repudiation of error

Russian translation: осуждение ересей

GLOSSARY ENTRY (DERIVED FROM QUESTION BELOW)
English term or phrase:repudiation of error
Russian translation:осуждение ересей
Entered by: Vladimir Dubisskiy

06:41 Mar 18, 2005
English to Russian translations [PRO]
Art/Literary - Religion / Catholic Counsils (Canons)
English term or phrase: repudiation of error
Such is theology in contrast to religion; and as follows from the circumstances of its formation, though some of its statements easily find equivalents in the language of devotion, the greater number of them are more or less unintelligible to the ordinary Catholic, as law-books to the private citizen. And especially those portions of theology which are the indirect creation, not of orthodox, but of heretical thought, such as the _repudiations of error_ contained in the Canons of Councils...

Желательно указать пример из украино- или русскоязычной религиозной литературы.
Спасибо.
Vassyl Trylis
осуждение ересей
Explanation:
По-моему, должно быть во множ. числе - и именно "осуждение".

Из "Атеистический словарь" п.р. Новикова, М., И-во полит. лит-ры, 83.

Ереси - от греч. hairesis - религ. учения, отклоняющиеся от офиц. доктрины церкви в вопросах догматики, культа, организации....(обширная статья)...Церковь и гос. власти жестоко преследовали еретиков. Против них направлялись энциклики и буллы, их ОСУЖДАЛИ на вселенских и поместных соборах...

В Библейской Энциклопедии также указано ... ".. ереси в собственном смысле, т.е. произвольные извращения христианской истины (II Петр.II, 1). Известнейшие ереси в Русской церкви были следующие: Богомилов.., Волхвов.., Стригольников.., Жидовствующих.., Бакшина и Косого.., Старообрядчество и Раскол..., Тверитинова ересь.., Бегунов, Хлыстов..., Скопцов.., Молокан, Штундистов, Пашковцев и др....

--------------------------------------------------
Note added at 1 day 22 hrs 30 mins (2005-03-20 05:11:52 GMT)
--------------------------------------------------

Я уверен, что это именно \"осуждение\" и в вашем тексте - ведь тому, кто ВЕРИТ, \"опровергать\", по-сути, нечего - просто потому, что есть ВЕРА. Осуждать заблудших - это да.
Selected response from:

Vladimir Dubisskiy
United States
Grading comment
Спасибо, Владимир. Отнюдь не менее благодарю и остальных участников.
4 KudoZ points were awarded for this answer



Summary of answers provided
4 +2осуждение ересей
Vladimir Dubisskiy
3опровержение ереси
Kirill Semenov


Discussion entries: 2





  

Answers


17 mins   confidence: Answerer confidence 3/5Answerer confidence 3/5
опровержение ереси


Explanation:
По описанию ниже видно, что Каноны состоят из двух способов описания доктрины: "утверждающей" и "отрицающей". Первые -- прямое обоснование своих доктрин независимо ни от чего, вторые -- утверждение своих доктрин путем отрицания еретических посылок.

The Canons also have a limited character in that they do not cover the whole range of doctrine, but focus on the five points of doctrine in dispute. Each of the main heads consists of a positive and a negative part, the former being an exposition of the Reformed doctrine on the subject, the latter a repudiation of corresponding Arminian errors (see shaded parts below). In all, the Canons contain fifty-nine articles of exposition and thirty-four repudiations of error.

http://www.hnrc.org/gr/Our_Beliefs/Canons/canons.html



--------------------------------------------------
Note added at 20 mins (2005-03-18 07:01:41 GMT)
--------------------------------------------------

Поэтому у Вас в тексте и сказано, что отдельные части богословия косвенно \"обязаны\" своим существованием не собственно ортодоксальной доктрине, а появлению еретических доктрин. Путем их опровержения на свет появляются определенные части официальной, ортодоксальной доктрины.

Точнее было бы сказать, наверное, \"опровержение заблуждений\", но будет \"жужжать\" и ложно рифмоваться. ;)

--------------------------------------------------
Note added at 31 mins (2005-03-18 07:13:16 GMT)
--------------------------------------------------

М. б. еще как вариант \"отрицание заблуждений\", хотя \"опровержение\" мне больше по душе. В принципе, жанр \"Против ересей\" достаточно древний, в святоотеческой литературе был популярен еще с 4 в., со времен арианства.

--------------------------------------------------
Note added at 9 hrs 47 mins (2005-03-18 16:29:24 GMT)
--------------------------------------------------

\"Осуждение ересей\" это процесс и факт. \"Слушали-постановили\". На английском это: condemnation of heresies (что легко проверить Гуголом).

У Вас, imho, другое: рождение доктринальных положений как реакции на появление еретических суждений.

