KudoZ home » Russian to English » Other

бусин(к)а vs. бисер

English translation: бисер - glass beads (вышивка бисером = beadwork),


13:48 Apr 2, 2004
Russian to English translations [PRO]
Other
Russian term or phrase: бусин(к)а vs. бисер
В тексте есть "бисер", есть "бусины". Словарь на оба слова реагирует, как на "beads".
Подскажите.
Natalya Zelikova
Ukraine
English translation:бисер - glass beads (вышивка бисером = beadwork),
Explanation:
а бусинка - не обязательно стеклянная

ИМХО

--------------------------------------------------
Note added at 7 mins (2004-04-02 13:55:35 GMT)
--------------------------------------------------

Early (old) posts to USENET groups - .. things, I agree with, and NeTANIYahoo say to them: (in Russian) - \'Ne mechite biser...\' (the saying translates like: don\'t through/put a [glass] beads for pigs ...
leo.portland.co.uk/doc00o.htm -


--------------------------------------------------
Note added at 7 mins (2004-04-02 13:56:10 GMT)
--------------------------------------------------

Примечание: ссылка все-же великобританская:)
Selected response from:

Sergey Strakhov
Grading comment
4 KudoZ points were awarded for this answer



Summary of answers provided
4 +2бисер - glass beads (вышивка бисером = beadwork),
Sergey Strakhov
4 +2bead vs. seed beadVladimir Lioukaikine
3 +2bead vs beads
George Vardanyan


  

Answers


4 mins   confidence: Answerer confidence 4/5Answerer confidence 4/5 peer agreement (net): +2
бусин(к)а vs. бисер
бисер - glass beads (вышивка бисером = beadwork),


Explanation:
а бусинка - не обязательно стеклянная

ИМХО

--------------------------------------------------
Note added at 7 mins (2004-04-02 13:55:35 GMT)
--------------------------------------------------

Early (old) posts to USENET groups - .. things, I agree with, and NeTANIYahoo say to them: (in Russian) - \'Ne mechite biser...\' (the saying translates like: don\'t through/put a [glass] beads for pigs ...
leo.portland.co.uk/doc00o.htm -


--------------------------------------------------
Note added at 7 mins (2004-04-02 13:56:10 GMT)
--------------------------------------------------

Примечание: ссылка все-же великобританская:)

Sergey Strakhov
Native speaker of: Native in RussianRussian, Native in UkrainianUkrainian
PRO pts in category: 12

Peer comments on this answer (and responses from the answerer)
agree  Vladimir Chumak: От арабского "бусра" - стеклярус, употребляется гл. обр. для вышивания
3 mins
  -> Интересное уточнение. Спасибо, Владимир:)

agree  xxxkire: мой словарь как раз и дает бисер как glass beads
25 mins

8 mins   confidence: Answerer confidence 3/5Answerer confidence 3/5 peer agreement (net): +2
бусин(к)а vs. бисер
bead vs beads


Explanation:
бусин(к)а - bead - a small ball-shaped body: as a : a drop of sweat or blood b : a bubble formed in or on a beverage c : a small metal knob on a firearm used as a front sight d : a blob or a line of weld metal (Merriam Webster's)
бисер - beads

Teal Glass Bead and Pearl Earrings




    Reference: http://www.google.com/url?sa=X&oi=froogle&start=0&num=3&q=ht...
George Vardanyan
Native speaker of: Native in RussianRussian
PRO pts in category: 12

Peer comments on this answer (and responses from the answerer)
agree  xxxIreneN: Ведь бисер - это не только стеклярус, это старое название настоящего мелкого речного жемчуга, им наряды боярынь русских вышивали, тач что мечем мы не glass beads:)
22 mins
  -> thanks Irene :)

agree  Alena Hanimar: Например, "нанизывать бусы" = "to thread beads". Beads - бусы, бисер, четки.
1 hr
  -> согласен, спасибо, Alena

9 hrs   confidence: Answerer confidence 4/5Answerer confidence 4/5 peer agreement (net): +2
бусин(к)а vs. бисер
bead vs. seed bead


Explanation:
Это в самом общем случае. А дальше бисер можно обзывать самыми разными именами, в зависимости от размера и формы. Классическая форма - почти круглая, форма тора (пончика), размер - с зернышко для канареек (попугаев и т.п.).

Можно просто сказать small bead, fine bead, tiny bead, а можно на жаргоне:

Seed bead - это общее название, размер от 10 до 22 зернышек на дюйм (чем больше цифра, тем меньше размер - больше умещается в дюйме). Их еще называют иностранным словом "rocailles."

Pony bead - покрупнее, от 5 до 8 зернышек на дюйм. Другое название "E bead".

Crow bead - совсем большое зерно.

Подробнее можно прочитать здесь: http://www.matoska.com/bead_terms.htm

Еще встречается Micro seed bead - совсем мелкий бисер, 24, а в одном месте встретил даже 50(!) зернышек на дюйм. Это какую же иголку надо. И глаза.

Astonishingly tiny and, now a days, extremely rare, “Micro” (oft times referred to as 'fine') beads quit being produced in the latter 1800’s. Made from a variety of materials (glass, steel, aluminum, semi-precious gemstones and other metals/materials), beads were made by hand in a slow and tedious manner.
http://www.sunshineoriginals.com/textfiles/historyofantiqueg...

По переводу все. Да, стеклярус - скорее bugle bead.

Дальше лирика, про бусы и пр., можно не читать. Хотел лишь добавить, что бусина - это не изделие, а скорее тип, это висюлька со сквозным отверстием, надетая на ниточку, пронизка. Смотрим у В. Даля:

БУСЫ ж. мн. общее название дутых стеклянных, а иногда и граненых, пронизей, разного вида и цвета.

Буса, бусина - одно зерно бус, одна пронизка.
Пронизка или пронизь ж. - буса, бисерина, стеклярус.
Долгие пронизи называют стеклярусом, а самые мелкие и кругленькие - бисером.
Стеклярус м. - ломаные, рубленые из прута пронизки, не скругленные.


То есть бисер - это не совсем стеклярус, а просто мелкая круглая буса. И не обязательно стеклянная. У Брокгауза и Ефрона:

Бисер, 1) различной формы мелкие разноцветные стеклянн. или металлич. зерна со сквозн. отверстиями для вышивания, отделки женск. костюмов и пр.

Стеклярус - тонкие стеклян. трубочки, изломанные или изрубленные на мелкие куски для нанизывания и нашивания.

Такие дела...

--------------------------------------------------
Note added at 10 hrs 18 mins (2004-04-03 00:07:03 GMT)
--------------------------------------------------

Забыл сказать, что не все маленькие бусинки - бисер, хотя их так и называют:

Small glass beads used to make complex structures with needles and threads are often called seed beads, when in fact many small beads are not seed beads. Seed beads were the main bead used in the past and small beads became labeled as seed beads. Seed beads are usually round in shape and are only one type of small bead. Rocailles are the approximate same size but the ends are squared off. There are many other small beads with hexagon, oval and other shapes. Many more variety of shaped beads are on the market now due to the growing popularity of beads.
http://7echoes.com/beadinfo.htm

Извините, что так длинно получилось...


    Reference: http://www.matoska.com/bead_terms.htm
    Reference: http://www.guidetobeadwork.com/book/glossary/index.html
Vladimir Lioukaikine
Native speaker of: Native in RussianRussian

Peer comments on this answer (and responses from the answerer)
agree  Сергей Лузан
11 hrs
  -> Спасибо, Сергей!

agree  Marina Kosenkova: Отличный "разбор полетов". Спасибо)
1236 days
  -> Вам спасибо, Марина! :-)