International Translation Day 2017

Join ProZ.com/TV for a FREE event on September 26-27th celebrating International Translation Day! 50+ hours of content, Chat, Live Q&A & more. Join 1,000's of linguists from around the globe as ProZ.com/TV celebrates International Translation Day.

Click for Full Participation
KudoZ home » English to Russian » Medical (general)

'orphan' diseases

Russian translation: заболевания-сироты


GLOSSARY ENTRY (DERIVED FROM QUESTION BELOW)
English term or phrase:'orphan' diseases
Russian translation:заболевания-сироты
Entered by: Igor Boyko

14:49 Sep 5, 2008
English to Russian translations [PRO]
Medical - Medical (general)
English term or phrase: 'orphan' diseases
What is the difference between 'rare' and 'orphan' diseases?

An 'orphan' disease is the name given to a disease that is not widely researched and/or for which there is no specific treatment, thus making patients feel 'orphan' in the world of healthcare. Many rare diseases are orphans, although some orphan diseases are not rare (e.g. some parasitic diseases in poor countries).

Т.е. ну очень редкое заболевание. Но как это перевести, чтобы orphan в разъяснении не потерять?
Valery Kaminski
Belarus
заболевания-сироты
Explanation:
Описание. «Термин «заболевания-сироты», используется для описания состояний, затрагивающих очень небольшое число представителей какой-либо конкретной группы населения. Большинство этих состояний в настоящее время неизлечимы. Они могут иметь либо генетическую природу, либо сильный генетический компонент. Существует более 5000 таких редких заболеваний, и около 4000 их них являются генетическими». Лондонская школа экономики и политических наук и Кингз колледж, Лондон. LSE Health and Social Care Discussion Paper Number 20, 2005
http://www.rusmedserv.com/forums/printthread.php?t=14119&pp=...

--------------------------------------------------
Note added at 8 мин (2008-09-05 14:57:58 GMT)
--------------------------------------------------

Специальные лекарственные формы для лечения длительных или хронических заболеваний

В порядке убывания:

* Рак, СПИД, боль
* Легочные заболевания, астма…
* Эпилепсии, депрессия, психиатрические нарушения
* Сердечно-сосудистые заболевания, нарушения обмена веществ (диабет)
* Вирусные, *****заболевания-сироты***** (редкие)
http://healthtech.who.int/pq/trainingresources/pq_pres/Talli...


--------------------------------------------------
Note added at 56 мин (2008-09-05 15:46:19 GMT)
--------------------------------------------------

Похоже, есть разные трактовки происхождения термина. В приведенной мною цитате тоже все выглядит вполне логично.
Selected response from:

Igor Boyko
Russian Federation
Grading comment
Спасибо! Сиротские...
4 KudoZ points were awarded for this answer



Summary of answers provided
4 +3редкие малоизученные заболевания
Natalya Sogolovsky
5редкие заболевания или частые заболевания, которые были игнорированы.jgassko
3 +2заболевания-сироты
Igor Boyko
4redko vstrechayemaya bolezn ili zabolevaniyexxxderugin
4заболевания "Orphan"Ellen Kraus
4редкие заболевания
Tatjana Kirchhöfer
4 -1not for grading
Ann Nosova
2заболевания, не удостоившиеся должного внимания медицинской наукиkalambaka


Discussion entries: 1





  

Answers


13 mins   confidence: Answerer confidence 4/5Answerer confidence 4/5
redko vstrechayemaya bolezn ili zabolevaniye


Explanation:
as defined by the information that you provided, a very rare disease.

xxxderugin
Specializes in field
Native speaker of: Native in RussianRussian, Native in EnglishEnglish
PRO pts in category: 31
Notes to answerer
Asker: Please have another look at the very first line: What is the difference between 'rare' and 'orphan' diseases? What would 'rare' be then?


Peer comments on this answer (and responses from the answerer)
neutral  Ann Nosova: это только одна часть из них
6 hrs

17 mins   confidence: Answerer confidence 4/5Answerer confidence 4/5
редкие заболевания


Explanation:
"...В странах Европейского Союза насчитывается около 30 миллионов человек, страдающих одной из так называемых "редких" болезней. Эти данные приводятся в опубликованном на днях отчете Европейской организации по изучению редких болезней – EURORDIS (European Organisation for Rare Diseases)."

