KudoZ home » English to Russian » Geology

planar and uneven parallel

Russian translation: опять в Прозе дурят комментарии, пришлось снова отдельно добавлять


08:54 Jan 15, 2002
English to Russian translations [PRO]
Tech/Engineering - Geology / geology
English term or phrase: planar and uneven parallel
Fine to very fine grain size, planar and uneven parallel bedding characteristic of suspension sedimentation, coarsening upward character, and interbedded bioturbated sandstone and mudstone indicate deposition in delta front and prodeltaic to near shore marine environments.

Ну попался же такой отрывок! :)
Если есть возможность, пожалуйста, хотелось бы на предложение в целом посмотреть...
Alex Volovodenko
Russian Federation
Russian translation:опять в Прозе дурят комментарии, пришлось снова отдельно добавлять
Explanation:
Хочу внести поправку по поводу uneven. Это скорее всего о текстуре данных отложений, а не о характере напластования. То есть все про ту же гранулометрическую неравномерность.

Теперь относительно дельты-продельты. Посмотрите на картинку на втором с конца рисунке на http://gulf.rice.edu/CTexas/os_hst.html

Это то, что я нашла навскидку недолго копаясь. Она по-моему отражает суть в полной мере. тут видна и линия фронта дельты и продельта которая формируется в процессе осадконакопления, а также и граница продельты с контуром морской переходной зоны (где характер отложений уже меняется).
Вот кстати неплохое определение продельты: http://www.usyd.edu.au/su/marine/lect/imsb/greve-l10.html
prodelta - seaward most and deepest portion of the delta composed of the finer silts and muds, that settle out in the calmer deeper water. Most homogeneous and widespread part of the delta. The prodelta is the portion of the delta actually prograding or growing seaward, thus its name.

То есть если далее усовершенствовать перевод, то получается:

Гранулометрический состав, от мелкозернистого до тонкозернистого, строго параллельный согласный характер залегания осажденной взвеси и неравномерность ее текстуры с увеличением размеров зерен вверх по пласту, а также биотурбация песчаника с присутствуюшими прослоями аргиллита свидетельствуют о том, что осадконакопление происходило от фронта дельты по продельте и вплоть до морской переходной зоны.

У-у-ф. Больше копаться не буду, дала себе слово не ввязываться больше в эти прозовские длинные дебаты, уж больно много времени отнимают. Так опять...

"Нет предела совершенству, однако есть предел временным и человеческим ресурсам." :))))

--------------------------------------------------
Note added at 2002-01-17 04:25:00 (GMT) Post-grading
--------------------------------------------------

Аше: по поводу распределения зерен по размеру - бывают оба случая в зависимости от условий и среды осадконакопления. В данном случае это transitional environment (delta). Найти можно поиском по ключевым словам upwards-coarsening или upwards-fining.

про наш конкретный случай:
http://www.google.com/search?q=cache:iDp-7OVH3GgC:corona.eps...

Delta Growth: As time passes. Delta front sediments build to sea level. River then forces delta to grow seawards, causing delta to prograde. Distributary channels lengthen, new delta plain sediments prograde over delta front sediments, delta front sediments
prograde over prodelta sediments, and prodelta sediments prograde over open marine sediments.
Given this behavior, it is easy to see that delta progradation produces a generally
coarsening upwards sequence capped by delta plain sediments.
Selected response from:

Sabina Norderhaug
Grading comment
!!!!!!!!!! Сабина, спасибо за подробные объяснения!


4 KudoZ points were awarded for this answer



Summary of answers provided
5Just some comments
Nadezhda Mikhailenko
4 +1Комментарии к комментариям Сабины
Nadezhda Mikhailenko
5плоскостная и неравномерно-параллельная слоистость
Nadezhda Mikhailenko
4плоскостная и неравномерно-параллельная характеристика напластования суспензионного осадконакопленияM. R. Rahimi
4плоскостная и неравномерно-параллельная характеристика суспензионного осадконакопления,M. R. Rahimi
4опять в Прозе дурят комментарии, пришлось снова отдельно добавлятьSabina Norderhaug
4ответ Asha на его комментарийSabina Norderhaug
4слоистость дельтового типаKonstantin Lakshin
4я кое-что исправлю в предложенном выше варианте:Sabina Norderhaug
3 -1...плоский и неровно-параллельный характер..
Victor Yatsishin


Discussion entries: 1





  

Answers


1 hr   confidence: Answerer confidence 3/5Answerer confidence 3/5 peer agreement (net): -1
...плоский и неровно-параллельный характер..


