KudoZ home » English to Russian » Medical

feeling tone

Russian translation: эмоциональная окраска, эмоциональный оттенок ощущения


GLOSSARY ENTRY (DERIVED FROM QUESTION BELOW)
English term or phrase:feeling tone
Russian translation:эмоциональная окраска, эмоциональный оттенок ощущения
Entered by: Kirill Semenov

06:30 Dec 3, 2003
English to Russian translations [PRO]
Medical
English term or phrase: feeling tone
Stedman's definition:

the mental state (pleasure, repugnance, etc.) that accompanies every act or thought. Syn: emotional tone, affectivity, affective tone

Нашел в сети "чувственный тонус", но кажется подозрительным. Как правильно?
Kirill Semenov
Ukraine
аффективный тонус; эмоциональный тонус
Explanation:
Нашла в Энц. словаре мед. терминов строгое определение:

¶тонус аффективный — свойственный индивидууму уровень ¶эмоциональности в целом (преобладающий характер эмоций и аффективных реакций, степень их изменчивости).

Синонимы не даются. Но там же, в других словарных статьях, встречается:

утомление умственное — У., возникшее при выполнении умственных нагрузок, характеризующееся снижением показателей умственной работоспособности, понижением ¶эмоционального ¶тонуса, внимания, интереса к работе; обычно сопровождается изменениями функционального состояния сердечно-сосудистой системы и вегетативной нервной системы.

утомление ¶эмоциональное — У., проявляющееся снижением ¶эмоциональных реакций и ¶эмоционального ¶тонуса; вызывается воздействием сверхсильных или монотонных раздражителей.

Получается, что эмоциональный тонус тоже имеет право на существование.

БМЭ, Толковый словарь психиатрических терминов и учебник психиатрии, по которому сейчас детей учат в мединститутах, этих терминов вообще не содержат. Во всяком случае, в очевидном и отыскиваемом с ходу виде.

Вообще, психиатрия — это такая область медицины, в которой без специальных знаний давать какие-либо советы я бы не рискнула.

Чем смогла :)





--------------------------------------------------
Note added at 1 day 6 hrs 21 mins (2003-12-04 12:51:27 GMT)
--------------------------------------------------

Да, дела. Путаница какая-то получается.
Во-первых, средний мозг — это средний мозг. Вместе с продолговатым мозгом, мостом, мозжечком и промежуточным мозгом он образует то, что называется ствол мозга.

ЭСМТ
ствол мозга (truncus cerebri) — часть головного мозга, расположенная между спинным мозгом и полушариями большого мозга; к С. м. относят продолговатый мозг, мост, мозжечок, средний мозг и промежуточный мозг.

Помимо ствола в головном мозге имеется большой, или конечный, мозг.

ЭСМТ
мозг большой (cerebrum, PNA, BNA, JNA) — часть головного мозга, состоящая из двух полушарий, соединенных посредством мозолистого тела, свода и передней спайки.

Во-вторых, эпитеты древний, старый и новый относятся (или по крайней мере обычно употребляются) не к слову \"мозг\", а к слову \"кора\", то есть говорят и пишут:
древняя кора (палеокортекс)
старая кора (архикортекс)
новая кора (неокортекс)

А это уже компоненты большого мозга.

ЭСМТ
кора старая (archicortex, LNH; син. архикортекс) — часть К., возникающая в филогенезе позже древней, но ранее новой К., расположенная на медиальной поверхности полушарий вокруг мозолистого тела и нижнего рога бокового желудочка.

Напрашивается вывод, что ваш текст либо чересчур популяризирован, либо изобилует ошибками. Есть, правда, и третья возможность — та, что я, будучи профаном в психологии вообще и в когнитивной психологии в частности, пытаюсь найти в вашем тексте то, чего там и не должно быть. Может, когнитивные психологи пользуются другой анатомией, другой физиологией, другой лексикой :)))

Короче, ничего лучшего, чем \"говорить своими словами, что это эмоциональная окраска ощущения\", я вам посоветовать пока не могу. Всякие \"аффективности\" и \"эмоциональные тонусы\" здесь явно неуместны.

