KudoZ home » English to Russian » Chemistry; Chem Sci/Eng

insecticide, organothiophosphate; insecticide, organothiophosphorus

Russian translation: тиофосфорорганические/фосфорсераорганические соединения/инсектициды (органические тиофосфаты/фосфоротиоаты и тиофосфиды)


GLOSSARY ENTRY (DERIVED FROM QUESTION BELOW)
English term or phrase:insecticide, organothiophosphate; insecticide, organothiophosphorus
Russian translation:тиофосфорорганические/фосфорсераорганические соединения/инсектициды (органические тиофосфаты/фосфоротиоаты и тиофосфиды)
Entered by: Elena_S15

18:30 Oct 26, 2005
English to Russian translations [PRO]
Science - Chemistry; Chem Sci/Eng / insecticides
English term or phrase: insecticide, organothiophosphate; insecticide, organothiophosphorus
Список инсектицидов:

insecticide, organochlorine - инсектицид хлорорганический
insecticide, organophosphate - инсектицид фосфорорганический
insecticide, organothiophosphate
insecticide, organothiophosphorus

Может быть, эти 2 последних - синонимы, но я не знаю.

Мои родители - химики - предполагают, что вряд ли organothiophosphate и organothiophosphorus обозначают что-то другое, чем organophosphate. Скорее всего это одно и тоже. Просто в разных изданиях могут быть разные транскрипции. Они ищут еще информацию. Кто может помочь?
Elena_S15
Общее название - тиофосфорорганические соединения (или инсектициды)
Explanation:
Эти соединения
organothiophosphate и organothiophosphorus
относятся к разным группам фосфорорганических соединений. В первом случае - organothiophosphate - это производное фосфорной кислоты (в самом обшем случае) с навешанными органическими и тиоорганическими цепочками.
Во втором случае - organothiophosphorus это производное фосфина, PH3, не содержащее связанных с фосфором напрямую OH- и О= групп. См, например, ссылки
http://www.ineos.ac.ru/rus/lab/111.html
Группа тиофосфорорганических соединений

Руководитель группы: чл.-корр. РАН, проф. Мастрюкова Татьяна Алексеевна
Cотрудников: 13
Основные направления исследований и научные достижения:
Фосфорсодержащие гетероциклы, новые пути синтеза, стереохимия, реакционная способность, таутомерные превращения. На основе внутримолекулярного Е-алкилирования (Е=N,S) в ряду w-галогеналкилзамещенных соединений с Р=Е группой, в том числе и содержащих другие функциональные группы в молекуле, разработан новый общий препаративный способ получения ранее практически неизвестных моно- и бициклических 1,2-гетерофосфацикланов.
http://vova1001.narod.ru/00002590.htm
Получение и свойства органических соединений серы / В. А. Альфонсов, Л.И. Беленький, Н.Н. Власова и др.;Под ред. Л.И Беленького. - М.: Химия, 1998. - 560 с ISBN 5-7245-1005-7 Обобщены ... данные о методах получения ... а также практическом применении важнейших классов органических соединений серы ... . Подробно рассмотрены токсикологические характеристики органических соединений серы.
....
Глава 12. ОРГАНИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ СУЛЬФИДОВ ФОСФОРА........ 450
В.А. Альфонсов, И.С. Низамов
...
12.2. Синтез органических соединений серы с использованием сульфидов фосфора................................................................................................... 451
...
123. Синтез тиофосфорорганических соединений........................................... 462
http://www.dio.ru/makh/head.htm
Шипов А.Э., Генкина Г.К., Жданова Г.В, Махаева Г.Ф., Малыгин В.В, Волкова Р.И., Майзель Е.Б., Сундуков О.В., Мастрюкова Т.А., Кабачник М.И. (1995). Исследование механизма действия ***тиофосфорорганических инсектоакарицидов***, содержащих фрагменты N-карбалкоксилированных аминокислот. Биоорганич. химия, т.21, №3, с.235-239.

