KudoZ home » English to Russian » Law/Patents

Arbitrator vs. Moderator

Russian translation: Медиатор


GLOSSARY ENTRY (DERIVED FROM QUESTION BELOW)
English term or phrase:Mediator
Russian translation:Медиатор

09:32 Oct 16, 2001
English to Russian translations [PRO]
Law/Patents
English term or phrase: Arbitrator vs. Moderator
I need help to resolve a dispute.
I was interpreting during a mediation session, and referred to the Mediator as "медиатор". A colleague who was also present objected saying that the correct Russian translation should be "Арбитр" (and the process itself should be referred to as "арбитраж" - and the dictionaries seem to concur).
However my position is that although these two procedures are similar in many ways, they are definitely not the same thing and there has to be a way to distinguish between the two. I am willing to concede that "медиатор" sounds awkward in Russian, but I have yet to hear a better suggestion. Does anyone know of a better term?
Yuri Geifman
Canada
см ниже, please - и еще sorry за длинный ответ (короче - ну никак...)
Explanation:
Сначала - определения:

mediate - 1) служить связью, посредником; 2) занимать промежуточное
положение.

mediation - посредничество.
Англо-русский словарь. В.Д. Аракин, З.С. Выгодская, Н.Н. Ильина. "Советская энциклопедия. Москва: 1970 г.

Медіатичний [лат. mediatio - посредничество] - посреднический; например: посредническая роль какого-либо государства или авторитетного деятеля в международном споре.

Русско-украинский словарь иностранных слов. Под ред. А.П. Ярещенко. "Прапор".
Харьков: 1999 г.

Медиация - это возможность сформулировать проблему, обсудить и понять ее, рассмотрев разные точки зрения, а затем найти решение, приемлемое для участников спора и их гарантов…
Медиация проводится профессионалами в этой области или духовенством с целью помочь людям разобраться в своих чувствах и действовать адекватно обстоятельствам.
Медиация - это процесс, при котором независимый посредник помогает сторонам решить их спор путем прямых переговоров между сторонами. Это возможность сформулировать проблему, обсудить и понять ее, рассмотрев разные точки зрения, а затем найти решение, приемлемое для всех участников
спора.
Дэвид У. Страун. Что такое медиация? Dispute Management, Inc. 1989.

А есть еще фасилитация:

fasilitate - 1) облегчать; 2)продвигать.
facility - 1) легкость; 2) способность; 3) плавность, беглость (речи); 4) возможность, благоприятные условия…
Англо-русский словарь. В.Д. Аракин, З.С. Выгодская, Н.Н. Ильина. "Советская энциклопедия. Москва: 1970 г.

Фасилитация - процесс, при котором нейтральное лицо, принятое всеми членами группы и не имеющее полномочий для принятия решений, вмешивается, чтобы помочь группе улучшить ее способы распознавания и разрешения проблем и принятия решений с целью увеличения эффективности группы
Роджерс Шварц. Умелый фасилитатор. Практическая мудрость для развития эффективных групп.

Важно, что посредник в конфликте является нейтральным лицом, не принимает решений и владеет переговорной
технологией. Его иногда путают с модератором; а теперь о модераторе.

moderator -- (someone who presides over a forum or debate) presiding officer -- (the leader of a group meeting)
(хотя по определению, есть и другой смысл: someone who mediates disputes and attempts to avoid violence; moderator = mediator, go-between, intermediator, intermediary -- (a negotiator who acts as a link between parties)
WordNet 1.7 Vocabulary Helper: moderator
http://www.notredame.ac.jp/cgi-bin/wn?cmd=wn&word=moderator

Модератор - [англ. moderator < moderate председательствовать] - в
англо-американских СМИ - ведущий передачу (представление, дискуссию,
беседу, викторину и т.п.)
Русско-украинский словарь иностранных слов. Под ред. А.П. Ярещенко. "Прапор".
Харьков: 1999 г.Джосси-Басс, 1994 г.

Медиация или посредничество - это процесс урегулирования разногласий
между сторонами при помощи третьего независимого участника - медиатора (mediator) или посредника. Для достижения цели (взаимоприемлемого соглашения) медиатор использует специальную методику, включающую знание психологии, и профессиональный опыт. Данная процедура применима практически по всем спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых и экономических правоотношений и из личных отношений сторон.