Ну и напоследок кину пару цитат из мед. книжек с \"вашими собственными словами\":

Пространственную ориентацию обеспечивает сложная система, включающая три области коры. Поясная извилина, как часть лимбической системы, обеспечивает эмоционально-мотивационную окраску окружающего пространства; задний отдел теменной коры — его целостное сенсорное восприятие; глазодвигательные поля лобных долей — ориентировочно-исследовательское поведение в пространстве.

Умение слушать — необходимое условие общения. Оно подразумевает не только способность слышать слова, но и понимать их смысл, воспринимать эмоциональную окраску речи.


--------------------------------------------------
Note added at 1 day 6 hrs 52 mins (2003-12-04 13:22:35 GMT)
--------------------------------------------------

Решила еще привести ассоциативную цепочку (составленную из цитат), подтверждающую связь эмоций с древней КОРОЙ (а не со средним мозгом).

Эмоции — лимбическая система

система ¶лимбическая — часть центральной нервной С., включающая участки *коры полушарий* большого мозга, расположенные преимущественно на их медиальной поверхности, тесно связанные с ними подкорковые образования (базальные ядра, часть ядер таламуса, гипоталамус, поводок), а также многочисленные проводящие пути: участвует в регуляции сна и бодрствования, ¶эмоций, мотиваций и других наиболее общих состояний и реакций организма.

Лимбическая система — старая кора

гиппокамп (hippocampus, PNA, BNA; греч. hippokampos мифическое чудовище с туловищем коня и рыбьим хвостом; син.: аммонов рог — устар., морской конек — устар.) — парное образование, относящееся к ¶старой ¶коре большого мозга и расположенное в виде валикоподобного возвышения на медиальной стенке нижнего рога бокового желудочка; центральная структура ¶лимбической системы.

Эмоции — кора больших полушарий

Отсутствие функций ¶коры больших ¶полушарий: отсутствие речи; отсутствие письменных, ¶эмоциональных и двигательных реакций на письменные инструкции или речевые команды.

--------------------------------------------------
Note added at 1 day 11 hrs 22 mins (2003-12-04 17:53:13 GMT)
--------------------------------------------------

ПОПРАВКА
Фразу \"подтверждающую связь эмоций с древней КОРОЙ (а не со средним мозгом)\" следует читать как

подтверждающую связь эмоций СО СТАРОЙ КОРОЙ (а не со средним мозгом).



Selected response from:

Martinique
Grading comment

Всем большое спасибо!

На "эмоциональной окраске" или "оттенке" ощущения и остановлюсь. "Мозг рептилии" только воспринимает и инстинктивно реагирует на ощущения. "Старый мозг млекопитающего" еще и оценивает ощущения с позиции "приятно-неприятно", "нравится-не нравится", то есть каждое ощущение вызывает свои эмоции.

Мартиник и Алена, огромное спасибо за помощь и терпение!
4 KudoZ points were awarded for this answer



Summary of answers provided
5 +2АффективностьxxxVera Fluhr
3 +1аффективный тонус; эмоциональный тонус
Martinique
4тональность эмоций; тональность чувствxxxVera Fluhr
3 +1эмоциональный настройalex_y_g
3эмоциональное восприятие
Jarema


Discussion entries: 4





  

Answers


6 mins   confidence: Answerer confidence 3/5Answerer confidence 3/5 peer agreement (net): +1
эмоциональный настрой


Explanation:
более грубо - самочувствие, настроение, эмоциональный тонус может быть..
http://www.businesstest.ru/portal/default.asp?topic_id=3

alex_y_g
Native speaker of: Native in RussianRussian
PRO pts in pair: 4

Peer comments on this answer (and responses from the answerer)
agree  Ol_Besh
3 hrs

7 mins   confidence: Answerer confidence 3/5Answerer confidence 3/5
эмоциональное восприятие


Explanation:
Может вот так вот?

