KudoZ home » English to Russian » Art/Literary

take the shine off old leather

Russian translation: им впору хоть старую кожу чистить


GLOSSARY ENTRY (DERIVED FROM QUESTION BELOW)
English term or phrase:it takes the shine off old leather
Russian translation:им впору хоть старую кожу чистить
Entered by: Andrew Vdovin

10:21 Dec 2, 2003
English to Russian translations [PRO]
Art/Literary
English term or phrase: take the shine off old leather
"Kairhum is it. That stuff’ll take the shine off old leather, Rella, and Lanen's not used to spirits.

Это о крепости вина под названием Kairhum. Любопытное выражение. Смысл его, как я понимаю, в подчеркивании достоинств алкогольного напитка.
Как бы это поадекватнее передать по-русски?
Andrew Vdovin
такая крепкая штука, что ей можно снимать лоск со старой кожи
Explanation:
Старая кожа здесь употреблена не в фигуральном значени, ва во что ни на есть прямом. Старая кожа начинает лосниться, грязниться. Имеется в виду, что вино настолько крепкое, что действует почти как уайт-спирит: удаляет лоск. Вместо растворителя вино можно использовать, настолько оно крепкое :)

--------------------------------------------------
Note added at 2 hrs 21 mins (2003-12-02 12:43:39 GMT)
--------------------------------------------------

или
...им можно чистить старую кожу
Selected response from:

Alya
Russian Federation
Grading comment
Большое спасибо, Аля, вы мне очень помогли!
Дело в том, что ситуация следующая: героям нужно что-нибудь очень крепкое, чтобы напоить этим Ланен, дабы она отключилась (потому что она тяжело ранена и мучается от боли), т.е. они хотят использовать спиртное в качестве импровизированного анестезатора. Мне кажется, здесь акцент делается как раз на том, что данное пойло способно даже кожу блеска лишить, чего уж говорить о голове - тут и вовсе затуманит. По-моему, тут даже имеется намек на живой блеск в глазах, который, понятно, отсутствует у пьяных. Т.е. напиток этот затуманит что угодно, чего угодно лишит блеска - даже старую, лоснящуюся кожу.
Спасибо!

4 KudoZ points were awarded for this answer



Summary of answers provided
4 +4такая крепкая штука, что ей можно снимать лоск со старой кожи
Alya
4 +3другой вариант
Alya
5Это будет покруче (получше, покрепче) сатрой кожи
Yuri Smirnov
4отсвечивает палевым, словно старая потертая кожа
Ol_Besh
4 -1попортить/подпортить старую кожуxxxVera Fluhr


  

Answers


8 mins   confidence: Answerer confidence 4/5Answerer confidence 4/5
отсвечивает палевым, словно старая потертая кожа


Explanation:
IMHO

Ol_Besh
Native speaker of: Native in UkrainianUkrainian, Native in RussianRussian
PRO pts in pair: 6434

Peer comments on this answer (and responses from the answerer)
neutral  Yuri Smirnov: Идиома-с, коллега...
1 min

45 mins   confidence: Answerer confidence 4/5Answerer confidence 4/5 peer agreement (net): -1
попортить/подпортить старую кожу


Explanation:
Это если буквально перевести.
Надо еще подумать, что он здесь имеет в виду под "старой кожей".

Мне почему-то кажется, что кого-то из действующих лиц. И даже возможно, себя самого.

Надо все-таки поискать, может быть "старая кожа" - тоже какая-то идиома

CAMBRIDGE DICTIONARY

Definition
take the shine off sth informal

if something that happens takes the shine off something pleasant, it spoils it or makes it less enjoyable
Example:
Having my purse stolen took the shine off my visit to Dublin.
http://dictionary.cambridge.org/define.asp?key=shine*2 0&dic...

--------------------------------------------------
Note added at 2003-12-02 13:17:56 (GMT)
--------------------------------------------------

Андрей, насчет \"take the shine off\", я думаю, ясно.
Насчет \"old leather\" есть одна гипотеза (только гипотеза):
Я думаю, что это означает \"старый развратник\", или что-то в этом роде.
Посмотрите вот здесь, смысл слова leather и leatherman:
http://fringe.davesource.com/Fringe/Sex/Deviants_Dictionary/...