Посредничество, как одна из форм разрешения конфликтов и споров,
характеризуется определенными чертами, отличающими его и от судебного разбирательства, и от других альтернативных способов. Прежде всего, это - необязательная процедура. Она возможна, как правило, по взаимному согласию сторон. Форма соглашения, достигаемого сторонами, может быть различной и не всегда письменной. Какой будет эта форма, решают сами стороны. В свою очередь, взаимное согласие о форме будущего соглашения может стать первым взаимоприемлемым решением сторон и предопределить дальнейший ход переговоров. К неотъемлемым качествам посредничества относятся его неформальность и гибкость. Данная процедура может быть применена к любым участникам и к любому спору, ее прохождение зависит как от техники и опыта медиатора, так и от пожеланий сторон (например, переговоры могут быть прекращены или перенесены). В то же время существуют процедурные правила, способствующие продвижению переговорного процесса, придерживаться которых посредник рекомендует сторонам.

Характерной чертой посредничества является статус посредника. Медиатор
независим и соблюдает нейтралитет по отношению к участникам спора (так же, как и судья или арбитр). Различие состоит в том, что посредник не исследует доказательства, не устанавливает факты и не выносит подлежащее принудительному исполнению решение. Его задача - помочь сторонам найти те решения, которые способствуют достижению соглашения. Он не вправе диктовать условия соглашения или принуждать участников процесса к тому или иному решению.

Сравнительную характеристику методов разрешения конфликтов и споров в виде очень конкретной таблички можно найти здесь:
http://w3.lg.ua/lrmg/notion.html

А вот в чем различия между медиатором (посредником) и арбитром:

Если при арбитраже или суде третья сторона (арбитр, судья), которая не участвует в конфликте и является нейтральной, собрав и заслушав информацию, представленную сторонами, принимает сама решение, обязательное для
выполнения сторонами, то при медиации также нейтральное третье лицо (медиатор) помогает сторонам самим найти решение в ходе обсуждения проблемы. Медиатор облегчает процесс общения между
конфликтующими сторонами, способствует пониманию позиций и мнений, акцентирует стороны на их интересах и ищет продуктивное решение проблемы, предоставляя возможность сторонам совместно прийти к общему соглашению.
В процессе медиации именно стороны несут ответственность за принятие решения, для чего им необходимо четко представлять суть дела, предлагать возможные варианты решения и в конце концов принимать это решение. Таким образом, обязанность и ответственность за принятие решения лежит полностью на сторонах. Роль же медиатора в этом процессе во многом похожа на роль штурмана: зная определенные приемы и техники, он ведет стороны по процессу выработки решения и в конце подводит к совместно принимаемому ими соглашению.
http://www.consumer.kiev.ua/judicial/mediation.htm
Selected response from:

Natalie
Poland
Grading comment
Thanks, Natalie! I feel totally vindicated :-)
4 KudoZ points were awarded for this answer



Summary of answers provided
5 +3см.ниже
Natasha Stoyanova
5 +3дополнение
Natasha Stoyanova
5см ниже, please - и еще sorry за длинный ответ (короче - ну никак...)
Natalie
5arbitrator & moderator & mediator
mayakal
5P.S.: арбитр(третейский судья) vs посредник
Natalie
4 -2См. ниже:
Irina Glozman


  

Answers


9 mins   confidence: Answerer confidence 5/5 peer agreement (net): +3
см.ниже


Explanation:
Скажем, второе слово имеет более расщиренное значение.
Arbitrator означает только арбитр, синоним - судья, в узком значении этого слова, тогда как Moderator имеет больше значений - арбитр, посредник, координатор.
Кстати я лично не слышала о переводе этого слова как медиатор.
Надеюсь помочь!
Справки: лингво 7.0


Natasha Stoyanova
Native speaker of: Native in BulgarianBulgarian
PRO pts in pair: 174

Peer comments on this answer (and responses from the answerer)
agree  NFalcon
1 hr

agree  Alexandra Cheveleva: Медиатор - слово, вполне прижившееся в психологической
4 hrs

agree  Tatiana Neroni: Совершенно согласна, Moderator может не иметь никакого отношения к официальному процессу арбитража - это просто координация (напр., некоей группы - mail group moderator).
134 days