"Чувственный тонус"? Глупость.:-( Глянул я тот сайт. Самопальщина.
Впрочем, может мое предложение и не лучше. :-))


--------------------------------------------------
Note added at 8 mins (2003-12-03 06:38:54 GMT)
--------------------------------------------------

Эмоциональный настрой - тоже не то. Ибо это настрой. Вот - придумалось еще -
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ФОН.

--------------------------------------------------
Note added at 9 mins (2003-12-03 06:39:50 GMT)
--------------------------------------------------

Аутогенная тренировка и управление ...
... В-третьих, как эмоциональный фон влияет на мышечные
напряжения, так и \"мышечный панцирь ...
www.superidea.ru/intel/emot/e8.htm - 17k

--------------------------------------------------
Note added at 11 mins (2003-12-03 06:42:07 GMT)
--------------------------------------------------

Оказывается, эмоциональный фон употребляется достаточно часто. Но в разных значениях.

Кирилл, приведенное тобой определение четко указывает на то, что это (сорри :-(( за ругательство) ;-) - эмоциональные эманации, сорпровождающие любую ментальную деятельность. Так что фон может подойти.

Jarema
Ukraine
Native speaker of: Native in RussianRussian, Native in UkrainianUkrainian
PRO pts in pair: 2212

20 mins   confidence: Answerer confidence 4/5Answerer confidence 4/5
тональность эмоций; тональность чувств


Explanation:
А сейчас не могу ничего с собой поделать - общая тональность эмоций - "в целом положительная".
http://obsilf.kiev.ua/gb/index.php3?BegID=14960

Вы же понимаете, что не только настроение направляет мысли, но и мысли задают тональность эмоциям.
http://ramiz-ali.photosight.ru/photo.php?photoid=210794&ref=...

Виктор Барноу о понятии "личность": подведение итогов
Оксфордский словарь определяет "этос" как "характерный дух, превалирующая тональность чувств людей или общности, "гений" институции или системы".
http://ethnopsyhology.narod.ru/study/history/barnouw.htm

Для обозначения третьей функции мы заимствуем из повседневного языка слово "чувство". Благодаря тональности чувства мы узнаем о ценности вещи.
http://www.hermetism.ru/glossary.shtml

Журнальный зал | Знамя, 2000 N3 | Александр Скидан - Ролан Барт.
... которая любит мужчину, у мужчины, который любит мужчину, и у женщины, которая любит женщину, тональность чувства окажется в точности одинаковой.
http://magazines.russ.ru/znamia/2000/3/skidan.html


    Reference: http://obsilf.kiev.ua/gb/index.php3?BegID=14960
    ethnopsyhology.narod.ru/study/history/barnouw.htm
xxxVera Fluhr
Native speaker of: Native in RussianRussian, Native in FrenchFrench
PRO pts in pair: 1985

39 mins   confidence: Answerer confidence 5/5 peer agreement (net): +2
Аффективность


Explanation:
Кирилл! Чего мы мудрим-то?
Ведь сказано, что это аффективность.


Центр Аналитической Психологии

Аффективность
Понятие, введенное Блейлером. Аффективность обозначает и объединяет "не только аффекты в собственном смысле слова, но и легкие чувства и оттенки чувств удовольствия и неудовольствия". Блейлер отличает от аффективности, с одной стороны, чувственные ощущения и другие телесные ощущения, с другой стороны - "чувства", которые могут рассматриваться как внутренние процессы восприятия (например, чувство уверенности, чувство вероятности и т.д.) или как неясные (или распознавательные) мысли.
К.Г.Юнг
http://psycho.dtn.ru/cgi-bin/ex/sk.pl?8

--------------------------------------------------
Note added at 2003-12-03 07:16:42 (GMT)
--------------------------------------------------

Кирилл, вот здесь лежит трактат Блейлера про Аффективность:

ПСИХИАТРИЯ - Аффективность, внушение, паранойя - Э Блейлер
Аффективность, внушение, паранойя
1. АФФЕКТИВНОСТЬ
http://www.psychiatry.ru/library/lib/show.php4?id=79