Explanation:
Полный вариант по Вашей просьбе: "Мелкая и очень мелкая фракции, плоский и неровно-параллельный характер напластований суспензионных отложений, вверх направленный вид отвердевания и наличие биотурбированного песчанника и аргиллита между напластованиями указывают на отложение прибрежных морских сред в дельте и придельтовой зоне."

Victor Yatsishin
Belarus
PRO pts in category: 4

Peer comments on this answer (and responses from the answerer)
disagree  M. R. Rahimi: По-моему речь идет об отложении осадков в морских средах а не отложении самых морских сред.
1 hr

2 hrs   confidence: Answerer confidence 4/5Answerer confidence 4/5
плоскостная и неравномерно-параллельная характеристика суспензионного осадконакопления,


Explanation:
Тонкая и весьма тонкая зернистость, плоскостная и неравномерно-парллельная характеристика суспензионного осадконакопления, мощность которого возрастает вверх по character, прослои биотурбироаванных песчаников и аргиллитов указывают на то что отложение осадков в условиях морской среды проходило в авадельте и от продельты до прибрежной части.




M. R. Rahimi
Specializes in field
Native speaker of: Native in TajikTajik, Native in RussianRussian

2 hrs   confidence: Answerer confidence 4/5Answerer confidence 4/5
плоскостная и неравномерно-параллельная характеристика напластования суспензионного осадконакопления


Explanation:
Тонкая и весьма тонкая зернистость, плоскостная и неравномерно-параллельная характеристика напластования суспензионного осадконакопления, мощность которого возрастает вверх по character, прослои биотурбироаванных песчаников и аргиллитов указывают на то что отложение осадков в условиях морской среды проходило в авадельте и от продельты до прибрежной части.






M. R. Rahimi
Specializes in field
Native speaker of: Native in TajikTajik, Native in RussianRussian

7 hrs   confidence: Answerer confidence 4/5Answerer confidence 4/5
слоистость дельтового типа


Explanation:
(Слоистость дельтового типа - сочетание плоскопараллельных слоев с полого залегающими.)

Гранулометрический состав, от мелкозернистого до тонкозернистого, характерные для отложения взвешенных осадков плоскопараллельное и пологое залегание, увеличение размеров зерен вверх по разрезу и присутствие прослоев аргиллитов и алевролитов с признаками биотурбации свидетельствуют о том, что осадконакопление происходило в условиях фронта дельты палеореки и на участке от продельты до прибрежного мелководья.

(Давненько не брал я нефтегеологических шашек в руки. Пусть дальше геологи правят.)

Konstantin Lakshin
United States
Works in field
Native speaker of: Native in RussianRussian

12 hrs   confidence: Answerer confidence 5/5
плоскостная и неравномерно-параллельная слоистость


Explanation:
Несмотря на решительный протесн кгмн
г-на А.Рабиновича (это чистейшая правда!) против плоскостной слойчатости, предлагаю свой новейший вариант, так как нашла в геологическом словаре следующее:
В зарубежной литературе Мак Ки и Вейр (США) выделяют морфологические типы косой слойчатости по характеру границ, разделяющих серии косых слойков: простая(simple), плоскостная (planar) и мульдообразная (throgh). Далее:
В слоистости дельтовых отложений принято выделять: а) сложный комплекс наземных осадков (головные или поверхностные слои); б) подводные отложения продвигающегося фронта дельты с пологонаклонными слоями (углы наклона не более единиц градусов); в)донные морские слои , обычно горизонтально наслоеные.
Другое: слоистость градационная- слоистость, выражающаяся в чередовании пачек осадков, в каждой из которых крупность постепенно уменьшается снизу (от песка , иногда гравия) вверх (до алеврита и пелита). Каждая пачка образуется в результате гранулометрической сортировки оседающих частиц из воды, обогащенной взвесью (суспензии).
Трудно сказать, почему в большинстве переводов укрупнение происходит снизу вверх, что противоречит законам физики. Тем не менее, хочу предложить свой новый вариант.
От мелкой до очень мелкой, плоскостной и неравномерно параллельной слоистостью, характерной для осаждения суспензии по возрастающей крупности (сначала выпадают в осадок более крупные частицы) и переслаиванием песчаников и аргиллитов,подвергнутых биотурбации, указывающей на осаждение в условиях фронта дельты, продельты и прибрежной части моря.