Nedug.ru - День больных редкими заболеваниями

29 фев 2008 ... Впервые в России 29 февраля 2008 года будет отмечен в Санкт-Петербурге как Международный день больных редкими заболеваниями.

--------------------------------------------------
Note added at 22 Min. (2008-09-05 15:11:53 GMT)
--------------------------------------------------

в Википедии стоит "A rare disease (sometimes known as an orphan disease) has such a low prevalence ... "
т.е. здесь rare=orphan disease
я бы написала редкие и очень редкие заболевания, так пишут, например, в немецких источниках

orphan и rare часто встречается в одном предложении, напр., Orphan Products: Hope for People With Rare Diseases

--------------------------------------------------
Note added at 27 Min. (2008-09-05 15:17:14 GMT)
--------------------------------------------------

заболевания-сироты тогда :), хотя очень очень редко встречается..


    Reference: http://rsmu.org/forum/index.php?showtopic=1977&mode=threaded
Tatjana Kirchhöfer
Germany
Native speaker of: German
Notes to answerer
Asker: Если бы не было вот этой вот фразы: thus making patients feel 'orphan' in the world of healthcare


Peer comments on this answer (and responses from the answerer)
neutral  Ann Nosova: не совсем так - частично
6 hrs

47 mins   confidence: Answerer confidence 4/5Answerer confidence 4/5
заболевания "Orphan"


Explanation:

there are many articles in the web on Orphan diseases, enumerating the kinds of diseases that belong to this category. I would thus lease the term orphan untranslated

Ellen Kraus
Austria
Specializes in field
Native speaker of: Native in GermanGerman
PRO pts in category: 95

5 mins   confidence: Answerer confidence 3/5Answerer confidence 3/5 peer agreement (net): +2
заболевания-сироты


Explanation:
Описание. «Термин «заболевания-сироты», используется для описания состояний, затрагивающих очень небольшое число представителей какой-либо конкретной группы населения. Большинство этих состояний в настоящее время неизлечимы. Они могут иметь либо генетическую природу, либо сильный генетический компонент. Существует более 5000 таких редких заболеваний, и около 4000 их них являются генетическими». Лондонская школа экономики и политических наук и Кингз колледж, Лондон. LSE Health and Social Care Discussion Paper Number 20, 2005
http://www.rusmedserv.com/forums/printthread.php?t=14119&pp=...

--------------------------------------------------
Note added at 8 мин (2008-09-05 14:57:58 GMT)
--------------------------------------------------

Специальные лекарственные формы для лечения длительных или хронических заболеваний

В порядке убывания:

* Рак, СПИД, боль
* Легочные заболевания, астма…
* Эпилепсии, депрессия, психиатрические нарушения
* Сердечно-сосудистые заболевания, нарушения обмена веществ (диабет)
* Вирусные, *****заболевания-сироты***** (редкие)
http://healthtech.who.int/pq/trainingresources/pq_pres/Talli...


--------------------------------------------------
Note added at 56 мин (2008-09-05 15:46:19 GMT)
--------------------------------------------------

Похоже, есть разные трактовки происхождения термина. В приведенной мною цитате тоже все выглядит вполне логично.

Igor Boyko
Russian Federation
Native speaker of: Native in RussianRussian
PRO pts in category: 135
Grading comment
Спасибо! Сиротские...

Peer comments on this answer (and responses from the answerer)
agree  svetlana cosquéric: обычно именно на такие заболевания собирают деньги всевозможные "Téléthon", то есть на них маловато или совсем нет финансирования, как и на сирот.
4 hrs
  -> Спасибо, Светлана!

agree  Ann Nosova: я бы еще в кавычки взяла ("сироты")
6 hrs
  -> Thanks, Ann! // Логично :)

28 mins   confidence: Answerer confidence 4/5Answerer confidence 4/5 peer agreement (net): +3
\'orphan\' diseases
редкие малоизученные заболевания


Explanation:
Мне кажется, дословный перевод не отражает сути в данном случае. Проще всего написать ближайшее наиболее точное объяснение, как в тексте.

