KudoZ home » English to Russian » Bus/Financial

benevolent dictatorship

Russian translation: благожелательная диктатура


GLOSSARY ENTRY (DERIVED FROM QUESTION BELOW)
English term or phrase:benevolent dictatorship
Russian translation:благожелательная диктатура
Entered by: NatSkvor

21:32 Dec 25, 2003
English to Russian translations [PRO]
Bus/Financial
English term or phrase: benevolent dictatorship
Right from the beginning, An Wang had served concurrently as president, CEO, and director of research, creating a "benevolent dictatorship" where he retained ultimate control over every facet of the company.
...
The idea that Wang could control every aspect of its (his company's) existence was wrong-headed. The stewards of that idea -- An Wang and his benevolent dictatorship -- followed the logic of action that hindered rather than helped the company compete.

Я нашла в сети вот что:
A dictatorship in which the leader has power only because the people choose to allow them to remain. This necessitates a wise use of power and generally prevents abuses since the benevolent dictator loses power if they are unsuitable.

...but there is also a a benevolent dictatorship, which is by consent of the people.

Но русского эквивалента пока не придумала. Приходила в голову "мягкая диктатура", но, опять же по тому, что встречается в Интернете, это не совсем то. Лингво дает на это сочетание "великодушная диктатура", но как-то это звучит...
NatSkvor
Russian Federation
благожелательная диктатура
Explanation:
Если речь идет не о добровольной диктатуре (а это первое, что в голову приходит), то скорее всего - о благожелательной диктатуре.

Не понимаю почему, но на "благожелательную" диктатуру, ссылок много, а на "доброжелательную" практически нет (две всего нашла), хотя, по моим понятиям, это практически одно и то же.

ССЫЛКИ:

... должно поощрять и поддерживать (что, конечно, не обязательно предполагает демократию и вполне совместимо с более или менее благожелательной диктатурой ...
http://www.sakharov-center.ru/chs/chrus12_3.htm

С. Г. Кара-Мурза "Евроцентризм: эдипов комплекс интеллигенции"
... авторитаризма, а в глобальном плане даже диктатуры (как сказано в первом докладе Римскому клубу, "благожелательной диктатуры технократической элиты" ...
http://www.kara-murza.ru/books/evr_centr/evr_centr12.htm

Журнал "Новое время" | N 23
Опыт "благожелательной диктатуры" В прошлом месяце мне довелось выслушать сразу несколько первых лиц ...
http://www.newtimes.ru/newtimes/artical.asp?n=2950&art_id=25...

... и то серьезные исследователи пишут, что в американских школах в лучшем случае мы имеем дело... и дальше термин - "с благожелательной диктатурой" ...
http://archive.1september.ru/upr/1998/upr45.htm
Selected response from:

xxxVera Fluhr
Grading comment
Мне кажется, этот перевод наилучшим образом сочетается с общей тональностью книги. "Доброжелательная" лично у меня несколько смешивается с чем-то вроде "дружелюбной" (доброжелательная улыбка), в "прогрессивной", мне кажется, теряется часть исходного значения. Более того, книга -- об ошибках руководителей, и итоги этой истории таковы, что Ванг хотя и "желал блага", но привел компанию к краху. Какая уж тут прогрессивность... То же самое и с "диктатурой во благо".

Спасибо всем за интересное обсуждение.
4 KudoZ points were awarded for this answer



Summary of answers provided
4 +4благожелательная диктатураxxxVera Fluhr
5 +2диктатура во благо
Mykhailo Kolaichuk
4 +3"Прогрессивная диктатура"
Vladimir Dubisskiy
4 +2доброжелательная диктатура
Ol_Besh
3 +3добровольная диктатураmartsina
5Благосклонная диктатураxxxAlex Zelkind
4благодушная диктатураxxxkire
4позитивная диктатура, диктатура пользыAlexander Demyanov
4"добрый" диктатор
Sergei Tumanov
4консенсусная диктатура/ диктатура "консенсуса"
Сергей Лузан
4 -1осознанная диктатура
Vladimir Pochinov
4 -1Диктатура с согласия
Umutay Midinova


  

Answers


18 mins   confidence: Answerer confidence 4/5Answerer confidence 4/5 peer agreement (net): -1
Диктатура с согласия


Explanation:
или:
диктатура по согласию
или:
Согласованная диктатура


Umutay Midinova
Kyrgyzstan
Native speaker of: Native in RussianRussian
PRO pts in pair: 161

Peer comments on this answer (and responses from the answerer)
disagree  Alexander Demyanov: с кем согласованная?
11 mins

18 mins   confidence: Answerer confidence 4/5Answerer confidence 4/5 peer agreement (net): -1
осознанная диктатура


Explanation:
Возможно, подойдет такой вариант.