А более точно об этих соединениях можно сказать, только увидев их формулы и полное химическое название. Разделять их на 2 группы, наверное, не стоит. Производные фосфина в поиске засветились только не очень употребляемым жаргонным словечком "органофосфиды"
....высокотоксичные для млекопитающих препараты (к ним относятся некоторые инсектициды - органохлориды и органофосфиды) ...
lib2005.rat-info.ru/gryzuny_v_etnama1.shtml
Употреблять это в переводе настоятельно не рекомендуется, лучше всего использовать общее название (ТИОФОСФОРОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ), и если нужно, в скобочках отметить: Тиофосфаты и тиофосфиды
Selected response from:

Mikhail Yanchenko
Russian Federation
Grading comment
Спасибо всем большое за помощь! Папа - химик, кандидат химических наук, написал следующее:

Современная рациональная номенклатура химическая базируется на международных правилах ИЮПАК.
Следует отметить, что эти правила определяют лишь общие принципы и приемы построения названий соединений.
В конкретных правилах, разрабатываемых в отдельных странах могут учитываться особенности языка и номенклатурные традиции, поэтому и встречаются различные названия одних и тех же соединений.
Тио - составная часть названий соединений, в молекулах которых имеются атомы S(||), например Na2S2O3 - тиосульфат,СН3CSCH3 - тиоацетон.
Фосфорорганические соединения содержат в молекуле фосфор, связанный с атомом углерода. Часто к фосфорорганическим соединениям относят также вещества, содержащие в молекуле органический радикал , связанный с фосфором через гетероатом, например, серу.
Пример из энциклопедии: тиофос (паратион);0,0 - диэтил - 0 [4 -нитрофенил ) - тиофосфат.
Применение - контактный инсектицид.
Считаю, что более общее и правильное название: тиофосфорорганические соединения. Инсектициды, акарициды и т.д. - это уже область применения соединений. Хотя встречается и допускается и такое
выражение: тиофосфорорганические инсектициды.
Органический тиофосфат, органический тиофосфид - термины также имеют право на существование.
Фосфорсераорганическое соединение - термин имеет право на существование, как синоним тиофосфорорганического соединения.
Органические серосодержащие фосфаты – это выражение менее употребительно, хотя смысловых противоречий нет.

4 KudoZ points were awarded for this answer



Summary of answers provided
4 +1органический тиофосфат
Natalie
5фосфорсераорганическое соединение
Cherepanov
4Общее название - тиофосфорорганические соединения (или инсектициды)
Mikhail Yanchenko


Discussion entries: 2





  

Answers


36 mins   confidence: Answerer confidence 4/5Answerer confidence 4/5 peer agreement (net): +1
органический тиофосфат


Explanation:
По-другому - фосфоротиоаты

Например:

Этиол – органический тиофосфат, по химической структу-
ре представляет S-[2-[(3-аминопропил) амино(этил)] дигид-
рофосфотиоат.
http://hematology.ph-dynasty.ru/docs/pdf_articles/hematology...

--------------------------------------------------
Note added at 42 mins (2005-10-26 19:13:35 GMT)
--------------------------------------------------

organothiophosphate все же обозначает нечто другое, чем organophosphate - он содержит тиогруппу

Natalie
Poland
Specializes in field
Native speaker of: Native in RussianRussian
PRO pts in category: 1390

Peer comments on this answer (and responses from the answerer)
agree  Alexander Taguiltsev: Да, органические серосодержащие фосфаты, а родители не правы, судя по вашей реплике.// И родители и реплика - не ваши :)
35 mins
  -> Спасибо. Насколько я понимаю, речь о родителях аскера, а не моих :-)))

13 hrs   confidence: Answerer confidence 4/5Answerer confidence 4/5
Общее название - тиофосфорорганические соединения (или инсектициды)


Explanation:
Эти соединения
organothiophosphate и organothiophosphorus
относятся к разным группам фосфорорганических соединений. В первом случае - organothiophosphate - это производное фосфорной кислоты (в самом обшем случае) с навешанными органическими и тиоорганическими цепочками.
Во втором случае - organothiophosphorus это производное фосфина, PH3, не содержащее связанных с фосфором напрямую OH- и О= групп. См, например, ссылки
http://www.ineos.ac.ru/rus/lab/111.html
Группа тиофосфорорганических соединений