Мелкая и очень мелкая может относиться и к характеристике размеров слойков. Ели бы это относилось к гранулометрическому составу, был бы упомянут тип отложений.

ПРИВЕТ ВСЕМ!!!


--------------------------------------------------
Note added at 2002-01-15 21:22:22 (GMT)
--------------------------------------------------

Конечно же пропущен предлог \"с\", то бишь с плоскостной.

--------------------------------------------------
Note added at 2002-01-16 13:29:35 (GMT)
--------------------------------------------------

Еще одна ссылка: Мощность серий (как и размер зерен) в русловых отложениях обычно уменьшается в толще русловых отл. снизу вверх.
Керн описывается обычно в той же последовательности , в которой происходило бурение, т.е. от меньшей глубины к большей. И раскладывают керн в ящиках (обычно по несколько метровых интервалов керна) от меньшей отметки гл. к большей. Поэтому при описании укрупнение происходит снизу вверх, а на самом деле наоборот.
Предлагаю новый вариант перевода:
От мелких до очень мелких размеров зерен, с плоскостной и неравномерно параллельной слоистостью (слойчатостью), характерной для осаждения из воды , обагащенной взвесью с возрастающим укрупнением и переслаиванием песчаников и аргиллитов, подвергнутых биотурбации, что указывает на осаждения в условиях от фронта дельты, продельты до прибрежной части моря.

Nadezhda Mikhailenko
Specializes in field
Native speaker of: Russian

Peer comments on this answer (and responses from the answerer)
neutral  Konstantin Lakshin: Про плоскостную и т. д. слоистоть сказано хорошо. А вот про физику Вы напрасно :=) - там ведь еще и течение есть, и отоложились они не за день, и первичный источник далеко-высоко.
42 mins

neutral  Sabina Norderhaug: много спорного, в частности "сначала выпадают в осадок более крупные частицы"- неверно. Более мелкие между ними проскальзывают - потому и получается что размер зерен породы возрастает вверх по пласту. А вы говорите - физика
20 hrs

19 hrs   confidence: Answerer confidence 4/5Answerer confidence 4/5
я кое-что исправлю в предложенном выше варианте:


Explanation:
Все в целом у меня получилось:

Гранулометрический состав, от мелкозернистого до тонкозернистого, равномерный (строго параллельный) и неравномерный согласный характер залегания осажденной взвеси, увеличение размеров зерен вверх по разрезу и биотурбация песчаника с присутствуюшими прослоями аргиллита свидетельствуют о том, что осадконакопление происходило по дну вдоль линии дельты вплоть до близлежашей морской шельфовой зоны.

Разъяснения:
parallel bedding - согласное залегание - устойчивый термин. бывает равномерное (одинаковая толщина пласта по всему простиранию - см. картинку по линку в references) и неравномерная (разная толщина).

Именно "осажденная взвесь", а не "взвешенные осадки"

Вкропления аргиллитов в песчаниках, больше тут ничего лишнего нет.

delta front - линия дельты, перемещается по мере осадконакопления к морю, к зоне шельфа в частности.

Вроде все.