Мариинский театр – коллектив единомышленников. У нас есть суперзадача – создавать совершенные спектакли в синтезе всех элементов режиссуры, живописи, сценографии. А «диктат Гергиева» – это диктат музыки. Любая художественная деятельность, по определению великого театрального режиссера Георгия Товстоногова, «предполагает осознанную диктатуру».
http://www.moles.ee/03/Jun/27/16-1.php

По-моему, это вполне соответствует тем определениям понятия benevolent dictatorship, которые Вы сами нашли в сети. Люди сами (сознательно) соглашаются с "диктатом" своего лидера.


--------------------------------------------------
Note added at 23 mins (2003-12-25 21:56:51 GMT)
--------------------------------------------------

Мне кажется, здесь слово benevolent означает скорее не \"благожелательная, доброжелательная, великодушная\", а \"не вызывающая чувства отторжения (у людей)\", т.е. \"благожелательно воспринимаемая\".

Vladimir Pochinov
Russian Federation
Native speaker of: Native in RussianRussian
PRO pts in pair: 5119

Peer comments on this answer (and responses from the answerer)
disagree  Alexander Demyanov: Не думаю, что диктатура руководителя бизнеса зависит от благожелательного восприятия наемных сотрудников
13 mins

32 mins   confidence: Answerer confidence 3/5Answerer confidence 3/5 peer agreement (net): +3
добровольная диктатура


Explanation:
и тоже театральные сслылки

... Георгий Товстоногов говорил: «Театр
– это добровольная диктатура». Не ...
www.osp.ru/imanagement/2003/01/040.htm - 30k - Сохранено - Похожие страницы

Театры Санкт-Петербурга | Большой ...
... Знаменитая формула "Театр - это добровольная
диктатура" принадлежит Товстоногову.


martsina
Israel
Native speaker of: Native in RussianRussian
PRO pts in pair: 150

Peer comments on this answer (and responses from the answerer)
agree  xxxVera Fluhr: .
3 hrs
  -> спасибо, Вера :-)

agree  gmarina
8 hrs
  -> спасибо, тезка :-)

agree  Rusinterp: possible... even though it does imply acceptance on the part of the employees which is not necessarily there in the question
1 day 6 hrs
  -> thanks

41 mins   confidence: Answerer confidence 4/5Answerer confidence 4/5 peer agreement (net): +2
доброжелательная диктатура


Explanation:
Либо дословно: "желающая добра диктатура".
ИМХО

А вот и рояльчик в кустах:
... доброжелательная диктатура – лучшая
форма государственного устройства. ...
www.hip-hop.host.kz/debate/usa.htm


    Reference: http://www.hip-hop.host.kz/debate/usa.htm
Ol_Besh
Native speaker of: Native in UkrainianUkrainian, Native in RussianRussian
PRO pts in pair: 6434

Peer comments on this answer (and responses from the answerer)
agree  Natalie: Мне тоже так кааатся
1 min
  -> Спасибо!)

agree  Rusinterp: I like this one
7 hrs
  -> Thanks!

46 mins   confidence: Answerer confidence 4/5Answerer confidence 4/5 peer agreement (net): +3
"Прогрессивная диктатура"


Explanation:
Заметьте, что в исходном тексте термин закавычен. То есть, это как-бы диктатура, тирания и т.д. Просто, если Ан Ванг этот одновременно "все" в компании, но это на благо, то диктатура эта "хорошая", способствует прогрессу, развити. компании.
Поэтому предлагаю:
"Прогрессивная диктатура" - и именно в кавычках, т.к. по-идее диктатура не может быть прогрессивной.


