ombudsman

Russian translation: омбудсмен (кирг. Акыйкатчы)

GLOSSARY ENTRY (DERIVED FROM QUESTION BELOW)
English term or phrase:ombudsman
Russian translation:омбудсмен (кирг. Акыйкатчы)
Entered by: Vladimir Dubisskiy

15:46 Oct 3, 2004
English to Russian translations [PRO]
Bus/Financial - Management
English term or phrase: ombudsman
но не парламентский омбудсмен, а корпоративный. Тот, который права работников призван защищать и трудовые конфликты миром разрешать.
Так не хочется запускать еще одно заимствование в "великий и могучий". Какие будут мнения у коллег? Заранее признателен:)
Sergey Strakhov
внизу
Explanation:
А слово это, как уже было подмечено - иностранного происхождения, так что можно и запустить, тем более, оно, по идее, уже должно быть давно "запущено"..

Results 1 - 10 of about 11,600 for омбудсмен.

http://www.un.org/russian/ombudsman/

Омбудсмен ООН - борец за справедливость

Роль омбудсмена
Омбудсмен организации содействует решению внутренних проблем данной организации и ее сотрудников. У омбудсмена имеются широкие полномочия: анализировать проблемы конфиденциальным образом и содействовать их неофициальному решению. Омбудсмен имеет также право давать рекомендации, нацеленные на улучшение работы организации.


Независимость человека, занимающего эту должность
Омбудсмен Организации Объединенных Наций назначается Генеральным секретарем после консультаций с ассоциациями персонала/Советом персонала.

И заметьте - функции пояснены так же, ка у "вашего"..

Потому что они, функции, в принципе одинаковы и у Омбудсмена Киргизии и у канадского корпоративного..

http://www.ombudsman.kg/
Новости Института Омбудсмена (Акыйкатчы) Кыргызской Республики




--------------------------------------------------
Note added at 33 mins (2004-10-03 16:19:52 GMT)
--------------------------------------------------

Обращу внимание на то, что народ недоволен, что есть \\ был только \"мен\", хотя часто (в моем банке - финансовой группе, например) - это как-раз \"омбудсвумен\". Стал встречать часто \"ombudsperson\".

Так что - в народе слово это.. :-))) А если напишете иначе - народ уже может не понять, спутать ещё с кем-нибудь..(может выйти конфьюзно :-)))

--------------------------------------------------
Note added at 41 mins (2004-10-03 16:27:37 GMT)
--------------------------------------------------

Братцы - он / она - не представляет интересов (или, если хотите представляет интересы всех..) - Независимый он \\ она - хоть и и при организации состоит..

--------------------------------------------------
Note added at 1 hr 3 mins (2004-10-03 16:49:47 GMT)
--------------------------------------------------

Братцы - он / она - не представляет интересов (или, если хотите представляет интересы всех..) - Независимый он \\ она - хоть и и при организации состоит..

--------------------------------------------------
Note added at 1 hr 18 mins (2004-10-03 17:04:42 GMT)
--------------------------------------------------

Для Яремы:
Не спорно, а в этом суть (я отзвездил самы важные моменты:-)):
\"У омбудсмена имеются широкие полномочия: анализировать проблемы конфиденциальным образом и содействовать их **неофициальному** решению.
***Омбудсмен имеет также право давать рекомендации, нацеленные на улучшение работы организации.***

***Независимость человека, занимающего эту должность*** ...

Ничьи интересы омбудсмен НЕ представляет. Независимый \"выноситель рекомендаций\". (Хоть организация при которой он существует, оплачивает его деятельность на 100%- и это, кстати, считается важным демократическим достижением). А вопросы самые разные (в орг-ии), но, (обычно) рекомендуется обращаться к омб., если уже \"все другие возможности исчерпаны\" ...

--------------------------------------------------
Note added at 1 hr 46 mins (2004-10-03 17:33:17 GMT)
--------------------------------------------------

Для Яремы:
Вы написали - \"Впрочем, нужно смотреть трудовой договор.\" А чей договор? если работника - так, поверьте, практически никаких договоров-то тут уже и нет. Совсем накпано чуть-чуть на бумажке, которую надо подписать. Что-то вроде (неохота искать свою копию сейчас) оплата почасовая такая-то, пригалашем вас на должность такую-то, (действительно до такого-то). А ранее, на интервью (которых как минимум 2 и с разными людьми) уже обговорилось всё остальное (чем заниматься, где и как). И всё.
Всё остальное - на корпоративном вебсайте (права, обязанности, pay statement, расписание отпусков, контактные телефоны, дальнейшее трудоустройство - можно из дома входить, можно на работе, т.к. это интранет. Там и \"сказка про омбудсмена\" висит :-))и т.п.)

