гой

Russian translation: нееврей

GLOSSARY ENTRY (DERIVED FROM QUESTION BELOW)
Russian term or phrase:гой
Russian translation:нееврей
Entered by: Nikita Kobrin

20:53 Jan 20, 2003
Russian to Russian translations [PRO]
Russian term or phrase: гой
Прошу учесть, что я - гой, причем чистокровный.

Каково значение и происхождение этого слова?
Nikita Kobrin
Lithuania
К вопролсу о гоях
Explanation:
Не баллов ради, а исключительно из глубочайшего уважения к моему знакомому автору - Тимуру Шаову. Если где-то когда-то будет возможность попасть на его концерт - ПОПАДИТЕ! НЕ ПОЖАЛЕЕТЕ! Ну, в крайнем случае - просто послушайте на дисках.

Что, Мишаня, записной израильтянин,
Подкормился, отдохнул от наших пьянок?
А за груздями в наш лесок тебя не тянет?
А за грудями пышнотелых поселянок?
А у нас, Мишаня, кризис, прямо горе!
Отощали, обнищали совершенно.
Экономика мертвей, чем ваше море,
И на душе моей, Мишаня, некошерно.

А хорошо, небось, пойти на Иордан
И под смоковницей, стыдливой, как невеста,
Пивко открыть и смачно закурить,
И ощутить семитство как блаженство.

Мы паникуем, прячем доллары в исподнем,
И я затарился уже крупой, мукой и луком.
Пишут: “Завтра будет лучше, чем сегодня”, —
Только уже не верю им, подлюкам.
Мы все терпим, тянем лямку и не спорим,
Только блеем, точно агнец пред закланьем,
А они нас реформируют под корень,
Словно спутав обрезанье с отрезаньем.

А хорошо на Мертвом море в жаркий день
Нажраться так, чтоб все туристы ужаснулись,
Свою ермолку лихо сдвинуть набекрень
И спеть: “Шумел камыш, деревья гнулись”.

Пишешь, многое тебя там раздражает.
Жизнь не сахар и у вас, тут нет секрета
Правда наш-то сахар снова дорожает.
Ну и бог с ним — меньше будет диабета!
Нравы те же здесь, точней — паденье нравов:
Не читаем, пьем, злословим, ждем потопа.
Повсеместно правит бал под крики “браво”
Поп-культура, некультурная, как попа.

А хорошо гулять среди душистых трав
И, оглядев пейзаж библейский, умилиться,
Жене сказать, что таки Понтий был не прав.
Ну не сошлись во взглядах, что же горячиться!

Пишешь, вы для местных — русские, славяне,
Только, кто вы, лучше знаете вы сами.
Для ментов в Москве я тоже басурманин,
Но я ж не путаю Отечество с ментами.
Ну не драться ж с дураками кочергою!
Я тебе сейчас толкую про другое,
Что, конечно, неприятно быть изгоем,
Но это лучше, чем быть геем или гоем.

А хорошо бы мне зайти в ваш кабачок,
Махнуть, как флагом, ярким шекелем гарсону
И заказать родимое харчо,
Пельмени и стопарик самогона.

В общем, жди, приеду веселиться.
Поживу чуток, покуда не прогонишь.
Привезу тебе родной земли в тряпице
И бюстгальтер той матрешки, ну, ты помнишь.
Даже если ты, милок, пойдешь в хасиды,
А я муллою стану с жидкими усами,
Мы ж при встрече треснем водки за Россию
И закусим, Мишка, салом с огурцами

А хорошо там, где нас нет, там хорошо.
И значит, надо жить там, где мы есть, Мишаня.
Я, кстати, визу получил, процесс пошел.
Привет жене казачке, до свиданья!

--------------------------------------------------
Note added at 2003-01-21 16:25:19 (GMT)
--------------------------------------------------

Это как у Высоцкого: У яго (в смысле меня) явреи сплошь в каждом поколении...: :-)))
Selected response from:

Mark Vaintroub
Canada
Grading comment
Огромное спасибо всем!

Интересно, и значение слова несколько (не могу сказать, что окончательно) прояснилось, а то перерыл все свои словари и нигде ничего не нашел.