--------------------------------------------------
Note added at 3 hrs (2008-09-05 18:49:34 GMT)
--------------------------------------------------

С удовольствием принимаю предложение Павла Венедиктова. Можно назвать эти заболевания "малоизученными", в отличие от редких. В конце концов, ощущения людей, больных этими болезнями, обусловлены именно малой стеменью их изученности.

Natalya Sogolovsky
Israel
Specializes in field
Native speaker of: Native in HebrewHebrew, Native in RussianRussian
PRO pts in category: 36

Peer comments on this answer (and responses from the answerer)
agree  Pavel Venediktov: В данном случае, наверное, лучше малоизученные. На самом деле это те, которым уделяется мало внимания из-за малого числа б-ных. Т.е. в какой-то стране это может быть очень распространенное заболевание но общее число не оправдывает затрат на изучение.
2 hrs
  -> Спасибо большое!

agree  Maksym Nevzorov: Согласен с Павлом; суть в том, что этим заболеваниям уделяется мало внимания из-за отсутствия коммерческой выгоды таких исследований, в отличие от распространенных заболеваний. Поэтому такие заболевания требуют дотаций от государства и других мероприятий.
4 hrs

neutral  Ann Nosova: нет, не совсем (http://www.medterms.com/script/main/art.asp?articlekey=11418... их нельзя назвать малоизученными - просто в них больше невыгодно вкладывать деньги, т.к. они распространены в странах 3-го мира
6 hrs
  -> они названы малоизученными в исходном тексте

agree  Marina Dolinsky
1 day15 hrs
  -> Спасибо, miridoli!

9 hrs   confidence: Answerer confidence 4/5Answerer confidence 4/5 peer agreement (net): -1
not for grading


Explanation:
Конечно, Вы правы - некоторые из этих заболеваний вовсе не являются редкими. Более того, они не являются и малоизученными - как следует в определении (см. ссылку в комментарии к ответу NataSogo).
Самое удобное и короткое название - просто "сироты", иначе надо описывать все подробно. Туберкулез, холера, малярия - кто может назвать эти болезни малоизученными? А вот то, что они встречаются преимущественно в странах, где население не имеет средств для приобретения лекарств, вакцин, пр. - приводит к тому, что фармацевтическая индустрия не заинтересована вкладывать деньги в разработку новых средств лечения и профилактики этих часто встречающихся и прекрасно изученных болезней. Потому они и есть "сиротами"- времена меняются, микробы приспосабливаются к имеющимся лекарствам, лечение становится неэффективным - а нового нет, потому что некому платить за то, что заведомо будет пользоваться спросом только у бедняков...

Ann Nosova
United States
Specializes in field
Native speaker of: Native in RussianRussian, Native in UkrainianUkrainian
PRO pts in category: 413

Peer comments on this answer (and responses from the answerer)
disagree  Natalya Sogolovsky: Ваше утверждение противоречит исходному тексту вопроса: a disease that is not widely researched and/or for which there is no specific treatment
8 hrs

2 hrs   confidence: Answerer confidence 2/5Answerer confidence 2/5
заболевания, не удостоившиеся должного внимания медицинской науки


Explanation:
как вариант

--------------------------------------------------
Note added at 13 hrs (2008-09-06 04:22:27 GMT)
--------------------------------------------------

А еще лучше - заболевания, обойденные вниманием современной науки

kalambaka
Russian Federation
Native speaker of: Native in RussianRussian

1 day11 hrs   confidence: Answerer confidence 5/5
редкие заболевания или частые заболевания, которые были игнорированы.


Explanation:
An "orphan disease" может быть: 1)Редкое заболевание. Согласно принятым в США критериям, the Orphan disease это заболевание, поразившееэто меньше чем 200000 человек (таких редких болезней известно более 5000).
2) это могут быть и частые заболевания (такие как туберкулез, холера, тиф или малярия), которые игнорировали в высокоразвитых странах, так как они встречались там редко, поражая, главным образом. население слаборазвитых стран.

Example sentence(s):
  • такие заболевания-сироты, как брюшной тиф или холера, как правило заносятся в Европу выходцами из Африки или Азии.
jgassko
Specializes in field
Native speaker of: Native in RussianRussian