Руководитель группы: чл.-корр. РАН, проф. Мастрюкова Татьяна Алексеевна
Cотрудников: 13
Основные направления исследований и научные достижения:
Фосфорсодержащие гетероциклы, новые пути синтеза, стереохимия, реакционная способность, таутомерные превращения. На основе внутримолекулярного Е-алкилирования (Е=N,S) в ряду w-галогеналкилзамещенных соединений с Р=Е группой, в том числе и содержащих другие функциональные группы в молекуле, разработан новый общий препаративный способ получения ранее практически неизвестных моно- и бициклических 1,2-гетерофосфацикланов.
http://vova1001.narod.ru/00002590.htm
Получение и свойства органических соединений серы / В. А. Альфонсов, Л.И. Беленький, Н.Н. Власова и др.;Под ред. Л.И Беленького. - М.: Химия, 1998. - 560 с ISBN 5-7245-1005-7 Обобщены ... данные о методах получения ... а также практическом применении важнейших классов органических соединений серы ... . Подробно рассмотрены токсикологические характеристики органических соединений серы.
....
Глава 12. ОРГАНИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ СУЛЬФИДОВ ФОСФОРА........ 450
В.А. Альфонсов, И.С. Низамов
...
12.2. Синтез органических соединений серы с использованием сульфидов фосфора................................................................................................... 451
...
123. Синтез тиофосфорорганических соединений........................................... 462
http://www.dio.ru/makh/head.htm
Шипов А.Э., Генкина Г.К., Жданова Г.В, Махаева Г.Ф., Малыгин В.В, Волкова Р.И., Майзель Е.Б., Сундуков О.В., Мастрюкова Т.А., Кабачник М.И. (1995). Исследование механизма действия ***тиофосфорорганических инсектоакарицидов***, содержащих фрагменты N-карбалкоксилированных аминокислот. Биоорганич. химия, т.21, №3, с.235-239.

А более точно об этих соединениях можно сказать, только увидев их формулы и полное химическое название. Разделять их на 2 группы, наверное, не стоит. Производные фосфина в поиске засветились только не очень употребляемым жаргонным словечком "органофосфиды"
....высокотоксичные для млекопитающих препараты (к ним относятся некоторые инсектициды - органохлориды и органофосфиды) ...
lib2005.rat-info.ru/gryzuny_v_etnama1.shtml
Употреблять это в переводе настоятельно не рекомендуется, лучше всего использовать общее название (ТИОФОСФОРОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ), и если нужно, в скобочках отметить: Тиофосфаты и тиофосфиды

Mikhail Yanchenko
Russian Federation
Specializes in field
Native speaker of: Native in RussianRussian
PRO pts in category: 303
Grading comment
Спасибо всем большое за помощь! Папа - химик, кандидат химических наук, написал следующее:

Современная рациональная номенклатура химическая базируется на международных правилах ИЮПАК.
Следует отметить, что эти правила определяют лишь общие принципы и приемы построения названий соединений.
В конкретных правилах, разрабатываемых в отдельных странах могут учитываться особенности языка и номенклатурные традиции, поэтому и встречаются различные названия одних и тех же соединений.
Тио - составная часть названий соединений, в молекулах которых имеются атомы S(||), например Na2S2O3 - тиосульфат,СН3CSCH3 - тиоацетон.
Фосфорорганические соединения содержат в молекуле фосфор, связанный с атомом углерода. Часто к фосфорорганическим соединениям относят также вещества, содержащие в молекуле органический радикал , связанный с фосфором через гетероатом, например, серу.
Пример из энциклопедии: тиофос (паратион);0,0 - диэтил - 0 [4 -нитрофенил ) - тиофосфат.
Применение - контактный инсектицид.
Считаю, что более общее и правильное название: тиофосфорорганические соединения. Инсектициды, акарициды и т.д. - это уже область применения соединений. Хотя встречается и допускается и такое
выражение: тиофосфорорганические инсектициды.
Органический тиофосфат, органический тиофосфид - термины также имеют право на существование.
Фосфорсераорганическое соединение - термин имеет право на существование, как синоним тиофосфорорганического соединения.
Органические серосодержащие фосфаты – это выражение менее употребительно, хотя смысловых противоречий нет.

19 hrs   confidence: Answerer confidence 5/5
фосфорсераорганическое соединение


Explanation:
или "фосфорсераорганический инсектицид"
См.:
Заведующий лабораторией фосфорсераорганических соединений Института органической и физической химии им.
www.antat.ru/cgi-bin/main.pl?p=acad_604
Молодой доктор наук, Олег Герольдович Синяшин, еще в составе лаборатории фосфорсераорганических соединений (ФСОС) возглавлял самостоятельную группу по ...
iopc.knc.ru/subd/subd_5_1.html
Батыева Э. С. Нетрадиционный подход к синтезу фосфорсераорганических соединений и металлокомплексы на их основе (03-03-33076).
www.rfbr.ru/default.asp?doc_id=10227


    Reference: http://www.antat.ru/cgi-bin/main.pl?p=acad_604
    Reference: http://www.rfbr.ru/default.asp?doc_id=10227
Cherepanov
Ukraine
Specializes in field
Native speaker of: Native in RussianRussian
PRO pts in category: 586