Скажем, для примера, многие богословские догматы были выведены просто из Св. Писания и Предания. Сами по себе. С другой стороны, арианская ересь в свое время привела к:
1) ее осуждению на Константинопольском соборе (после чего арианизм стал собственно \"ересью\", а не просто богословием;
2) появлению догматических положений, которые богословски \"доказывали\", что арианизм -- ересь. Таким догматом стало в христианстве (тогда еще неразделенном) положение о Христе как Бого-Человеке, т. е. таинственно совмещающем в Себе две сущности, Божественную и человеческую. Но это уже богословское следствие.

Порядок такой:

1) исходя из существующих догматов (или политических раскладов ;))нечто расценивается как ересь (и \"осуждается\") или допустимое богословие;

2) если нечто осуждено как ересь, может возникнуть ее обоснованное -- логическое или опирающееся на принятые догматы/Св. Писание и Предание -- \"опровержение\". Оно, по существу, поясняет, почему то-то и то-то есть ересь.

--------------------------------------------------
Note added at 10 hrs 34 mins (2005-03-18 17:15:41 GMT)
--------------------------------------------------

В.Г., если заглянете в Армстронг, там чудесно описан расклад с арианством. В том, что на Соборе \"победил\" Афанасий, было больше политики, чем богословия. Но потом, разумеется, \"подвели базу\" и все такое.

--------------------------------------------------
Note added at 10 hrs 35 mins (2005-03-18 17:17:13 GMT)
--------------------------------------------------

А каноны Соборов -- они же не стенограммы заседаний, а уже \"постановления\". Мы видим результаты голосования, но не ход прений в Раде... в смысле, на Соборе. ;)

--------------------------------------------------
Note added at 10 hrs 44 mins (2005-03-18 17:26:32 GMT)
--------------------------------------------------

Наконец, смотрите на свой контекст: явно видно, что есть два пути появления доктринальных положений -- один независим от внешнего и использует только самые основы (Писание и Предание), второй возникает в странном смысле \"благодаря\" появляющимся ересям, так как апологетика правильного (ортодоксального) учения строится как противодействие \"ошибочному\". В этом смысл всего абзаца, imho, во всяком случае, я иного не вижу. Просто \"осуждение\" не тянет на дополнение доктрины. Нужно обоснование догмы.

Kirill Semenov
Ukraine
Specializes in field
Native speaker of: Native in RussianRussian
PRO pts in category: 162
1 corroborated select project
in this pair and field What is ProZ.com Project History(SM)?

1 hr   confidence: Answerer confidence 4/5Answerer confidence 4/5 peer agreement (net): +2
осуждение ересей


Explanation:
По-моему, должно быть во множ. числе - и именно "осуждение".

Из "Атеистический словарь" п.р. Новикова, М., И-во полит. лит-ры, 83.

Ереси - от греч. hairesis - религ. учения, отклоняющиеся от офиц. доктрины церкви в вопросах догматики, культа, организации....(обширная статья)...Церковь и гос. власти жестоко преследовали еретиков. Против них направлялись энциклики и буллы, их ОСУЖДАЛИ на вселенских и поместных соборах...

В Библейской Энциклопедии также указано ... ".. ереси в собственном смысле, т.е. произвольные извращения христианской истины (II Петр.II, 1). Известнейшие ереси в Русской церкви были следующие: Богомилов.., Волхвов.., Стригольников.., Жидовствующих.., Бакшина и Косого.., Старообрядчество и Раскол..., Тверитинова ересь.., Бегунов, Хлыстов..., Скопцов.., Молокан, Штундистов, Пашковцев и др....

--------------------------------------------------
Note added at 1 day 22 hrs 30 mins (2005-03-20 05:11:52 GMT)
--------------------------------------------------

Я уверен, что это именно \"осуждение\" и в вашем тексте - ведь тому, кто ВЕРИТ, \"опровергать\", по-сути, нечего - просто потому, что есть ВЕРА. Осуждать заблудших - это да.

Vladimir Dubisskiy
United States
Works in field
Native speaker of: Native in RussianRussian, Native in UkrainianUkrainian
PRO pts in category: 8
Grading comment
Спасибо, Владимир. Отнюдь не менее благодарю и остальных участников.

Peer comments on this answer (and responses from the answerer)
agree  Anneta Vysotskaya: именно этот термин правильный - он используется христианской Церковью и религиоведами. Ссылок множество смотрите на Яндексе. Термин "опровержение " тоже возможен, но не будет полным, если речь идет о Каноне. На соборах осуждали ереси
1 hr
  -> Совершенно верно, спасибо.

agree  protolmach
5 hrs
  -> Благодарю!




The KudoZ network provides a framework for translators and others to assist each other with translations or explanations of terms and short phrases.


See also:

Your current localization setting

English

Select a language

Term search
  • All of ProZ.com
  • Term search
  • Jobs
  • Forums
  • Multiple search