ПСИХИАТРИЯ И ПСИХОФАРМАКОТЕРАПИЯ
Том 05/N 1/2003
... расстройства, дифференцируемые в пределах двух психопатологических рядов: позитивной и негативной аффективности
... и следующих поколений равно эффективны как при патологии круга позитивной аффективности (в рамках депрессий легкой и средней тяжести), так и при ...
http://www.consilium-medicum.com/media/psycho/03_01p/4.shtml

--------------------------------------------------
Note added at 2003-12-03 07:27:39 (GMT)
--------------------------------------------------

Смотри! Аффективность и ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ТОН :

... При анализе аффективной сферы личности отмечаются __эмоциональный_тон__ восприятия, способы реагирования на эмоциогенные ситуации, контроль над ...
http://www.psycheya.ru/lib/sokl-4-2.html

... Fb-ответы свидетельствуют о неконтролируемой аффективности; FbF - о неуспешных попытках справиться с аффектом. ... и усиливает регрессивное погружение с внутренним \"раскрытием\" для __эмоционального_тона__.
http://svetikhtml.boom.ru/diplom.html


    Reference: http://psycho.dtn.ru/cgi-bin/ex/sk.pl?8
xxxVera Fluhr
Native speaker of: Native in RussianRussian, Native in FrenchFrench
PRO pts in pair: 1985

Peer comments on this answer (and responses from the answerer)
agree  alex_y_g: Да, учиться, учиться и учиться...:-)
13 mins
  -> спасибо

agree  Tamar Kvlividze: эмоциональный тон
1 hr
  -> Спасибо

4 hrs   confidence: Answerer confidence 3/5Answerer confidence 3/5 peer agreement (net): +1
аффективный тонус; эмоциональный тонус


Explanation:
Нашла в Энц. словаре мед. терминов строгое определение:

¶тонус аффективный — свойственный индивидууму уровень ¶эмоциональности в целом (преобладающий характер эмоций и аффективных реакций, степень их изменчивости).

Синонимы не даются. Но там же, в других словарных статьях, встречается:

утомление умственное — У., возникшее при выполнении умственных нагрузок, характеризующееся снижением показателей умственной работоспособности, понижением ¶эмоционального ¶тонуса, внимания, интереса к работе; обычно сопровождается изменениями функционального состояния сердечно-сосудистой системы и вегетативной нервной системы.

утомление ¶эмоциональное — У., проявляющееся снижением ¶эмоциональных реакций и ¶эмоционального ¶тонуса; вызывается воздействием сверхсильных или монотонных раздражителей.

Получается, что эмоциональный тонус тоже имеет право на существование.

БМЭ, Толковый словарь психиатрических терминов и учебник психиатрии, по которому сейчас детей учат в мединститутах, этих терминов вообще не содержат. Во всяком случае, в очевидном и отыскиваемом с ходу виде.

Вообще, психиатрия — это такая область медицины, в которой без специальных знаний давать какие-либо советы я бы не рискнула.

Чем смогла :)





--------------------------------------------------
Note added at 1 day 6 hrs 21 mins (2003-12-04 12:51:27 GMT)
--------------------------------------------------

Да, дела. Путаница какая-то получается.
Во-первых, средний мозг — это средний мозг. Вместе с продолговатым мозгом, мостом, мозжечком и промежуточным мозгом он образует то, что называется ствол мозга.

ЭСМТ
ствол мозга (truncus cerebri) — часть головного мозга, расположенная между спинным мозгом и полушариями большого мозга; к С. м. относят продолговатый мозг, мост, мозжечок, средний мозг и промежуточный мозг.

Помимо ствола в головном мозге имеется большой, или конечный, мозг.

ЭСМТ
мозг большой (cerebrum, PNA, BNA, JNA) — часть головного мозга, состоящая из двух полушарий, соединенных посредством мозолистого тела, свода и передней спайки.

Во-вторых, эпитеты древний, старый и новый относятся (или по крайней мере обычно употребляются) не к слову \"мозг\", а к слову \"кора\", то есть говорят и пишут:
древняя кора (палеокортекс)
старая кора (архикортекс)
новая кора (неокортекс)

А это уже компоненты большого мозга.