Надеюсь, никто не обидится, если я отдам кудозы Тимуру Шаову (в лице Марка)... Я впервые услышал это имя, теперь надо будет послушать еще и песни.
4 KudoZ points were awarded for this answer



Summary of answers provided
5 +9К вопролсу о гоях
Mark Vaintroub
5 +7нееврей
Sergey Strakhov
5 +5ещё одно значение слова "гой," но, скорее, во множ. ч. - это нация/нации
Montefiore
4 +6Происхождение слова : талмуд
Vera Fluhr (X)
5just an observation, not for grading
Montefiore
1А вот еще интересно:
Mark Vaintroub


Discussion entries: 13





  

Answers


4 mins   confidence: Answerer confidence 5/5 peer agreement (net): +7
нееврей


Explanation:
Для ортодоксальных евреев "гоями" считаются представители всех прочих народов. Такой вот собирательный термин. Вроде как римляне всех не-римлян называли "варварами", не вдаваясь в географические подробности

Sergey Strakhov
Native speaker of: Native in RussianRussian, Native in UkrainianUkrainian
PRO pts in pair: 32

Peer comments on this answer (and responses from the answerer)
agree  Yuri Geifman: yup, it's Yiddish for Gentile
9 mins
  -> Thanks, Yuri! Honestly, I'm not sure whether it is Yiddish or Hebrew?

agree  Irina Glozman: in modern Hebrew too..
15 mins
  -> Thanks, Irina!

agree  Montefiore: both Yiddish and Hebrew
1 hr
  -> Thanks, Montefiore!

agree  Alexandra Tussing
2 hrs
  -> Спасибо, Rusinterp!

agree  Vera Fluhr (X): Мне все-таки кажется, что это не столько этническое, сколько религиозное понятие. Не имеют права называть гоем того, кто принял иудаизм, обрезался и все такое. Будь он хоть "негр преклонных годов"... Еврей - это тот кто принял веру и обычаи. Не обязательн
2 hrs
  -> Вера, так я же не против. Но законы, составленные тысячи лет назад, классифицируют принадлежность евреев только "по матушке". Хотя я читал, что в Израиле принимают всех, кто принял иудаизм: напр. знаменитую русскую деревню Ильинку в полном составе

agree  Mark Vaintroub: Согласен и кое-что добавил
4 hrs
  -> И очень даже интересно добавили. Спасибо, Марк!

agree  cillegio
21 hrs
  -> Thanks, Orhan!

19 mins   confidence: Answerer confidence 4/5Answerer confidence 4/5 peer agreement (net): +6
Происхождение слова : талмуд


Explanation:
Чтобы обозначить не-еврея, талмуд употребляет название "Гой" (множественное гои), но евреи на упреки за плохое отношение к гоям утверждают, что ...
http://borzoi.dvo.ru/elib/brenf000/00000009.htm

--------------------------------------------------
Note added at 2003-01-20 21:19:21 (GMT)
--------------------------------------------------

Некоторые считают, что \"гой\" означает \"необрезанный\". Но, по-моему, это не так, т.к. необрезанный - орэль.

Выражение \"чистокровный гой\" здесь, скорее всего, просто шутка, образное выражение. Но тем не менее оно иногда может кое-что и значить. Человек, у которого 75 % еврейской крови, но мать матери - русская, считается гоем. Потому что счет идет по материнской линии, строго.
Поэтому, говоря про себя, что он \"чистокровный гой\", человек, возможно, хотел сказать, что у него нет еврейских предков ни по какой линии - ни по материнской, ни по отцовской.

--------------------------------------------------
Note added at 2003-01-20 21:28:24 (GMT)
--------------------------------------------------

Оказывается, сайт, который я только что процитировала, какой-то черносотенный. Прошу прощения.

Не могу все-таки с обрезанием разобраться. Вообще, гой - это этническое или религиозное понятие? Если кто-то (хоть китаец!) примет иудаизм и обрежется, ведь его уже не считают гоем. Так что это понятие не этническое, не расовое, а скорее религиозное, хотя, конечно, все перепутано в этой жизни.

Еще одна цитата:

Иноплеменник, говорит талмуд, есть каждый человек, не получивший обрезания, а иноплеменник и язычник—одно и тоже [Nr. Berah. f. 47, 2, tr. Gittin f.70, 1 и tr. Abjbas. f. 26, Tos, где слова гой и nochriимеют одинаковое значение].
http://pokrov.gatchina.ru/library/iuda.htm


    Reference: http://borzoi.dvo.ru/elib/brenf000/00000009.htm
Vera Fluhr (X)
Native speaker of: Native in RussianRussian, Native in FrenchFrench
PRO pts in pair: 22

Peer comments on this answer (and responses from the answerer)
agree  Michael Tovbin: только множественное число "гоим" в том числе и по-русски, а hар'эль - необрезанный этнический еврей.
18 mins
  -> Верно, гоим. Я не обратила внимания. Вообще, это плохой сайт. Зря я его процитировала. Спасибо за поправку, Михаил

agree  Sergey Strakhov: Так что, в израильской футбольной команде "Хапоэль" только необрезанные этнические евреи играют? Или это совпадение?
21 mins
  -> Не знаю, но все равно смешно! Спасибо, Сергей.