14 mins   confidence: Answerer confidence 5/5
arbitrator & moderator & mediator


Explanation:
arbitrator is a person recognized as having the knowledge or authority to resolve a dispute

moderator is a person performing the functions of chairing a meeting

mediator is someone who acts as an intermediary or conciliator between persons or sides

and since we are at it, facilitator is a person who makes (communication) easy

I am glad you asked! It has been a p.i.a. for all translators and interpreters for a long time - what to do with words like these?!, but ... tempora mutandis and we have to comply

mayakal
Native speaker of: Native in BulgarianBulgarian

29 mins   confidence: Answerer confidence 5/5 peer agreement (net): +3
дополнение


Explanation:
Сравнивая в юридическом контексте, о чем по-видимому идет речь, первое слово означает арбитр, а второе - посредник.
Повторяю, что это только в указанной Вами области Law/Patents.
Удачи!

Natasha Stoyanova
Native speaker of: Native in BulgarianBulgarian
PRO pts in pair: 174

Peer comments on this answer (and responses from the answerer)
agree  Steffen Pollex: Arbitrator decides, mediator only tries to find a "moderate" solution for a dispute, he's only "posrednik", no power.
24 mins

agree  NFalcon
1 hr

agree  Alexandra Cheveleva: Медиатор - слово, употребляемое в психологии. Означает психотерапевта, который ведет группу. Для legal лучше "арбитр".
4 hrs

1 hr   confidence: Answerer confidence 4/5Answerer confidence 4/5 peer agreement (net): -2
См. ниже:


Explanation:
Лично я распределила бы между значениями этих слов так:

arbitrator - арбитр
moderator - регулятор
mediator - примиритель

и каждый из них в свою очередь - посредник между сторонами ...
На мой взгляд о судьях здесь речь не идёт.

Успехов!

Irina Glozman
United States
Native speaker of: Native in RussianRussian
PRO pts in pair: 90

Peer comments on this answer (and responses from the answerer)
disagree  NFalcon: К сожалению, это не совсем по-русски
42 mins
  -> А по каковски?

disagree  Natasha Stoyanova: Регулятор как-то не подходит для названия должности или личности. Это технический термин, скорее.
2 hrs

5 hrs   confidence: Answerer confidence 5/5
см ниже, please - и еще sorry за длинный ответ (короче - ну никак...)


Explanation:
Сначала - определения:

mediate - 1) служить связью, посредником; 2) занимать промежуточное
положение.

mediation - посредничество.
Англо-русский словарь. В.Д. Аракин, З.С. Выгодская, Н.Н. Ильина. "Советская энциклопедия. Москва: 1970 г.

Медіатичний [лат. mediatio - посредничество] - посреднический; например: посредническая роль какого-либо государства или авторитетного деятеля в международном споре.

Русско-украинский словарь иностранных слов. Под ред. А.П. Ярещенко. "Прапор".
Харьков: 1999 г.

Медиация - это возможность сформулировать проблему, обсудить и понять ее, рассмотрев разные точки зрения, а затем найти решение, приемлемое для участников спора и их гарантов…
Медиация проводится профессионалами в этой области или духовенством с целью помочь людям разобраться в своих чувствах и действовать адекватно обстоятельствам.
Медиация - это процесс, при котором независимый посредник помогает сторонам решить их спор путем прямых переговоров между сторонами. Это возможность сформулировать проблему, обсудить и понять ее, рассмотрев разные точки зрения, а затем найти решение, приемлемое для всех участников
спора.
Дэвид У. Страун. Что такое медиация? Dispute Management, Inc. 1989.

А есть еще фасилитация:

fasilitate - 1) облегчать; 2)продвигать.
facility - 1) легкость; 2) способность; 3) плавность, беглость (речи); 4) возможность, благоприятные условия…
Англо-русский словарь. В.Д. Аракин, З.С. Выгодская, Н.Н. Ильина. "Советская энциклопедия. Москва: 1970 г.

Фасилитация - процесс, при котором нейтральное лицо, принятое всеми членами группы и не имеющее полномочий для принятия решений, вмешивается, чтобы помочь группе улучшить ее способы распознавания и разрешения проблем и принятия решений с целью увеличения эффективности группы
Роджерс Шварц. Умелый фасилитатор. Практическая мудрость для развития эффективных групп.