--------------------------------------------------
Note added at 3 hrs 54 mins (2004-10-03 19:40:38 GMT)
--------------------------------------------------

Для Яремы:
Это НЕ медиатор. Хотя бы потому, что медиатор врядли может сидеть на окладе компании, которую он \"медиирует\" - обвинят в необъективности. И, главное, медитор может, кажется, выносить решения (или пусть \"рекомендации\", но если не выполняешь рекомендации медиатора, скажем, в трудовом споре, - дело идёт в суд) - а омбудсмен рекомендует и советует (обеим сторонам) - и при этом конфиденциальность обращения, например, работника гарантируется.

Никак его нельзя обозвать иначе, ув. Сергей, т.к. должность эта была придумана именно с таким названием и именно с такими функциями / полномочиями. Это не так, что в одной фирме / стране начальник компании зовется \"менеджер\", а в другой - \"ген.директор\". Это омбудсмен в ООН, в Киргизии, в Канаде и пр.
Хао, я всё сказал :-)))
Selected response from:

Vladimir Dubisskiy
United States
Grading comment
Владимир, спасибо за помощь.
Не люблю прямых заимствований, но, похоже, выбора нет. Оставлю "омбудсмена", хоть и с тяжелым сердцем, и дам при первом упоминании пространный комментарий. Спасибо Jareme, Юре Смирнову и jamse за варианты интересное обсуждение!
4 KudoZ points were awarded for this answer



Summary of answers provided
5 +4внизу
Vladimir Dubisskiy
4 +3представитель интересов
Jarema
3представитель интересов трудового коллектива
Yuri Smirnov


Discussion entries: 12





  

Answers


11 mins   confidence: Answerer confidence 3/5Answerer confidence 3/5
представитель интересов трудового коллектива


Explanation:


Само понятие “омбудсмен” (ombuds или omdudsperson) является иностранным и для русского, и для английского языка. Оно пришло из Скандинавии и первоначально переводилось в англоязычных странах (например, в Новой Зеландии и Великобритании) как “парламентский комиссионер”. Но впоследствии, ввиду неадекватности перевода, было заимствовано полностью1 . Существует несколько этимологических версий в отношении термина “омбудсмен”. Так, в средневековом шведском языке слово “umbud” означало силу и авторитет2 . Норвежским словом “ombud” первоначально называлось лицо – посол или делегат, — которое обращалось с посланием к народу от имени короля. В средневековых германских племенах “омбудсменами” были лица, которым поручалось собирать штрафы с семей, виновных в преступлениях, в пользу семьи жертвы3 . Так или иначе, по прошествии времени основным смысловым значением “омбудсмена” стало понятие авторитетного представителя других лиц, защитника интересов слабых от нарушений со стороны сильных
http://www.library.by/data/070/091.htm

Yuri Smirnov
Works in field
Native speaker of: Native in BelarusianBelarusian, Native in RussianRussian
PRO pts in category: 16

7 mins   confidence: Answerer confidence 4/5Answerer confidence 4/5 peer agreement (net): +3
представитель интересов


Explanation:
представитель интересов трудового коллектива. ;-)

--------------------------------------------------
Note added at 8 mins (2004-10-03 15:55:12 GMT)
--------------------------------------------------

Именно этим ombudsman в корпоративном смысле и является.



--------------------------------------------------
Note added at 9 mins (2004-10-03 15:56:00 GMT)
--------------------------------------------------

Частично, он является еще и посредником. Но это уже вторично.

--------------------------------------------------
Note added at 11 mins (2004-10-03 15:57:30 GMT)
--------------------------------------------------

Или -
представитель интересов работников.