agree  Montefiore: Вера, а по-моему, до Талмуда это слово встречается в Торе...надо будет посмотреть
1 hr
  -> Может быть. Я не знаю. Спасибо, Montefiore

agree  Alexandra Tussing
2 hrs
  -> Спасибо, Rusinterp

agree  Mark Vaintroub: Согласен плюс добавление от себя
4 hrs
  -> Классное добавление. Спасибо, Марк.

agree  protolmach: Да, встречается в Торе, насколько я знаю
4 hrs
  -> Я никогда не читала Тору.... Даже стало грустно. Спасибо, Илона

1 hr   confidence: Answerer confidence 5/5 peer agreement (net): +5
ещё одно значение слова "гой," но, скорее, во множ. ч. - это нация/нации


Explanation:
На иврите "гоим" также означает "различные нации"

--------------------------------------------------
Note added at 2003-01-20 22:48:40 (GMT)
--------------------------------------------------

To Sergey: \"Ha-poel\" means \"worker\" in Hebrew

--------------------------------------------------
Note added at 2003-01-20 22:53:44 (GMT)
--------------------------------------------------

Настоятельно рекомендую, Никита, и все остальные- на этом сайте даётся определение этому слову и приводятся ссылки из Торы. Первоначальное значение слова - нация/и, народ/ы. Не смогла скопировать сам текст, но вот - сайт:

http://www.tnnonline.net/two-housenews/judah/equality-jew-no...

--------------------------------------------------
Note added at 2003-01-20 22:57:10 (GMT)
--------------------------------------------------

A HUGE DISCLAIMER:

I absolutely do NOT support other views expressed on that site whatsoever.

But the definition of \"goy/goim\" is correct there.

--------------------------------------------------
Note added at 2003-01-20 23:04:58 (GMT)
--------------------------------------------------

Here is one more view from a personal note found on the Web:
Meaning of am and goy, Ellul

From: Yakov

My note: \"AM\" - это \"нация,народ\" тоже, и автор, по-видимому верующий, предпринял попытку разграничения между ам и гой - прочтите сами.

Date: 13 Sep 2002
Time: 20:16:30
Comments

Semantics in iIvrit Mikrait (Biblical Hebrew), continually revised through progress in archaeology, deciphering of cognate languages and further Talmudic-style
contextual analyses, is always somewhat hypotheical and mysterious. Dispute over root word meanings is one of the generators of the pluralistic tradition of
Jewish parshanut ha mikrra (biblical commentry), as opposed to other traditions (The Talmudic dictum that \"Christianity began when the Bible was translated into
Greek\" seems to refer to the loss of this multi-dimensionality of meaning, conditioned in Hebrew commentary by an awarenesss of \"ignoramceat the source,\" in
the Christian traditon of Biblical commentary). ------------ The meaning I employed for these terms is the one taken by Shimshon Rafael Hirsch, that \"am\" refers
to \"peoplehood\" in the sense of being bound together by a common transcendent purpose. \"Goy,\" in this sense, refers to an aggregate of people who mutually
identify with respect to a commonl-held land base. On this semantics, an \"am \" could also be a \"goy\" but a goy would necessariy be an \"am.\" ------------ There
are contexts in Tanach when other nations besides \"Am Yisroel\" are referred to a \"am \" and there are also contexts when Israel is referred to as a \"goy.\" The
point is, that Israel cannot be, foundationally, defined as a \"goy\" because Israel as a people were not formed vis-a-vis reference to any particular land but in the
negative space of the midbar. The land is promised to be \"given\" on Patriarchal merit, but it wiill only be maintained as an \"inhertiance\" through Israel\'s adherence
to that which did serve to \"form \" it as a \"people\": the ethical - theological directives of Sinai. Israel can fall, chas v\'shalom, to being \"merely\" a \"goy,\" by coming to
define itself only in terms of the land it lives on, but then it will fail because, \"I did not choose you because you were numerous--you are the least of all the
nations...\" Israel\'s strength lies only in its intrinsic, defining, transcendent purpose which will link it to the only One who can be its strength. That its identify be,
fundamentally, as \"am\" rather than \"goy\" is, therefore, crucial. ------------ Other nations are referred to as \"am\" when seen in terms of their defining puposes or
essences as opposed to just their land-bases. However, it is characteristic of \"pagan\" essences or gods, that they are physically designated with respect to
specifically meanignful geographies. Therefore, even when considered as \"amim,\" because their gods are necessarily localiized, such \"peoples\" reduce, at root, to
the notion \"goyim,\" anyway. It seem true that all nations other than Israel are primarily rooted in \"pride of land\" which is the source of their strength to physically
defend such land. Israel, however, who were not initially engendered out of \"land,\" cannot, on biblical undedrstanding, hope to maintain the land which they were
given as a \"goy.\" They cannot \"win\" in this physical sense but ony as they are grounded, as an \"am\" in their transcendant root--the \'brit hashem.\" ------------
Regarding the comments on Ellul, it is true that this being an acronym for \"ani ledodi,v\'ledodi li\" (\"I am my Beloved\'s and my Beloved is mine)--Shir hashirim
(Song of Songs), we must be directed towards making that happen, i.e., toward love. However. this is dependent on teshuva and teshuva itself, being radical
character transformation, is an entire study, an entire \"work.\" ------------ Psaim 27,

