KudoZ home » Russian » Law/Patents

Унитарное предприятие

Russian translation: Федеральный закон от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ:


13:25 Jan 22, 2003
Russian to Russian translations [PRO]
Law/Patents
Russian term or phrase: Унитарное предприятие
Федеральное государственное унитарное предприятие Российскийй НИИ горноспасательного дела.
Прошу объяснить, что может дополнительно означать "унитарное", если уже есть слова "Федеральный" и "государственный".
Или это просто надувание щек?
Dr.-Ing. Igor Krasontovitch
Russian translation:Федеральный закон от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ:
Explanation:
Российская Федерация
Федеральный закон
от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ
О ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

Принят Государственной Думой 11 октября 2002 года
Одобрен Советом Федерации 30 октября 2002 года

Глава I. Общие положения

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом
Настоящий Федеральный закон определяет в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации правовое положение государственного унитарного предприятия и муниципального унитарного предприятия (далее также - унитарное предприятие), права и обязанности собственников их имущества, порядок создания, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия.

Статья 2. Унитарное предприятие
1. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.
От имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия.
Унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие).
Унитарное предприятие может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Унитарное предприятие должно иметь самостоятельный баланс.
2. В Российской Федерации создаются и действуют следующие виды унитарных предприятий:
унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, - федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта Российской Федерации (далее также - государственное предприятие), муниципальное предприятие;
унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, - федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие (далее также - казенное предприятие).
3. Унитарное предприятие должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения унитарного предприятия. Печать унитарного предприятия может содержать также его фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранном языке.
Унитарное предприятие вправе иметь штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации.
4. Создание унитарных предприятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, не допускается.

--------------------------------------------------
Note added at 2003-01-22 13:43:27 (GMT)
--------------------------------------------------

Вступление в силу Федерального закона \"О государственных и муниципальных унитарных предприятиях\" в значительной степени изменило правовое положение унитарных предприятий. Кроме того, большинство государственных предприятий в ближайшее время будут приватизированы в форме их преобразования в акционерные общества.

В связи с этим, Правовой центр \"Два М\" проводит в г. Москве семинар:
с 29 по 31 января 2003г.
\"РЕФОРМА ГОСУДАРСТВЕННЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ. ПОРЯДОК ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА\"
http://www.2m.ru/2931jan.htm


А недавно вышла еще и книга (к сожалению, не знаю в каком издательстве):
Комментарий к Федеральному закону \"О государственных и муниципальных унитарных предприятиях\"
Твердый переплет, 266 стр., 2003 г. ISBN 5-89194-116-3
Selected response from:

xxxVera Fluhr
Grading comment
Благодарю всех коллег за помощь. Выдержка из закона, конечно, для меня наиболее ценна.
Не воздержусь от комментария по поводу термина "унитарный". Если судить по толковому словарю, то кажется, он не совсем уместенв данном применении. Смысл, по-моему, в том, что имущество не принадлежит юридическому лицо и все.
4 KudoZ points were awarded for this answer



Summary of answers provided
4 +5Федеральный закон от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ:
xxxVera Fluhr
5 +2Копирую свой ответ на вопрос от 15 июля
Remedios
4 +3Есть вот такое определение
Jarema
4Комментарий
xxxVera Fluhr
1это уже обсуждалось
Yuri Geifman


  

Answers


8 mins   confidence: Answerer confidence 4/5Answerer confidence 4/5 peer agreement (net): +5
Федеральный закон от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ:


Explanation:
Российская Федерация
Федеральный закон
от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ
О ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

Принят Государственной Думой 11 октября 2002 года
Одобрен Советом Федерации 30 октября 2002 года

Глава I. Общие положения

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом
Настоящий Федеральный закон определяет в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации правовое положение государственного унитарного предприятия и муниципального унитарного предприятия (далее также - унитарное предприятие), права и обязанности собственников их имущества, порядок создания, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия.

Статья 2. Унитарное предприятие
1. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.
От имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия.
Унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие).
Унитарное предприятие может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Унитарное предприятие должно иметь самостоятельный баланс.
2. В Российской Федерации создаются и действуют следующие виды унитарных предприятий:
унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, - федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта Российской Федерации (далее также - государственное предприятие), муниципальное предприятие;
унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, - федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие (далее также - казенное предприятие).
3. Унитарное предприятие должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения унитарного предприятия. Печать унитарного предприятия может содержать также его фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранном языке.
Унитарное предприятие вправе иметь штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации.
4. Создание унитарных предприятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, не допускается.

--------------------------------------------------
Note added at 2003-01-22 13:43:27 (GMT)
--------------------------------------------------

Вступление в силу Федерального закона \"О государственных и муниципальных унитарных предприятиях\" в значительной степени изменило правовое положение унитарных предприятий. Кроме того, большинство государственных предприятий в ближайшее время будут приватизированы в форме их преобразования в акционерные общества.

В связи с этим, Правовой центр \"Два М\" проводит в г. Москве семинар:
с 29 по 31 января 2003г.
\"РЕФОРМА ГОСУДАРСТВЕННЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ. ПОРЯДОК ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА\"
http://www.2m.ru/2931jan.htm


А недавно вышла еще и книга (к сожалению, не знаю в каком издательстве):
Комментарий к Федеральному закону \"О государственных и муниципальных унитарных предприятиях\"
Твердый переплет, 266 стр., 2003 г. ISBN 5-89194-116-3


    Reference: http://www.rg.ru/oficial/doc/federal_zak/161-fz.shtm
xxxVera Fluhr
Native speaker of: Native in RussianRussian, Native in FrenchFrench
PRO pts in pair: 22
Grading comment
Благодарю всех коллег за помощь. Выдержка из закона, конечно, для меня наиболее ценна.
Не воздержусь от комментария по поводу термина "унитарный". Если судить по толковому словарю, то кажется, он не совсем уместенв данном применении. Смысл, по-моему, в том, что имущество не принадлежит юридическому лицо и все.