--------------------------------------------------
Note added at 12 mins (2004-10-03 15:58:41 GMT)
--------------------------------------------------

ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
... система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной ...
Представители интересов работников, не являющихся членами профсоюза
astra-soft.narod.ru/zakon/trud20.htm (23 КБ) 17.12.2002

А вот интересно, как омбудсмен вообще в русский язык попал? ;-)

--------------------------------------------------
Note added at 46 mins (2004-10-03 16:33:10 GMT)
--------------------------------------------------

То, о чем говорит Владимир, это посредник в трудовых спорах.
Посредника я тоже отметил выше.

--------------------------------------------------
Note added at 49 mins (2004-10-03 16:36:18 GMT)
--------------------------------------------------

По факту же получается, что о..... представляет именно интересы трудового коллектива, а не работодателя.

Впрочем, нужно смотреть трудовой договор.

Если посредник, то все равно не омбудсмен, а именно посредник в трудовых спорах.

Только давайте не будем его называть третейским судьей. :-(


--------------------------------------------------
Note added at 2 hrs 18 mins (2004-10-03 18:04:42 GMT)
--------------------------------------------------

О медиаторах:

Еженедельная Одесская газета Моряк Украины
В качестве медиатора - примирителя в конфликтах и трудовых спорах по опыту европейских стран может выступать и профсоюз.
www.moryakua.com.ua/Story/2310_1.htm



Jarema
Ukraine
Specializes in field
Native speaker of: Native in RussianRussian, Native in UkrainianUkrainian
PRO pts in category: 28

Peer comments on this answer (and responses from the answerer)
agree  Yuri Smirnov: Тьфу ты! Долго думал, а придумал то же самое. Но Страхов вроде необъективностью не страдает.
4 mins
  -> Спасибо! Посмотрим. ;-)

agree  Konstantin Kisin
5 mins
  -> Спасибо!

neutral  Vladimir Dubisskiy: Нет. Это лицо- нейтральное, и в этом "его прелесть" - "анализировать проблемы конфиденциальным образом и содействовать их неофициальному решению."-никаких интересов (т.е. интересы всех)
31 mins
  -> Единственно что скажу, Ваше утверждение очень спорно.

agree  Kirill Semenov
33 mins
  -> Спасибо!

28 mins   confidence: Answerer confidence 5/5 peer agreement (net): +4
внизу


Explanation:
А слово это, как уже было подмечено - иностранного происхождения, так что можно и запустить, тем более, оно, по идее, уже должно быть давно "запущено"..

Results 1 - 10 of about 11,600 for омбудсмен.

http://www.un.org/russian/ombudsman/

Омбудсмен ООН - борец за справедливость

Роль омбудсмена
Омбудсмен организации содействует решению внутренних проблем данной организации и ее сотрудников. У омбудсмена имеются широкие полномочия: анализировать проблемы конфиденциальным образом и содействовать их неофициальному решению. Омбудсмен имеет также право давать рекомендации, нацеленные на улучшение работы организации.


Независимость человека, занимающего эту должность
Омбудсмен Организации Объединенных Наций назначается Генеральным секретарем после консультаций с ассоциациями персонала/Советом персонала.

И заметьте - функции пояснены так же, ка у "вашего"..

Потому что они, функции, в принципе одинаковы и у Омбудсмена Киргизии и у канадского корпоративного..

http://www.ombudsman.kg/
Новости Института Омбудсмена (Акыйкатчы) Кыргызской Республики




--------------------------------------------------
Note added at 33 mins (2004-10-03 16:19:52 GMT)
--------------------------------------------------

Обращу внимание на то, что народ недоволен, что есть \\ был только \"мен\", хотя часто (в моем банке - финансовой группе, например) - это как-раз \"омбудсвумен\". Стал встречать часто \"ombudsperson\".

Так что - в народе слово это.. :-))) А если напишете иначе - народ уже может не понять, спутать ещё с кем-нибудь..(может выйти конфьюзно :-)))

--------------------------------------------------
Note added at 41 mins (2004-10-03 16:27:37 GMT)
--------------------------------------------------

Братцы - он / она - не представляет интересов (или, если хотите представляет интересы всех..) - Независимый он \\ она - хоть и и при организации состоит..

--------------------------------------------------
Note added at 1 hr 3 mins (2004-10-03 16:49:47 GMT)
--------------------------------------------------

Братцы - он / она - не представляет интересов (или, если хотите представляет интересы всех..) - Независимый он \\ она - хоть и и при организации состоит..