--------------------------------------------------
Note added at 2003-01-20 23:07:04 (GMT)
--------------------------------------------------

Another disclaimer: the above does NOT represent or reflect my personal beliefs, it only demonstrates the initial meaning of the word \"goy\" as a nation/people.

Montefiore
United States
Native speaker of: Russian
PRO pts in pair: 1

Peer comments on this answer (and responses from the answerer)
agree  Vera Fluhr (X): Мощно! Мне тоже - все рассуждения насчет "гоим" и все нападки на евреев за это попадались на сайтах, чью позицию я не разделяю (хоть я и гойка:)))) А точнее - я "нечистокровная гойка", т.е. по материнской восходящей у меня нет предков-евреев. Но по остал
57 mins
  -> Вера, спасибо за очень интересный комментарий:) об этом можно много говорить...

agree  Alexandra Tussing
1 hr
  -> спасибо, Rusinterp:)

agree  Sergey Strakhov
1 hr
  -> thank you, Sergey:)

agree  Mark Vaintroub: 100% + от себя пара строк...:-))
3 hrs
  -> спасибо, Марк:)))))))

agree  Yuri Geifman: интересно... а у меня наоборот, по всем восходящим нет нееврейских корней... похоже, что от самого царя Давида
3 hrs
  -> :) и у меня, по-моему, тоже - но это накладывает большие обязательства, боюсь, что очень гешна:)))

4 hrs   confidence: Answerer confidence 5/5 peer agreement (net): +9
К вопролсу о гоях


Explanation:
Не баллов ради, а исключительно из глубочайшего уважения к моему знакомому автору - Тимуру Шаову. Если где-то когда-то будет возможность попасть на его концерт - ПОПАДИТЕ! НЕ ПОЖАЛЕЕТЕ! Ну, в крайнем случае - просто послушайте на дисках.

Что, Мишаня, записной израильтянин,
Подкормился, отдохнул от наших пьянок?
А за груздями в наш лесок тебя не тянет?
А за грудями пышнотелых поселянок?
А у нас, Мишаня, кризис, прямо горе!
Отощали, обнищали совершенно.
Экономика мертвей, чем ваше море,
И на душе моей, Мишаня, некошерно.

А хорошо, небось, пойти на Иордан
И под смоковницей, стыдливой, как невеста,
Пивко открыть и смачно закурить,
И ощутить семитство как блаженство.

Мы паникуем, прячем доллары в исподнем,
И я затарился уже крупой, мукой и луком.
Пишут: “Завтра будет лучше, чем сегодня”, —
Только уже не верю им, подлюкам.
Мы все терпим, тянем лямку и не спорим,
Только блеем, точно агнец пред закланьем,
А они нас реформируют под корень,
Словно спутав обрезанье с отрезаньем.

А хорошо на Мертвом море в жаркий день
Нажраться так, чтоб все туристы ужаснулись,
Свою ермолку лихо сдвинуть набекрень
И спеть: “Шумел камыш, деревья гнулись”.

Пишешь, многое тебя там раздражает.
Жизнь не сахар и у вас, тут нет секрета
Правда наш-то сахар снова дорожает.
Ну и бог с ним — меньше будет диабета!
Нравы те же здесь, точней — паденье нравов:
Не читаем, пьем, злословим, ждем потопа.
Повсеместно правит бал под крики “браво”
Поп-культура, некультурная, как попа.

А хорошо гулять среди душистых трав
И, оглядев пейзаж библейский, умилиться,
Жене сказать, что таки Понтий был не прав.
Ну не сошлись во взглядах, что же горячиться!

