KudoZ home » English to Russian » Physics

TIV ratio

Russian translation: коэффициент поперечной изотропной деформации


22:37 Nov 27, 2013
English to Russian translations [PRO]
Tech/Engineering - Physics / Распространение звуковых волн, продольные и поперечные волны
English term or phrase: TIV ratio
Речь о распространении поперечных звуковых волн в горной породе. Выделяют некий коэффициент, представляющий собой отношение скорости "быстрой" составляющей поперечной волны к скорости "медленной" составляющей поперечной волны. Этот коэффициент TIV определяют как "transverse isotropic, vertical axis symmetry ratio".

Напрашивается приплести сюда "поляризацию поперечных волн", поэтому можно было бы перевести описательно (например, "коэффициент поляризации по вертикальной оси поперечных волн, распространяющихся в изотропной среде"). Но это всё домыслы, а интересует, есть ли общепринятый аналог этому "коэффициенту" в русскоязычной физике?

Контекст:
"
Other mechanical properties may likewise be indicative of fracture potential. For example, two different modes of wave propagation may occur in solids such as rocks – compressional waves (known as “P”) and shear waves. In some cases, the amount of energy loss as a function of distance traveled of a compressional wave may be indicative of fracture potential. More specificially, the compressional wave impedance of a rock formation may be indicative of fracture potential. Likewise, shear wave impedance may be indicative of fracture potential. In the case of shear waves, the shear waves may be “broken” into a fast and slow component. That is, shears waves may travel at the different speed, or experience different amplitude loss per unit distance traveled, depending on the orientation of the shear. In such cases, ratio of the slow and fast shear waves (known as the transverse isotropic, vertical axis symmetry (“TIV”) ratio) may be indicative fracture potential.
...
Thus, in accordance with at least some embodiments, the LWD tool 226 makes sonic-based speed of sound measurements of the formation near the drill bit while drilling, and more particularly measurements that differentiate between fast and slow polarization of the speed of sound (of shear or compression waves). From the fast and slow measured values, an estimate of fracture potential (based on a mechanical property) of the portion of the formation near the drill bit is made, and drilling direction is controlled based on the estimate of the fracture potential (e.g., either to more fully enter a target zone, or to make corrections to re-enter the target zone). In a particular case, the ratio of the speed of the slow and fast shear waves may be used (the TIV Ratio). In some cases, the measured speed of sound of the fast and slow polarizations being substantially the same is an indication that the brittleness along the bedding plane, and perpendicular to the bedding plane, are approaching the same value.
"
Vadim Ivankov
Russian translation:коэффициент поперечной изотропной деформации
Explanation:
Коэффициент поперечной изотропной деформации в физике обычно называют коэффициентом Пуассона. Это бузразмерный коэффициент, который обычно обозначается греческой буквой μ.

Поскольку тут речь о вертикальной деформации, то можно было бы написать обозначение [b]μ[/b]в. Я бы так и написал, дав расшифровку в скобках

Определение характеристик упругости изотропных материалов
kursmt.ru/deforma/labsopra34.htm‎
Определение модуля продольной упругости и коэффициента Пуассона для ... коэффициента поперечной деформации или коэффициента Пуассона:.

--------------------------------------------------
Note added at 16 hrs (2013-11-28 14:48:59 GMT)
--------------------------------------------------

>> Asker: И еще... У меня прямо сказано, что это отношение скоростей поперечных волн (а не длин волн или деформированных участков) - "ratio of the speed of the slow and fast shear waves".

А вы говорите, что речь ТОЛЬКО о продольных волнах.
Тогда все понятно. Это они так необычно обозвали относительный коэффициент преломления необыкновенной волны (относительно обыкновенной):
n(ext)/n(od) = v(od)/v(ext). Обыкновенная волна - соответствует поперечной поляризации вдоль вертикальной плоскости, а необыкновенная - вдоль горизонтальной.