Peer comments on this answer (and responses from the answerer)
agree  Nikolai Muraviev: Да, большинство унитарных предприятий созданы на базе государственных. Отсюда и появилось это устойчивое словосочетание: государственное унитарное предприятие.
13 mins
  -> В России сейчас все создано на базе чего-нибудь бывшего государственного :)))) Поскольку раньше ничего другого и не было... Спасибо, Николай

agree  Jarema: Ну раз закон новый, соглашусь и с Вами. :-)
55 mins
  -> Спасибо, Jarema. Кстати, мой комментарий к ответу Remedios никак не связан с Вашим. Когда я писала свой, я Вашего не видела. Комментарий адресован Remedios, т.к. ряд пунктов появился только в новом законе, а в июле этого не было

agree  Bougie
1 hr
  -> Thank you, Bougie

agree  Remedios: Не видела ни одного ответа, когда публиковала свой.
5 hrs
  -> Thank you, Remedios

agree  Rusinterp
14 hrs
  -> Thank you, Rusinterp

8 mins   confidence: Answerer confidence 4/5Answerer confidence 4/5 peer agreement (net): +3
Есть вот такое определение


Explanation:
Унитарное предприятие - организационно-правовая форма коммерческой организации, не наделенной правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество такого предприятия неделимо и не может быть распределено по вкладам, долям и паям. В форме унитарных могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Управляющим является назначаемый собственником руководитель. Имущество находится в государственной и муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или хозяйственного управления.

Сейчас поищем еще.

--------------------------------------------------
Note added at 2003-01-22 13:35:52 (GMT)
--------------------------------------------------

Ну, в целом, искать больше не буду. Все, вроде бы, и так понятно.
А главное, коротко. :-))))))))


    Reference: http://www.glossary.ru/cgi-bin/gl_find.cgi
Jarema
Ukraine
Native speaker of: Native in RussianRussian, Native in UkrainianUkrainian
PRO pts in pair: 354

Peer comments on this answer (and responses from the answerer)
agree  Michael Tovbin
1 hr

agree  xxxVera Fluhr: коротко-то коротко, но ведь в новом законе не длиннее. И все-таки лучше пользоваться тем определением ( и толкованием, и всем, что сопутствует), которое есть в новом законе. Так безопаснее. В России сейчас так быстро все меняется...
1 hr
  -> Я не спорю. Мой ответ дает объяснение самого понятия.

agree  Remedios: Коротко и ясно :-)
5 hrs

10 mins   confidence: Answerer confidence 1/5Answerer confidence 1/5
это уже обсуждалось


Explanation:
см.

--------------------------------------------------
Note added at 2003-01-22 13:36:51 (GMT)
--------------------------------------------------

http://www.proz.com/?sp=h&id=299073&keyword=

--------------------------------------------------
Note added at 2003-01-22 13:38:08 (GMT)
--------------------------------------------------

http://www.proz.com/?sp=h&id=286308&keyword=


    Reference: http://www.proz.com/?sp=h&id=261559&keyword=%D3%CD%C8%D2%C0%...
Yuri Geifman
Canada
Native speaker of: Native in RussianRussian, Native in EnglishEnglish
PRO pts in pair: 16

11 mins   confidence: Answerer confidence 5/5 peer agreement (net): +2
Копирую свой ответ на вопрос от 15 июля


Explanation:
Вот статья из ГК РФ об унитарных предприятиях:

Статья 113. Унитарное предприятие

1. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

Устав унитарного предприятия должен содержать помимо сведений, указанных в пункте 2 статьи 52 настоящего Кодекса, сведения о предмете и целях деятельности предприятия, а также о размере уставного фонда предприятия, порядке и источниках его формирования.

В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.

2. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

3. Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества.

4. Органом унитарного предприятия является руководитель, который назначается собственником либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен.

5. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Унитарное предприятие не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества.

6. Правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий определяется настоящим Кодексом и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.
[http://hipp.spb.ru/gk/gk4c.htm#113].




Remedios
Kazakhstan
Native speaker of: Native in RussianRussian
PRO pts in pair: 28

Peer comments on this answer (and responses from the answerer)
agree  Jarema: В таком случае, первоавторство прежде всего. :-)
7 mins
  -> Да ну, мелочи какие :-)

agree  xxxVera Fluhr: Все так, но новый закон вышел только что, в самом конце 2002 г. - см. выше.
10 mins
  -> Спасибо!

16 hrs   confidence: Answerer confidence 4/5Answerer confidence 4/5
Комментарий


Explanation:
По поводу Ваших сомнений об уместности употребления слова "унитарный".

Мне кажется. что это слово уместно, т.к. это "унитарный" vs "акционерный". Другими словами, это предприятие создано ЕДИНЫМ СОБСТВЕННИКОМ и принадлежит целиком ему.
К сожалению, нет времени глубже изучить этот вопрос. Так что просто высказываю свое предположение.
М.б. оно Вам пригодится.

xxxVera Fluhr
Native speaker of: Native in RussianRussian, Native in FrenchFrench
PRO pts in pair: 22