Пишешь, вы для местных — русские, славяне,
Только, кто вы, лучше знаете вы сами.
Для ментов в Москве я тоже басурманин,
Но я ж не путаю Отечество с ментами.
Ну не драться ж с дураками кочергою!
Я тебе сейчас толкую про другое,
Что, конечно, неприятно быть изгоем,
Но это лучше, чем быть геем или гоем.

А хорошо бы мне зайти в ваш кабачок,
Махнуть, как флагом, ярким шекелем гарсону
И заказать родимое харчо,
Пельмени и стопарик самогона.

В общем, жди, приеду веселиться.
Поживу чуток, покуда не прогонишь.
Привезу тебе родной земли в тряпице
И бюстгальтер той матрешки, ну, ты помнишь.
Даже если ты, милок, пойдешь в хасиды,
А я муллою стану с жидкими усами,
Мы ж при встрече треснем водки за Россию
И закусим, Мишка, салом с огурцами

А хорошо там, где нас нет, там хорошо.
И значит, надо жить там, где мы есть, Мишаня.
Я, кстати, визу получил, процесс пошел.
Привет жене казачке, до свиданья!

--------------------------------------------------
Note added at 2003-01-21 16:25:19 (GMT)
--------------------------------------------------

Это как у Высоцкого: У яго (в смысле меня) явреи сплошь в каждом поколении...: :-)))

Mark Vaintroub
Canada
Native speaker of: Native in RussianRussian
PRO pts in pair: 24
Grading comment
Огромное спасибо всем!

Интересно, и значение слова несколько (не могу сказать, что окончательно) прояснилось, а то перерыл все свои словари и нигде ничего не нашел.

Надеюсь, никто не обидится, если я отдам кудозы Тимуру Шаову (в лице Марка)... Я впервые услышал это имя, теперь надо будет послушать еще и песни.

Peer comments on this answer (and responses from the answerer)
agree  Yuri Geifman: класс :-))
15 mins
  -> То-то!!!

agree  protolmach: Спасибо, Марк!
24 mins
  -> Да чего уж...

agree  Vera Fluhr (X): Здорово, классно. А очки - ну их к.., какие там очки - просто интересно поговорить на близкую тему....Еще у Кима есть хорошая песня про полукровков, помнишь "А я простой советский полукровка, и мой удел - валиться в свой Пхеньян":))))
1 hr
  -> Да-с

agree  Montefiore: Марк, ну Вы даёте, как всегда - кстати, я тоже открыла Шаова совсем недавно - а он Ваш знакомый? Wow!!!
3 hrs
  -> Я его достаточно давно знаю. Он был здесь у нас на гастролях, а потов в США.

agree  xeni (X): потрясающе!
3 hrs
  -> АГА!

agree  Larissa Boutrimova: Здорово!
5 hrs
  -> АГА

agree  Sergey Strakhov: Отлично написано, Марк! Некоторые строки этого стихотоворения имеют шанс стать афоризмами. И как напоминает "Письмо к римскому другу" Бродского... Класс!
6 hrs
  -> Есть такое

agree  Nikolai Muraviev: Шаов -- это голова! Слушайте Шаова!
7 hrs
  -> Именно

agree  Irina Glozman: SUPER!!
21 hrs

5 hrs   confidence: Answerer confidence 1/5Answerer confidence 1/5
А вот еще интересно:


Explanation:
слово "изгой" имеет какое-то отношение к слову "гой"? Поытка найти что-нибудь не удалась...

Mark Vaintroub
Canada
Native speaker of: Native in RussianRussian
PRO pts in pair: 24

Peer comments on this answer (and responses from the answerer)
neutral  Vera Fluhr (X): Скорее это это как-то связано с "изгнанием", хотя кто знает?
23 mins

neutral  Nikolai Muraviev: и сюда же "ох ты гой еси, добрый молодец!"
1 day 7 hrs

8 hrs   confidence: Answerer confidence 5/5
just an observation, not for grading


Explanation:
Аскеру: Никита, Вы видите, что, благодаря Вашему вопросу, здесь делается? Как здорово, сколько всего все узнали сразу, и сколько каждый из нас вносит в этот котёл - это настолько потрясающе... А?

А Вам повезло, наверное, с текстом, который переводите...

Montefiore
United States
Native speaker of: Russian
PRO pts in pair: 1




The KudoZ network provides a framework for translators and others to assist each other with translations or explanations of terms and short phrases.


See also:

Your current localization setting

English

Select a language

Term search
  • All of ProZ.com
  • Term search
  • Jobs
  • Forums
  • Multiple search