Vladimir Dubisskiy
United States
Native speaker of: Native in RussianRussian, Native in UkrainianUkrainian
PRO pts in pair: 2056

Peer comments on this answer (and responses from the answerer)
agree  xxxAlex Zelkind
5 hrs
  -> спасибо

agree  Igor Deschenko
13 hrs
  -> спасибо

agree  Alexander Onishko: вроде ничего
18 hrs
  -> очень хорошо! :-)))

52 mins   confidence: Answerer confidence 4/5Answerer confidence 4/5
"добрый" диктатор


Explanation:
г

Sergei Tumanov
Native speaker of: Native in RussianRussian
PRO pts in pair: 1511

2 hrs   confidence: Answerer confidence 4/5Answerer confidence 4/5
консенсусная диктатура/ диктатура "консенсуса"


Explanation:
или "диктатура по консенсусу". А если так или этак? Надеюсь, поможет при отборе вариантов. Всех С Рождеством и Новым Годом, пусть пока и протестантско-католическим!
Удачи, NatSkvor!

Сергей Лузан
Russian Federation
Native speaker of: Native in RussianRussian
PRO pts in pair: 1669

4 hrs   confidence: Answerer confidence 4/5Answerer confidence 4/5 peer agreement (net): +4
благожелательная диктатура


Explanation:
Если речь идет не о добровольной диктатуре (а это первое, что в голову приходит), то скорее всего - о благожелательной диктатуре.

Не понимаю почему, но на "благожелательную" диктатуру, ссылок много, а на "доброжелательную" практически нет (две всего нашла), хотя, по моим понятиям, это практически одно и то же.

ССЫЛКИ:

... должно поощрять и поддерживать (что, конечно, не обязательно предполагает демократию и вполне совместимо с более или менее благожелательной диктатурой ...
http://www.sakharov-center.ru/chs/chrus12_3.htm

С. Г. Кара-Мурза "Евроцентризм: эдипов комплекс интеллигенции"
... авторитаризма, а в глобальном плане даже диктатуры (как сказано в первом докладе Римскому клубу, "благожелательной диктатуры технократической элиты" ...
http://www.kara-murza.ru/books/evr_centr/evr_centr12.htm

Журнал "Новое время" | N 23
Опыт "благожелательной диктатуры" В прошлом месяце мне довелось выслушать сразу несколько первых лиц ...
http://www.newtimes.ru/newtimes/artical.asp?n=2950&art_id=25...

... и то серьезные исследователи пишут, что в американских школах в лучшем случае мы имеем дело... и дальше термин - "с благожелательной диктатурой" ...
http://archive.1september.ru/upr/1998/upr45.htm


    Reference: http://www.sakharov-center.ru/chs/chrus12_3.htm
    Reference: http://www.kara-murza.ru/books/evr_centr/evr_centr12.htm
xxxVera Fluhr
Native speaker of: Native in RussianRussian, Native in FrenchFrench
PRO pts in pair: 1985
Grading comment
Мне кажется, этот перевод наилучшим образом сочетается с общей тональностью книги. "Доброжелательная" лично у меня несколько смешивается с чем-то вроде "дружелюбной" (доброжелательная улыбка), в "прогрессивной", мне кажется, теряется часть исходного значения. Более того, книга -- об ошибках руководителей, и итоги этой истории таковы, что Ванг хотя и "желал блага", но привел компанию к краху. Какая уж тут прогрессивность... То же самое и с "диктатурой во благо".

Спасибо всем за интересное обсуждение.

Peer comments on this answer (and responses from the answerer)
agree  Yakov Tomara: "благожелательная диктатура" - хороший вариант, "добровольная", по-моему, не подходит (текст, приведенный в вопросе, не доказывает, что речь о добровольности, консенсусе). В эпоху Александра I было еще выражение "диктатура сердца" :-))
4 hrs
  -> спасибо.Яков

agree  Alya: по-моему, имеется в виду именно это. "Диктатура с человеческим лицом", так сказать
10 hrs
  -> Спасибо, Алена

agree  Rusinterp: agree also with Alya
1 day 2 hrs
  -> thank you

agree  Ol_Besh
1 day 10 hrs
  -> Спасибо

6 hrs   confidence: Answerer confidence 5/5
Благосклонная диктатура


Explanation:
Похоже, что это словосочетание использовано в сатирическом смысле как нечто противоестественное, поэтому оно и взято в кавычки.