Конечно, здесь оно употреблено в переносном смысле, абстрактном таком:

Релла, это вино прошибает даже старых развратников, а Ланен вообще не имеет привычки к спиртному.

Вот такое толкование.





    Reference: http://dictionary.cambridge.org/define.asp?key=shine*2+0&dic...
xxxVera Fluhr
Native speaker of: Native in RussianRussian, Native in FrenchFrench
PRO pts in pair: 1985

Peer comments on this answer (and responses from the answerer)
disagree  Yuri Smirnov: Вы что, серьезно, что ли? Или это стеб? Ведь ваше определение из словаря подтверждает мой (единственно возможный) вариант. Вы его хоть прочитали? Где вы видите невежливость? Невежливо дезинформировать человека, когда тот просит помощи в переводе.
15 mins
  -> Идиома, которую Вы зачем-то привели (не знаю зачем) имеет совсем другой смысл. И подтрудитесь разговаривать вежливо.

agree  Natalia Kudria: Не совсем уверена насчет попортить, но у Мамина-Сибиряка есть очень интересный, но мало известный роман "Отростки",( речь идет о подростках), так там презрительно называют "старой кожей" даму вышедшую замуж за мужчину моложе ее. Может быть и здесь намек?
22 mins
  -> Вот и я так думаю. Речь о каком-то человеке, либо о нескольких людях. В-общем, это не просто кожа. Спасибо, Наташа

disagree  Olga Judina: Lingvo 8.0: лосниться be glossy, shine; shiny залоснившийся, потертый, лоснящийся; shiny nap — лоснящийся ворс.Edited: А почему обязательно идиома??? take off - убрать, снять - в данном случае это блеск с лоснящейся старой кожи
2 hrs
  -> ну и при чем тут это? мы же не про shine говорим, а про словосочетание "to take the shine off". Посмотрите выше ссылку на кембриджский словарь идиом : http://dictionary.cambridge.org/define.asp?key=shine*2 0&dic...

8 mins   confidence: Answerer confidence 5/5
Это будет покруче (получше, покрепче) сатрой кожи


Explanation:
Не знаю, что там за кожа. Может, бурдюки какие?


to take the shine out of /from/ smth. — а) лишить что-л. блеска; б) затмить /превзойти/ что-л.


--------------------------------------------------
Note added at 57 mins (2003-12-02 11:19:05 GMT)
--------------------------------------------------

Если, как говорит Вера Флюр, дословно, то смысл идиомы в том, что до сих пор что-то светилось, сияло, а когда появилось вот это, новое, то, старое, сиять перестало. А как уж с него сняли этот блеск - out of, from или off - абсолютно сути дела не меняет. Переводить нужно свободно, легко, так как говорится по-русски, но суть-то именно в этом.
Не перестаю удивляться тому, что человек, называющий себя переводчиком, может не понимать элементарного. Ну не знать идиомы... мы все их многих не знаем. Но утверждать, что out of и off - разные понятия... \"За гранью добра и зла\" или школьного учебника грамматики.

--------------------------------------------------
Note added at 58 mins (2003-12-02 11:19:55 GMT)
--------------------------------------------------

... We have the Christmas and New Year break looming which also tends to take the shine
off commercial activity. Mombasa: Fair general demand for 87,380 packages. ...
tandc.far.ru/news/12-01/10-12-01tm_n.htm

--------------------------------------------------
Note added at 59 mins (2003-12-02 11:20:42 GMT)
--------------------------------------------------

Bright jobs picture takes shine off COMEX gold Смежные
темы: C MTL M T E U D AUF MF J CAN RNP DNP PTD US GDM GOL DRV AUT CA FRX ...
www.bta.kz/news/?RIC=GDM

--------------------------------------------------
Note added at 1 hr 12 mins (2003-12-02 11:34:03 GMT)
--------------------------------------------------

to take the gloss off — а) метал. лишить блеска, матировать; б) текст. декатировать; в) лишить обаяния /привлекательности/ (см. gloss1 I)


to take the gloss off the event [his success] — снять флёр значительности с этого события [его успеха] (см. gloss1 I)


--------------------------------------------------
Note added at 1 hr 55 mins (2003-12-02 12:16:53 GMT)
--------------------------------------------------

Можно еще так:

\"Это керхум. После него тебе на старую кожу (бурдюк, что ли?) и смотреть не захочется, Релла...\"

Yuri Smirnov
Native speaker of: Native in BelarusianBelarusian, Native in RussianRussian
PRO pts in pair: 3861

Peer comments on this answer (and responses from the answerer)
agree  Sveta Elfic: Спасибо. Внесла идиому в свой словарик
16 mins
  -> Спасибо.

disagree  xxxVera Fluhr: Но в тексте-то не "out", а off, и это ДРУГАЯ идиома. Ваша идиома означает Superiority, превосходство. Это смысл, почти обратный тому, что здесь в тексте. Советую почитать вот здесь: http://thesaurus.reference.com/thesaurus/roget/I/33.html
39 mins
  -> Вы поражаете меня детскими, школьными ошибками или незнанием элементарного! См. выше.

2 hrs   confidence: Answerer confidence 4/5Answerer confidence 4/5 peer agreement (net): +4
такая крепкая штука, что ей можно снимать лоск со старой кожи


Explanation:
Старая кожа здесь употреблена не в фигуральном значени, ва во что ни на есть прямом. Старая кожа начинает лосниться, грязниться. Имеется в виду, что вино настолько крепкое, что действует почти как уайт-спирит: удаляет лоск. Вместо растворителя вино можно использовать, настолько оно крепкое :)

--------------------------------------------------
Note added at 2 hrs 21 mins (2003-12-02 12:43:39 GMT)
--------------------------------------------------

или
...им можно чистить старую кожу

Alya
Russian Federation
Native speaker of: Native in RussianRussian
PRO pts in pair: 923
Grading comment
Большое спасибо, Аля, вы мне очень помогли!
Дело в том, что ситуация следующая: героям нужно что-нибудь очень крепкое, чтобы напоить этим Ланен, дабы она отключилась (потому что она тяжело ранена и мучается от боли), т.е. они хотят использовать спиртное в качестве импровизированного анестезатора. Мне кажется, здесь акцент делается как раз на том, что данное пойло способно даже кожу блеска лишить, чего уж говорить о голове - тут и вовсе затуманит. По-моему, тут даже имеется намек на живой блеск в глазах, который, понятно, отсутствует у пьяных. Т.е. напиток этот затуманит что угодно, чего угодно лишит блеска - даже старую, лоснящуюся кожу.
Спасибо!

Peer comments on this answer (and responses from the answerer)
agree  Olga Judina: По-моему, смысл тут именно такой. Некто Lanen, не привыкший к алкоголю, тяпнул чего-то термоядерного :)
15 mins
  -> спасибо :)

agree  alex_y_g: Совершенно верно, ваше утверждение подкреплено последней фразой в приведенном оригинале.
16 mins
  -> спасибо :)

agree  Jarema: Только может лоск убрать и оставить просто "чистить"?
29 mins
  -> спасибо :)

neutral  xxxVera Fluhr: Но этот глагол - не "чистить" . Посмотри вот здесь : http://dictionary.cambridge.org/define.asp?key=shine*2 0&dic...
45 mins
  -> take smth off smth - удалять, убирать. Не думаю, что в данном случае речь идет об идиоме

agree  xxxkire: им можно чистить старую кожу
4 hrs
  -> спасибо :)

11 hrs   confidence: Answerer confidence 4/5Answerer confidence 4/5 peer agreement (net): +3
другой вариант


Explanation:
Поскольку он очень сильно отличается от предложенного ранее, то выношу в отдельный ответ.

По замечанию знакомого native English speaker'а, это выражение скорее должно вызывать такие образы: "it'll take the roof off your mouth! This will take the top of your head off!"

Так что, может, все гораздо проще, и можно спокойно сказать "он так дерет глотку, что не дай боже", "горлодер", "настолько крепкий, что крышу сносит" и пр.

Alya
Russian Federation
Native speaker of: Native in RussianRussian
PRO pts in pair: 923

Peer comments on this answer (and responses from the answerer)
agree  Margarita: именно
7 hrs

agree  Yuri Smirnov: C учетом контекста, добавленного аскером, этот вариант мне сдается наиболее естественным. Да еще если нейтив!
9 hrs

agree  Mikhail Kriviniouk: yep, this is the one, my dears.
14 days