--------------------------------------------------
Note added at 17 hrs (2013-11-28 15:43:27 GMT)
--------------------------------------------------

>> Asker: "TIV ratio" = "отношение скоростей распространения поперечных волн в изотропной среде"

Только в анизотропной, а не в изотропной. В изотропной среде эти скорости равны.
А под "vertical" в этой аббревиатуре они, навергное предполагали направление поляризации параллельное оси кристаллографической (или наведенной) анизотропии (медленная волна), соответсвенно, быстрая волна - с поляризацией перпендикулярной оси анизотропии: V║ / V┴

--------------------------------------------------
Note added at 17 hrs (2013-11-28 15:50:43 GMT)
--------------------------------------------------

Этот показатель характеризует степень акустической анизотропии кристалла (для волн поперечной поляризации). Так это можно и назвать "степень/показатель анизотропии":

определение показателей анизотропии горных пород под ...tech.asj-oa.am/1046/1/13.pdf‎
... средства определения степени анизотропии горных пород под высоким ...

--------------------------------------------------
Note added at 17 hrs (2013-11-28 16:23:56 GMT)
--------------------------------------------------

>> Asker: Таким образом, имеем "transverse isotropic, vertical axis symmetry (“TIV”) ratio" = "отношение скоростей распространения поперечных волн в вертикальной поперечно-изотропной (ВПИ) среде"... Что скажете?

Похоже на правду. Это специфичный термин именно в отношении зондирования горных пород.
Selected response from:

mk_lab
Ukraine
Grading comment
Все-таки остановился на варианте "transverse isotropic, vertical axis symmetry (“TIV”) ratio" = "отношение скоростей распространения поперечных волн в вертикальной поперечно-изотропной (ВПИ) среде". Но без Вашего участия я бы до этого варианта не добрался!
2 KudoZ points were awarded for this answer



Summary of answers provided
3 +1коэффициент поперечной изотропной деформации
mk_lab
2не переводитьEnote


  

Answers


5 hrs   confidence: Answerer confidence 2/5Answerer confidence 2/5
tiv ratio
не переводить


Explanation:
лучше не изобретать своего сокращения


    Reference: http://www.getek.ru/fissured.html
    Reference: http://geo.web.ru/db/msg.html?mid=1173571&uri=part06.html
Enote
Specializes in field
Native speaker of: Native in RussianRussian
PRO pts in category: 108

12 hrs   confidence: Answerer confidence 3/5Answerer confidence 3/5 peer agreement (net): +1
tiv ratio
коэффициент поперечной изотропной деформации


Explanation:
Коэффициент поперечной изотропной деформации в физике обычно называют коэффициентом Пуассона. Это бузразмерный коэффициент, который обычно обозначается греческой буквой μ.

Поскольку тут речь о вертикальной деформации, то можно было бы написать обозначение [b]μ[/b]в. Я бы так и написал, дав расшифровку в скобках

Определение характеристик упругости изотропных материалов
kursmt.ru/deforma/labsopra34.htm‎
Определение модуля продольной упругости и коэффициента Пуассона для ... коэффициента поперечной деформации или коэффициента Пуассона:.

--------------------------------------------------
Note added at 16 hrs (2013-11-28 14:48:59 GMT)
--------------------------------------------------

>> Asker: И еще... У меня прямо сказано, что это отношение скоростей поперечных волн (а не длин волн или деформированных участков) - "ratio of the speed of the slow and fast shear waves".

А вы говорите, что речь ТОЛЬКО о продольных волнах.
Тогда все понятно. Это они так необычно обозвали относительный коэффициент преломления необыкновенной волны (относительно обыкновенной):
n(ext)/n(od) = v(od)/v(ext). Обыкновенная волна - соответствует поперечной поляризации вдоль вертикальной плоскости, а необыкновенная - вдоль горизонтальной.