ЭСМТ
кора старая (archicortex, LNH; син. архикортекс) — часть К., возникающая в филогенезе позже древней, но ранее новой К., расположенная на медиальной поверхности полушарий вокруг мозолистого тела и нижнего рога бокового желудочка.

Напрашивается вывод, что ваш текст либо чересчур популяризирован, либо изобилует ошибками. Есть, правда, и третья возможность — та, что я, будучи профаном в психологии вообще и в когнитивной психологии в частности, пытаюсь найти в вашем тексте то, чего там и не должно быть. Может, когнитивные психологи пользуются другой анатомией, другой физиологией, другой лексикой :)))

Короче, ничего лучшего, чем \"говорить своими словами, что это эмоциональная окраска ощущения\", я вам посоветовать пока не могу. Всякие \"аффективности\" и \"эмоциональные тонусы\" здесь явно неуместны.

Ну и напоследок кину пару цитат из мед. книжек с \"вашими собственными словами\":

Пространственную ориентацию обеспечивает сложная система, включающая три области коры. Поясная извилина, как часть лимбической системы, обеспечивает эмоционально-мотивационную окраску окружающего пространства; задний отдел теменной коры — его целостное сенсорное восприятие; глазодвигательные поля лобных долей — ориентировочно-исследовательское поведение в пространстве.

Умение слушать — необходимое условие общения. Оно подразумевает не только способность слышать слова, но и понимать их смысл, воспринимать эмоциональную окраску речи.


--------------------------------------------------
Note added at 1 day 6 hrs 52 mins (2003-12-04 13:22:35 GMT)
--------------------------------------------------

Решила еще привести ассоциативную цепочку (составленную из цитат), подтверждающую связь эмоций с древней КОРОЙ (а не со средним мозгом).

Эмоции — лимбическая система

система ¶лимбическая — часть центральной нервной С., включающая участки *коры полушарий* большого мозга, расположенные преимущественно на их медиальной поверхности, тесно связанные с ними подкорковые образования (базальные ядра, часть ядер таламуса, гипоталамус, поводок), а также многочисленные проводящие пути: участвует в регуляции сна и бодрствования, ¶эмоций, мотиваций и других наиболее общих состояний и реакций организма.

Лимбическая система — старая кора

гиппокамп (hippocampus, PNA, BNA; греч. hippokampos мифическое чудовище с туловищем коня и рыбьим хвостом; син.: аммонов рог — устар., морской конек — устар.) — парное образование, относящееся к ¶старой ¶коре большого мозга и расположенное в виде валикоподобного возвышения на медиальной стенке нижнего рога бокового желудочка; центральная структура ¶лимбической системы.

Эмоции — кора больших полушарий

Отсутствие функций ¶коры больших ¶полушарий: отсутствие речи; отсутствие письменных, ¶эмоциональных и двигательных реакций на письменные инструкции или речевые команды.

--------------------------------------------------
Note added at 1 day 11 hrs 22 mins (2003-12-04 17:53:13 GMT)
--------------------------------------------------

ПОПРАВКА
Фразу \"подтверждающую связь эмоций с древней КОРОЙ (а не со средним мозгом)\" следует читать как

подтверждающую связь эмоций СО СТАРОЙ КОРОЙ (а не со средним мозгом).





Martinique
Native speaker of: Native in RussianRussian
PRO pts in pair: 1951
Grading comment

Всем большое спасибо!

На "эмоциональной окраске" или "оттенке" ощущения и остановлюсь. "Мозг рептилии" только воспринимает и инстинктивно реагирует на ощущения. "Старый мозг млекопитающего" еще и оценивает ощущения с позиции "приятно-неприятно", "нравится-не нравится", то есть каждое ощущение вызывает свои эмоции.

Мартиник и Алена, огромное спасибо за помощь и терпение!

Peer comments on this answer (and responses from the answerer)
agree  Alya: согласна. Если уже на таком уровне у авторов возникает путаница с базовыми понятиями, то, похоже, лучше излагать "своими словами"...
1 day 13 hrs
  -> Спасибо