--------------------------------------------------
Note added at 1 hr 18 mins (2004-10-03 17:04:42 GMT)
--------------------------------------------------

Для Яремы:
Не спорно, а в этом суть (я отзвездил самы важные моменты:-)):
\"У омбудсмена имеются широкие полномочия: анализировать проблемы конфиденциальным образом и содействовать их **неофициальному** решению.
***Омбудсмен имеет также право давать рекомендации, нацеленные на улучшение работы организации.***

***Независимость человека, занимающего эту должность*** ...

Ничьи интересы омбудсмен НЕ представляет. Независимый \"выноситель рекомендаций\". (Хоть организация при которой он существует, оплачивает его деятельность на 100%- и это, кстати, считается важным демократическим достижением). А вопросы самые разные (в орг-ии), но, (обычно) рекомендуется обращаться к омб., если уже \"все другие возможности исчерпаны\" ...

--------------------------------------------------
Note added at 1 hr 46 mins (2004-10-03 17:33:17 GMT)
--------------------------------------------------

Для Яремы:
Вы написали - \"Впрочем, нужно смотреть трудовой договор.\" А чей договор? если работника - так, поверьте, практически никаких договоров-то тут уже и нет. Совсем накпано чуть-чуть на бумажке, которую надо подписать. Что-то вроде (неохота искать свою копию сейчас) оплата почасовая такая-то, пригалашем вас на должность такую-то, (действительно до такого-то). А ранее, на интервью (которых как минимум 2 и с разными людьми) уже обговорилось всё остальное (чем заниматься, где и как). И всё.
Всё остальное - на корпоративном вебсайте (права, обязанности, pay statement, расписание отпусков, контактные телефоны, дальнейшее трудоустройство - можно из дома входить, можно на работе, т.к. это интранет. Там и \"сказка про омбудсмена\" висит :-))и т.п.)

--------------------------------------------------
Note added at 3 hrs 54 mins (2004-10-03 19:40:38 GMT)
--------------------------------------------------

Для Яремы:
Это НЕ медиатор. Хотя бы потому, что медиатор врядли может сидеть на окладе компании, которую он \"медиирует\" - обвинят в необъективности. И, главное, медитор может, кажется, выносить решения (или пусть \"рекомендации\", но если не выполняешь рекомендации медиатора, скажем, в трудовом споре, - дело идёт в суд) - а омбудсмен рекомендует и советует (обеим сторонам) - и при этом конфиденциальность обращения, например, работника гарантируется.

Никак его нельзя обозвать иначе, ув. Сергей, т.к. должность эта была придумана именно с таким названием и именно с такими функциями / полномочиями. Это не так, что в одной фирме / стране начальник компании зовется \"менеджер\", а в другой - \"ген.директор\". Это омбудсмен в ООН, в Киргизии, в Канаде и пр.
Хао, я всё сказал :-)))

Vladimir Dubisskiy
United States
Native speaker of: Native in RussianRussian, Native in UkrainianUkrainian
PRO pts in category: 28
Grading comment
Владимир, спасибо за помощь.
Не люблю прямых заимствований, но, похоже, выбора нет. Оставлю "омбудсмена", хоть и с тяжелым сердцем, и дам при первом упоминании пространный комментарий. Спасибо Jareme, Юре Смирнову и jamse за варианты интересное обсуждение!

Peer comments on this answer (and responses from the answerer)
agree  nrabate
6 mins
  -> спасибо

agree  Kirill Semenov: Акыйкатчы круто! И единственно правильно, чтобы конфьюз не вышел.
10 mins
  -> Для киргизов - несомненно!

agree  ilbe: омбудсмен- это уже общепринято
56 mins
  -> "У всех народов на планете любят омбудсмена даже дети!"

agree  Janina Nowrot
1 hr
  -> спасибо

neutral  jamse (X): ilbe:" омбудсмен - это уже общепринято" - теперь, наконец, я понимаю, что "общепринято". А раньше я - русские слова искал. Наивным был, как выясняется.
2 days 9 hrs




The KudoZ network provides a framework for translators and others to assist each other with translations or explanations of terms and short phrases.


See also:

Your current localization setting

English

Select a language

Term search
  • All of ProZ.com
  • Term search
  • Jobs
  • Forums
  • Multiple search