Важно, что посредник в конфликте является нейтральным лицом, не принимает решений и владеет переговорной
технологией. Его иногда путают с модератором; а теперь о модераторе.

moderator -- (someone who presides over a forum or debate) presiding officer -- (the leader of a group meeting)
(хотя по определению, есть и другой смысл: someone who mediates disputes and attempts to avoid violence; moderator = mediator, go-between, intermediator, intermediary -- (a negotiator who acts as a link between parties)
WordNet 1.7 Vocabulary Helper: moderator
http://www.notredame.ac.jp/cgi-bin/wn?cmd=wn&word=moderator

Модератор - [англ. moderator < moderate председательствовать] - в
англо-американских СМИ - ведущий передачу (представление, дискуссию,
беседу, викторину и т.п.)
Русско-украинский словарь иностранных слов. Под ред. А.П. Ярещенко. "Прапор".
Харьков: 1999 г.Джосси-Басс, 1994 г.

Медиация или посредничество - это процесс урегулирования разногласий
между сторонами при помощи третьего независимого участника - медиатора (mediator) или посредника. Для достижения цели (взаимоприемлемого соглашения) медиатор использует специальную методику, включающую знание психологии, и профессиональный опыт. Данная процедура применима практически по всем спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых и экономических правоотношений и из личных отношений сторон.

Посредничество, как одна из форм разрешения конфликтов и споров,
характеризуется определенными чертами, отличающими его и от судебного разбирательства, и от других альтернативных способов. Прежде всего, это - необязательная процедура. Она возможна, как правило, по взаимному согласию сторон. Форма соглашения, достигаемого сторонами, может быть различной и не всегда письменной. Какой будет эта форма, решают сами стороны. В свою очередь, взаимное согласие о форме будущего соглашения может стать первым взаимоприемлемым решением сторон и предопределить дальнейший ход переговоров. К неотъемлемым качествам посредничества относятся его неформальность и гибкость. Данная процедура может быть применена к любым участникам и к любому спору, ее прохождение зависит как от техники и опыта медиатора, так и от пожеланий сторон (например, переговоры могут быть прекращены или перенесены). В то же время существуют процедурные правила, способствующие продвижению переговорного процесса, придерживаться которых посредник рекомендует сторонам.

Характерной чертой посредничества является статус посредника. Медиатор
независим и соблюдает нейтралитет по отношению к участникам спора (так же, как и судья или арбитр). Различие состоит в том, что посредник не исследует доказательства, не устанавливает факты и не выносит подлежащее принудительному исполнению решение. Его задача - помочь сторонам найти те решения, которые способствуют достижению соглашения. Он не вправе диктовать условия соглашения или принуждать участников процесса к тому или иному решению.

Сравнительную характеристику методов разрешения конфликтов и споров в виде очень конкретной таблички можно найти здесь:
http://w3.lg.ua/lrmg/notion.html

А вот в чем различия между медиатором (посредником) и арбитром:

Если при арбитраже или суде третья сторона (арбитр, судья), которая не участвует в конфликте и является нейтральной, собрав и заслушав информацию, представленную сторонами, принимает сама решение, обязательное для
выполнения сторонами, то при медиации также нейтральное третье лицо (медиатор) помогает сторонам самим найти решение в ходе обсуждения проблемы. Медиатор облегчает процесс общения между
конфликтующими сторонами, способствует пониманию позиций и мнений, акцентирует стороны на их интересах и ищет продуктивное решение проблемы, предоставляя возможность сторонам совместно прийти к общему соглашению.
В процессе медиации именно стороны несут ответственность за принятие решения, для чего им необходимо четко представлять суть дела, предлагать возможные варианты решения и в конце концов принимать это решение. Таким образом, обязанность и ответственность за принятие решения лежит полностью на сторонах. Роль же медиатора в этом процессе во многом похожа на роль штурмана: зная определенные приемы и техники, он ведет стороны по процессу выработки решения и в конце подводит к совместно принимаемому ими соглашению.
http://www.consumer.kiev.ua/judicial/mediation.htm


Natalie
Poland
Native speaker of: Native in RussianRussian
PRO pts in pair: 28937
Grading comment
Thanks, Natalie! I feel totally vindicated :-)

5 hrs   confidence: Answerer confidence 5/5
P.S.: арбитр(третейский судья) vs посредник


Explanation:
So now you can say to your colleague, that mediator=медиатор(посредник), and arbitrator=арбитр(третейский судья) and that these are different things.


Natalie
Poland
Native speaker of: Native in RussianRussian
PRO pts in pair: 28937