenthetical transliteration of the Soviet term, since it is so historically significant.

As I explained above, you could justify using "special" here since 1) the detachments were subordinated to a special authority and 2) of all the functions that military police can perform on the battlefield, these units performed only the mission of deterring desertion.

xxxJoeYeckley
Native speaker of: English
PRO pts in pair: 971

Peer comments on this answer (and responses from the answerer)
agree  Vladimir Dubisskiy
7 hrs
  -> Thanks.

agree  xxxVera Fluhr: good solution
9 hrs
  -> Thanks, Vera

neutral  Vladimir Lioukaikine: they weren't "military police" and "detachment" presupposes "special"
13 hrs
  -> 1) detachment does not presuppose "special." It merely means that it is part of a larger organization. 2) military police perform a wide range of functions. In this case a special one under special authority.

agree  Сергей Лузан: Just "special [military] detachments" but "police"
22 hrs

agree  huntr
1 day7 hrs

9 hrs   confidence: Answerer confidence 3/5Answerer confidence 3/5 peer agreement (net): +1
anti-profiteer detachment


Explanation:
нашёл непосредственно у Смирницкого

--------------------------------------------------
Note added at 9 hrs 14 mins (2003-07-06 05:30:19 GMT)
--------------------------------------------------

с пометкой ист.

--------------------------------------------------
Note added at 9 hrs 17 mins (2003-07-06 05:33:18 GMT)
--------------------------------------------------

my version: \'no-retrea\' punitive detachment

--------------------------------------------------
Note added at 9 hrs 18 mins (2003-07-06 05:34:02 GMT)
--------------------------------------------------

I mean \'no-retreat\'

--------------------------------------------------
Note added at 9 hrs 19 mins (2003-07-06 05:35:27 GMT)
--------------------------------------------------

we have to explain somehow why those detachments were \"special\"...

Vladimir Dubisskiy
United States
Native speaker of: Native in RussianRussian, Native in UkrainianUkrainian
PRO pts in pair: 1408

Peer comments on this answer (and responses from the answerer)
neutral  Vladimir Lioukaikine: detachments (mil) are always "special" by definition
5 hrs

agree  Сергей Лузан: Да, есть. (но тоже оставляет равнодушным) Russian-English Dictionary over 160 000 words & expressions, 1997, см. моё внизу...
14 hrs

23 hrs   confidence: Answerer confidence 5/5
"not-a-step-retreat unit"


Explanation:
my best guess. Передаёт идею известного сталинского приказа. Удачи, Маргарита!

Сергей Лузан
Russian Federation
Native speaker of: Native in RussianRussian
PRO pts in pair: 1276