--------------------------------------------------
Note added at 2002-01-16 04:30:28 (GMT)
--------------------------------------------------

в принципе можно сказать \"осаждавшейся взвеси\", вместо \"осажденной\"

--------------------------------------------------
Note added at 2002-01-16 04:33:11 (GMT)
--------------------------------------------------

(строго параллельный) в перевод конечно не нужно вставлять, это я для ясности упомянула :)

--------------------------------------------------
Note added at 2002-01-16 17:57:10 (GMT)
--------------------------------------------------

конечно же \"включения\" аргиллитов, а не \"вкропления\". Тут я оговрилась и Asha тут полностью права


    Reference: http://www.eos.duke.edu/ss/ss004.gif
Sabina Norderhaug
PRO pts in category: 4

Peer comments on this answer (and responses from the answerer)
agree  Konstantin Lakshin: Спасибо, про алевролиты я сочинил здорово, но напрасно. :=)
1 hr

disagree  Nadezhda Mikhailenko: Речь здесь идет не о согласном-несогласном залегании, а о слоистости (слойчатости). См. мои ссылки относительно фронта дельты. Далее, вкрапления нечто абсолютно другое. Здесь имеется в виду переслаивание.
8 hrs

1 day 8 hrs   confidence: Answerer confidence 4/5Answerer confidence 4/5
ответ Asha на его комментарий


Explanation:
я говорю о 2-х видах СОГЛАСНОГО залегания, а не о согласном и несогласном. "вкрапления" has nothing to do with "биотурбация песчаника с присутствуюшими прослоями аргиллита". Попрошу не искажать.

По поводу вашего перевода. При всем уважении к вашим академическим знаниям, по-моему вы слишком углубились в детали или вас ввел в заблуждение витиеватый характер фразы и в результате смысл перевода вашего получился несколько иной.

Текст то тут простой, как из учебника геологии. Описание характера отложений в зоне впадения древней реки (палеореки) в древнее море. Характеризуются такие отложения согласным залеганием пластов (да именно залеганием, поскольку осадконакопление уже давно случилось и сейчас это не что иное как сформировавшиеся пласты). Причем оно может быть равномерным (когда кровля и подошва пласта строго параллельны), так и неравномерным (когда они под углом), в зависимости от условий осадконакопления.
Снесенные древней рекой частицы пород соответственно накапливались по принципу мелкие внизу - крупные наверху и в получившемся пласте они распределены именно таким образом - от тонкозернистых, сконцентрированных у подошвы пласта к мелкозернистым у кровли (т.е. размер частиц возрастает вверх по пласту.

Встречается описанный характер отложений как раз на участке впадения древней реки в море - осадконакопление идет вдоль фронта дельты, вплоть до шельфовой зоны (древнего моря опять-таки). То есть разрез на приведенной мною картинке можно увидеть, если провести профиль вдоль линии наступления фронта дельты.

--------------------------------------------------
Note added at 2002-01-16 17:59:32 (GMT)
--------------------------------------------------

извините Asha , похоже я к вам не в том роде обратилась.
\"Ответ Asha на ее комментарий\"
Кстати пришлось вынести отдельно, потому что ранее на сайте были проблемы с добалением комментария.

Sabina Norderhaug
PRO pts in category: 4

1 day 13 hrs   confidence: Answerer confidence 4/5Answerer confidence 4/5
опять в Прозе дурят комментарии, пришлось снова отдельно добавлять


Explanation:
Хочу внести поправку по поводу uneven. Это скорее всего о текстуре данных отложений, а не о характере напластования. То есть все про ту же гранулометрическую неравномерность.

Теперь относительно дельты-продельты. Посмотрите на картинку на втором с конца рисунке на http://gulf.rice.edu/CTexas/os_hst.html

Это то, что я нашла навскидку недолго копаясь. Она по-моему отражает суть в полной мере. тут видна и линия фронта дельты и продельта которая формируется в процессе осадконакопления, а также и граница продельты с контуром морской переходной зоны (где характер отложений уже меняется).
Вот кстати неплохое определение продельты: http://www.usyd.edu.au/su/marine/lect/imsb/greve-l10.html
prodelta - seaward most and deepest portion of the delta composed of the finer silts and muds, that settle out in the calmer deeper water. Most homogeneous and widespread part of the delta. The prodelta is the portion of the delta actually prograding or growing seaward, thus its name.

