KudoZ home » English to Russian » Human Resources

ethnorelative

Russian translation: этнорелятивизм


11:22 Oct 24, 2007
English to Russian translations [PRO]
Social Sciences - Human Resources / cultural training
English term or phrase: ethnorelative
I'm looking for a good translation for the term ethnorelative, which in my context is given as the opposite of ethnocentric. I will appreciate all ideas and input. Thank you.

Some defitions to get you started

ETHNOCENTRIC (or ETHNOCENTRISM) – The natural tendency to look at the world primarily from the perspective of one’s own culture and to evaluate all other groups from that viewpoint. People tend to use their own verbal and non-verbal codes, their own assumptions and rules to evaluate others. Many claim that ethnocentrism occurs in every society; ironically, ethnocentrism may be something that all cultures have in common.

ETHNORELATIVE – Characterizes the developmental stage in which one no longer views their own culture as a center from which others should be judged, but rather as a state of mind in which cultures are respected, compared, and contrasted according to the values and perspective of the cultures involved.
Mikhail Kropotov
Russian Federation
Russian translation:этнорелятивизм
Explanation:
http://www.krugosvet.ru/articles/123/1012383/1012383a2.htm
Selected response from:

Jura Gorohovsky
Russian Federation
Grading comment
Thanks to all of you for great input.
4 KudoZ points were awarded for this answer



Summary of answers provided
5 +2этнорелятивизм
Jura Gorohovsky
4 +1этнорелятивныйVassyl Trylis
4(see some versions below…)
Stanislav Korobov
4этнически относительный
Katia Gygax
3этнически-условный, этническая условность
Vitali Stanisheuski
3этническая толерантностьdispatcher


Discussion entries: 1





  

Answers


6 mins   confidence: Answerer confidence 3/5Answerer confidence 3/5
этническая толерантность


Explanation:
Этнически толерантный, имхо

dispatcher
Native speaker of: Native in UkrainianUkrainian, Native in RussianRussian

11 mins   confidence: Answerer confidence 5/5 peer agreement (net): +2
этнорелятивизм


Explanation:
http://www.krugosvet.ru/articles/123/1012383/1012383a2.htm

Jura Gorohovsky
Russian Federation
Works in field
Native speaker of: Native in RussianRussian
PRO pts in category: 51
Grading comment
Thanks to all of you for great input.

Peer comments on this answer (and responses from the answerer)
agree  Anton Agafonov
20 mins

agree  Tetyana Plakuta
1 hr

16 mins   confidence: Answerer confidence 4/5Answerer confidence 4/5 peer agreement (net): +1
этнорелятивный


Explanation:
Лучше переводить имя существительное: этнорелятивизм. Этнорелятивистский - хорошо звучит, но означает ethnorelativistic. Требуется осторожность в работе со всеми этими терминами. В каждом свой нюанс. Этнотолерантный - это совсем другое.

ЭТНОЦЕНТРИЗМ
Этнорелятивизм начинается с этапа признания этнокультурных различий, принятия индивидом права на иной взгляд на мир. Люди, находящиеся на этом этапе ...
www.krugosvet.ru/articles/123/1012383/1012383a2.htm

Диссертация: Межкультурная коммуникация как социальный феномен
Таким образом, развивается главная идея американских межкультурных исследований 40-х годов XX века - идея культурного релятивизма, этнорелятивистский подход ...
www.nauka-shop.com/mod/shop/productID/41922/



Vassyl Trylis
Specializes in field
Native speaker of: Native in UkrainianUkrainian, Native in RussianRussian
PRO pts in category: 20

Peer comments on this answer (and responses from the answerer)
agree  Tetyana Plakuta
1 hr
  -> Спасибо!

23 mins   confidence: Answerer confidence 3/5Answerer confidence 3/5
этнически-условный, этническая условность


Explanation:
как понимаю, здесь противоположность, для тех, кто на этом конЦЕНТРирует свое внимание, для кого это в ЦЕНТРЕ, иными словами - для кого это абсолютная точка отсчета.

Антоним абсолютного - относительный, но также есть и другой антоним (из другой плоскости) - это условный.
Для ethnorelative-человека этнос - это условность.

Vitali Stanisheuski
Belarus
Works in field
Native speaker of: Native in BelarusianBelarusian, Native in RussianRussian
PRO pts in category: 4

Peer comments on this answer (and responses from the answerer)
neutral  Vassyl Trylis: Этнос никогда не условность, а чистейшая реальность. Даже для самого этнорелятивного ума.
1 day17 hrs
  -> возможно, я неправильно понял значение оригинального термина. Но есть же космополиты, для которых все люди братья, а этнические различия - чужды. Если такие не учтены в термине,почему разделение только на ethnorelative и ethnocentric? Космополитов - куда?

12 mins   confidence: Answerer confidence 4/5Answerer confidence 4/5
этнически относительный


Explanation:
Это если прилагательное, а если существительное, то этническая относительность.

"Теория этноцентризма У. Самнера. Этническая относительность как противоположность этноцентризма признает равноправие ценностей и культур различных этносов."

См. , например, здесь: http://sksit.smim.ru/rp/rp_014_etnopsyhology.htm

Естественно, что следствием этого является этническая толерантность, хотя потенциально возможны и добрые этноэгоцентрики.

--------------------------------------------------
Note added at 16 mins (2007-10-24 11:38:59 GMT)
--------------------------------------------------

Если латинские корни удобнее, то нужно прилагательное "этнорелятивистский", как здесь:

"главная идея американских межкультурных исследований 40-х годов XX века - идея культурного релятивизма, этнорелятивистский подход "

Вот ссылка:

http://www.nauka-shop.com/mod/shop/productID/41922/

--------------------------------------------------
Note added at 1 hr (2007-10-24 12:37:25 GMT)
--------------------------------------------------

Cлова "этнорелятивный", которое я из любопытства проверила, нигде нет вообще.

--------------------------------------------------
Note added at 2 hrs (2007-10-24 13:51:20 GMT)
--------------------------------------------------

Добавляю по поводу "этнической относительности":

http://72.14.253.104/search?q=cache:thnilCd3nvAJ:magazine.mo...

Короткая ссылка: http://magazine.mospsy.ru/dictionary/dictionary.php?term=218...

Еще одна:

http://72.14.253.104/search?q=cache:EmsPqxONPP0J:www.gumer.i...

Короткая ссылка :

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Buchkov_Aesthet...

И еще одна, здесь надо делать поиск:
http://yanko.lib.ru/books/aesthetica/buchkov-estetika-2004.p...

Katia Gygax
Works in field
Native speaker of: Native in RussianRussian, Native in FrenchFrench
PRO pts in category: 36

Peer comments on this answer (and responses from the answerer)
neutral  Vassyl Trylis: А я из любопытства проверил ethnorelative. Тоже нет. Нашел один пример - столь же лингвистически тупой. Посему считаю - каков привет, таков и ответ.
1 day17 hrs

15 hrs   confidence: Answerer confidence 4/5Answerer confidence 4/5
(see some versions below…)


Explanation:
RELATIVEly trivial:
1. Этносопоставительный
2. Этновзаимосвязанный
3. Этновзаимозависимый
4. Этновзаимообусловленный
5. Этномногообразный
6. Этноразнообразный

more eсCENTRIC:
1. Этнокосмополитный
2. Этносоотносительный

Stanislav Korobov
Ukraine
Native speaker of: Native in RussianRussian
PRO pts in category: 8