--------------------------------------------------
Note added at 17 hrs (2013-11-28 15:43:27 GMT)
--------------------------------------------------

>> Asker: "TIV ratio" = "отношение скоростей распространения поперечных волн в изотропной среде"

Только в анизотропной, а не в изотропной. В изотропной среде эти скорости равны.
А под "vertical" в этой аббревиатуре они, навергное предполагали направление поляризации параллельное оси кристаллографической (или наведенной) анизотропии (медленная волна), соответсвенно, быстрая волна - с поляризацией перпендикулярной оси анизотропии: V║ / V┴

--------------------------------------------------
Note added at 17 hrs (2013-11-28 15:50:43 GMT)
--------------------------------------------------

Этот показатель характеризует степень акустической анизотропии кристалла (для волн поперечной поляризации). Так это можно и назвать "степень/показатель анизотропии":

определение показателей анизотропии горных пород под ...tech.asj-oa.am/1046/1/13.pdf‎
... средства определения степени анизотропии горных пород под высоким ...

--------------------------------------------------
Note added at 17 hrs (2013-11-28 16:23:56 GMT)
--------------------------------------------------

>> Asker: Таким образом, имеем "transverse isotropic, vertical axis symmetry (“TIV”) ratio" = "отношение скоростей распространения поперечных волн в вертикальной поперечно-изотропной (ВПИ) среде"... Что скажете?

Похоже на правду. Это специфичный термин именно в отношении зондирования горных пород.

mk_lab
Ukraine
Specializes in field
Native speaker of: Native in RussianRussian, Native in UkrainianUkrainian
PRO pts in category: 316
Grading comment
Все-таки остановился на варианте "transverse isotropic, vertical axis symmetry (“TIV”) ratio" = "отношение скоростей распространения поперечных волн в вертикальной поперечно-изотропной (ВПИ) среде". Но без Вашего участия я бы до этого варианта не добрался!
Notes to answerer
Asker: Дело в том, что у меня по тексту ужЕ фигурирует коэфиициент Пуассона: "Other related mechanical properties, such as Poisson’s ratio, Young’s modulus and shear modulus, may be equivalently used as indicative of brittleness."

Asker: Кроме того, коэффициент Пуассона равен отношению поперечной и продольной относительной деформации, а в моем случае речь идет ТОЛЬКО о продольных волнах.

Asker: И еще... У меня прямо сказано, что это отношение скоростей поперечных волн (а не длин волн или деформированных участков) - "ratio of the speed of the slow and fast shear waves".

Asker: Тьфу, оговорился - имел в виду "только о поперечных"! "shear waves" - "поперечныке волны"...

Asker: Сам запутываюсь и других запутываю. =)

Asker: И все-таки, дабы не вводить читателя в ложные ассоциации с коэффициентом Пуассона (и коэффициента поперечной деформации), я все же пока склоняюсь к "описательному" варианту типа "TIV ratio" = "отношение скоростей распространения поперечных волн в изотропной среде"

Asker: Благодаря вашим замечаниям я тут ужЕ очень близко подобрался к сути... Наткнулся на самое то! Вот: http://window.edu.ru/resource/313/46313/files/gubkin27.pdf на стр. 104—105. Цитирую: "Наиболее простая и интересная с точки зрения практики анизотропия осадочных горных пород обычно описывается поперечно-изотропными (трансверсально-изотропными) средами. Плоскости изотропии расположены вдоль плоскопараллельной слоистости или трещиноватости. Единственная ось, перпендикулярная слоистости (или трещиноватости), является осью симметрии среды. Различные типы поперечно-изотропных сред представлены на рис. В-1. Если ось симметрии направлена вертикально, то среда называется вертикальной поперечно-изотропной (ВПИ среда), если горизонтально – горизонтальной поперечно-изотропной (ГПИ среда)." И рисунок приведен. Таким образом, выходит, что "transverse isotropic, vertical axis symmetry" — это "вертикальной поперечно-изотропная (ВПИ) среда", у которой вертикальная ось является осью симметрии.

Asker: Таким образом, имеем "transverse isotropic, vertical axis symmetry (“TIV”) ratio" = "отношение скоростей распространения поперечных волн в вертикальной поперечно-изотропной (ВПИ) среде"... Что скажете?


Peer comments on this answer (and responses from the answerer)
agree  Dilshod Madolimov
56 mins