То есть если далее усовершенствовать перевод, то получается:

Гранулометрический состав, от мелкозернистого до тонкозернистого, строго параллельный согласный характер залегания осажденной взвеси и неравномерность ее текстуры с увеличением размеров зерен вверх по пласту, а также биотурбация песчаника с присутствуюшими прослоями аргиллита свидетельствуют о том, что осадконакопление происходило от фронта дельты по продельте и вплоть до морской переходной зоны.

У-у-ф. Больше копаться не буду, дала себе слово не ввязываться больше в эти прозовские длинные дебаты, уж больно много времени отнимают. Так опять...

"Нет предела совершенству, однако есть предел временным и человеческим ресурсам." :))))

--------------------------------------------------
Note added at 2002-01-17 04:25:00 (GMT) Post-grading
--------------------------------------------------

Аше: по поводу распределения зерен по размеру - бывают оба случая в зависимости от условий и среды осадконакопления. В данном случае это transitional environment (delta). Найти можно поиском по ключевым словам upwards-coarsening или upwards-fining.

про наш конкретный случай:
http://www.google.com/search?q=cache:iDp-7OVH3GgC:corona.eps...

Delta Growth: As time passes. Delta front sediments build to sea level. River then forces delta to grow seawards, causing delta to prograde. Distributary channels lengthen, new delta plain sediments prograde over delta front sediments, delta front sediments
prograde over prodelta sediments, and prodelta sediments prograde over open marine sediments.
Given this behavior, it is easy to see that delta progradation produces a generally
coarsening upwards sequence capped by delta plain sediments.



    Reference: http://gulf.rice.edu/CTexas/os_hst.html
    Reference: http://www.usyd.edu.au/su/marine/lect/imsb/greve-l10.html
Sabina Norderhaug
PRO pts in category: 4
Grading comment
!!!!!!!!!! Сабина, спасибо за подробные объяснения!


1 day 15 hrs   confidence: Answerer confidence 4/5Answerer confidence 4/5 peer agreement (net): +1
Комментарии к комментариям Сабины


Explanation:
Извините Сабина, я тоже вчера зареклась
участвовать в продолжительных дискуссиях. Но насколько я поняла, в приведенном тексте представлено описание не разреза в целом, а только его конкретного интервала, скорее всего по образцам керна. Поэтому упоминается характер слоистости, включая размеры зерен слойков. К тому же, я привела конкретные выдержки из геологического словаря издательства "Недра", составленного ведущими академиками и докторами геолого-минералогических наук СССР. Хотелось бы конкретное указание источника, согласно которому, внизу оказались более мелкие частицы.
В моих выдержках из того же компетентного источника, для дельтовой и русловой слоистости характерно увеличение крупности зерен слойков с глубиной. А относительно деталей, в геологии как и в медицине все взаимосвязано и каждая деталь имеет вес. Вы конечно же правы, не стоит терять время и здоровье на такие вот продолжительные дискуссии. Это как казино. Только в казино некоторые зарабатывают кругленькие суммы.
Горный инженер-гидрогеолог с синим диплом МГРИ.
Ваша Аша.

Nadezhda Mikhailenko
Specializes in field
Native speaker of: Russian

Peer comments on this answer (and responses from the answerer)
agree  Sabina Norderhaug: заказанное "указание на источник" - в добавлении к моему предидущему ответу
3 hrs

2 days 7 hrs   confidence: Answerer confidence 5/5
Just some comments


Explanation:
Возрастающее укрупнение вверх по пласту произошло не оттого, что мелкие частицы проскальзывали сквозь крупные, а только лишь потому, что происходило погружение пласта и глубины увеличивались. А что касается planar and uneven parallel bedding, то это однозначно плоскостная и неравномерно параллельная (что-то типа пологонаклонной сл. и косослоистости по нашей классификации).
Строго параллельный и согласный характер залегания взвеси звучит абсурдно со всех точек зрения!!!
В отношении гран. состава, у западников своя классификация. Мелкая и очень мелкая зернистость являются приблизительным аналогом мелкозерн. и тонкозернистости.



Nadezhda Mikhailenko
Specializes in field
Native speaker of: Russian