xxxAlex Zelkind
Native speaker of: Native in RussianRussian
PRO pts in pair: 138

45 mins   confidence: Answerer confidence 4/5Answerer confidence 4/5
позитивная диктатура, диктатура пользы


Explanation:
Все-таки я понял прочитанное, как "диктатура, приносящая пользу, добро", что совпадает и со словарным определением:

Main Entry: be·nev·o·lent
Pronunciation: -l&nt
Function: adjective
Etymology: Middle English, from Latin benevolent-, benevolens, from bene + volent-, volens, present participle of velle to wish -- more at WILL
Date: 15th century
1 a : marked by or disposed to doing good <a benevolent donor> b : organized for the purpose of doing good <a benevolent society>
2 : marked by or suggestive of goodwill <benevolent smiles>
- be·nev·o·lent·ly adverb
- be·nev·o·lent·ness noun

--------------------------------------------------
Note added at 1 hr 58 mins (2003-12-25 23:31:13 GMT)
--------------------------------------------------

Natalie:

Нет, \"диктата пользы\" в оригинале нет, а есть именно \"диктатура, полезная делу и людям, в это дело вовлеченным\", но поскольку это было бы слишком длинным, то я бы все-таки выбрал один из моих первоначальных вариантов, ни один из них не идеален, да и выбирать не мне.

--------------------------------------------------
Note added at 7 hrs 19 mins (2003-12-26 04:52:44 GMT)
--------------------------------------------------

Еще вариант: благотворная

Alexander Demyanov
Native speaker of: Native in RussianRussian
PRO pts in pair: 1397

Peer comments on this answer (and responses from the answerer)
neutral  Natalie: "Диктатура пользы"может быть понята иначе - как диктат пользы;тогда уж лучше "полезная" диктатура///Тогда все же "диктат пользы"?
29 mins
  -> Ну, я собственно и имел в виду диктат пользы в какой-то мере - корпорация все же, знаете. Диктатура bottom line.

11 hrs   confidence: Answerer confidence 5/5 peer agreement (net): +2
диктатура во благо


Explanation:
по аналогии с выражением:
"убийство во благо"
что-то плохое, служащее хорошей цели


--------------------------------------------------
Note added at 2003-12-26 09:14:20 (GMT)
--------------------------------------------------

Политические взгляды позиция Тюлькин В А
***Диктатура преследующая благо*** большинства трудового народа демократичное мероприятие
... остановить дальнейшее расползание гражданской войны в стране может только диктатура трудового народа газета Вечерний Ленинград 24 октября 1995 г
http://www.nns.ru/restricted/persons/tyulkin6.html
------------------------------------------------------------------------------
НАЦИОНАЛЬНАЯ ДИКТАТУРА
Если несправедливость станет ее оружием диктатуры, она утратит национальный характер и превратится в орудие секты или клана.
И все-таки, в настоящее время ***любая форма диктатуры будет благом*** для России.
http://kolev3.narod.ru/Stat/Ideol/Progr/diktat.html

-------------------------------------------------------------------------
Писатель моделирует ситуацию, в которой ***диктатура оказывается благом***.
http://www.fenzin.org/locman/alexbor/gromov.htm

----------------------------------------------------------------------

Кургинян С
Он станет поводом для начала террора и обоснованием для установления жесткой ***диктатуры, заведомо благой***, поскольку воюет с \"коммунистическим злом\".
http://grachev62.narod.ru/Kurginyan/ch_04.htm

Mykhailo Kolaichuk
Ukraine
Native speaker of: Native in UkrainianUkrainian, Native in RussianRussian
PRO pts in pair: 41

Peer comments on this answer (and responses from the answerer)
agree  Oleg Rudavin: Полностью согласен - хотелось хорошо, а получилось как всегда. Стыкуется с контекстом. В переводе можно взять в кавычки.
2 hrs
  -> спасибо!

agree  Rusinterp
19 hrs

22 hrs   confidence: Answerer confidence 4/5Answerer confidence 4/5
благодушная диктатура


Explanation:
до кучи

--------------------------------------------------
Note added at 2003-12-26 20:10:19 (GMT)
--------------------------------------------------

... революцию, пока вы не сделаете ее для себя; нет
таких вещей, как *благодушная диктатура*. ...
www.svoboda.org/programs/rq/2003/rq.062603.asp

xxxkire
PRO pts in pair: 43