KudoZ home » Russian » Poetry & Literature

Сосуды с вином и водой

Russian translation: чаши с вином и водой


GLOSSARY ENTRY (DERIVED FROM QUESTION BELOW)
Russian term or phrase:Сосуды с вином и водой
Russian translation:чаши с вином и водой
Entered by: Ludwig Chekhovtsov

22:04 Jun 21, 2005
Russian to Russian translations [PRO]
Art/Literary - Poetry & Literature / Antonio Lobo Antunes. Que farei quando tudo arde?
Russian term or phrase: Сосуды с вином и водой
Я пошёл на медицинский факультет потому что врач в нашем посёлке во время мессы (дословно) **давал сосуды с вином и водой** и при встрече все снимали перед ним кепки, а он ни с кем не здоровался.

Что такое делают во время католической мессы (во время причастия)? Что это за сосуды (по португальски то же самое слово обозначает уксусник)? Кому их дают или подают? Видимо, это делает какой-то уважаемый член общины?
Ekaterina Khovanovitch
Russian Federation
чаша с вином и водой
Explanation:
КАТОЛИЧЕСТВО
Структура Святой Мессы сохранилась в основных чертах неизменной на протяжении веков.
... Священник приподнимает чашу с вином и водой над алтарём со словами: ...
katolichestvo.by.ru/liturgy/missa1.shtml

--------------------------------------------------
Note added at 37 mins (2005-06-21 22:41:50 GMT)
--------------------------------------------------

В православной церкви для чаши используется греческое слово «потир». В католической, повидимому, чаша будет называться по-другому, т.е. латинским словом:
СЛОВАРЬ ИСТОРИЧЕСКИХ ИМЕН, НАЗВАНИЙИ И СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ
… Для совершения литургии используются священные сосуды: дискос — блюдо, на котором полагается Агнец, то есть хлеб, а также потир (греч. «чаша»), в которую наливается евхаристическое вино....
www.moscow-crimea.ru/history/ obshie/dictionary/9h-yu.h
Дискос, потир, звездица, копие, лжица - Богослужебная утварь ...
Потир (греч. - сосуд для питья) представляет собой круглую чашу на высокой подставке с круглым основанием. Ножка, соединяющая чашу с основанием подставки, имеет, как правило, в середине утолщение, яблоко. Основание чаши делается обычно большим по диаметру. Потир, как и дискос, содержит в себе два круга (верхний и нижний), имеющие те же значения, что и круги дискоса. Но потир имеет и свое духовное значение. Потир употребляется для претворения вина в истинную Кровь Христову. На проскомидии в чашу вливается вино. На литургии совершается пресуществление его в Кровь Христову. В потир затем опускается, во образ Воскресения Господа, одна из четырех частей преломленного Агнца, ставшего Телом Христовым. Непосредственно из чаши причащаются священники и диаконы. После причащения священнослужителей в чашу с Кровью Господней опускаются частицы Тела Его, назначенные для причащения мирян. Потир вслед за этим торжественно выносится через царские врата к народу, и из него Причастие преподается мирянам. После этого в чашу всыпаются с дискоса частицы, представляющие собою членов Небесной и земной Церкви, вынутые из служебных и прочих просфор. Затем чаша торжественно переносится с престола на жертвенник, во образ Вознесения Христова, причем в царских вратах ею крестообразно осеняется народ. Чаша является воистину вместилищем Невместимого, и потому сама по себе знаменует Пресвятую Богородицу и Приснодеву Марию, во чреве Которой образовалось человеческое естество Господа Иисуса Христа, Тело и Кровь Которого Он благоволил затем отдать в пищу и питие верующим в Него. Как в Ветхом Завете, особый сосуд (стамна) по повелению Божию хранил в себе в Моисеевой скинии манну, Божественную пищу, ниспосланную с Неба для питания Израиля в пустыне, так Богородица носила в Себе истинную пищу и истинное питие - Господа Иисуса Христа (Ин. 6:32-55). Поэтому в церковных песнопениях Матерь Божия часто именуется стамной, носящей манну, Божественной стамной манны, чашей, черплющей радость. Если ветхозаветная стамна являлась таинственным прообразом Девы Марии, то новозаветная чаша (потир) тем более есть знамение Приснодевы.
Церковный потир - это образ чаши, которую Господь Иисус Христос на Тайной вечери преподал Своим ученикам со словами \"Пейте от нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов\" (Мф. 26:27-28). В самом широком смысле потир является образом той таинственной чаши, в которой Премудрость Божия растворила вино и предложила на своей трапезе (Притч. 9:1-3). Древнее пророчество объемлет этим образом и таинство Причащения, прежде всего, и тайну Рождества Христова от Приснодевы Марии, и ту чашу страданий за грехи всего мира, о которой Христос, молясь, говорил: \"Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты\" (Мф. 26:39).
Причащаясь Тела и Крови Христовых, верующие приобщаются к Божественной природе Сына Божия, участниками Его подвига, смерти и Воскресения, как бы соучастниками Его Божественной жизни и благодаря этому наследниками Царства Небесного. Поэтому чаша, как и дискос, знаменует также Церковь Небесную и земную, питающую людей духовной пищей в жизнь вечную. Чаша как символ Церкви смыкается в своем значении с чашей как символом Богоматери, ибо Приснодева есть Матерь Церкви.
Дискос и потир берут свое начало от Тайной вечери. С самой глубокой древности эти сосуды старались делать соответственно величию таинства, на них совершаемого, - из золота или серебра. Даже во времена гонений христиане имели золотые и серебряные сосуды. Употреблялись также сосуды из стекла, олова, меди, железа, даже дерева. Такого рода сосуды вошли в употребление особенно в период широкого распространения веры и Церкви, когда многие отдаленные и бедные приходы не могли приобрести или изготовить дорогие дискосы и потиры, что было и в Русской Церкви, где в древности в отдаленных храмах и обителях употреблялись при богослужении сосуды из простых металлов и дерева. Знамениты деревянные дискос и потир Преподобного Сергия Радонежского. Такого рода сосуды благословлялись лишь в силу крайних обстоятельств, так как деревянная чаша неизбежно впитывает в себя часть Крови Христовой, ее невозможно отереть дочиста; кроме того, дерево - очень ломкий и хрупкий материал; стекло еще более хрупко, хотя обладает гладкостью и чистотой; железо и медь окисляются. Евхаристические сосуды делались из яшмы, агата, обрамлялись серебром и золотом, украшались драгоценными камнями. Когда церковная жизнь в России достигла высокого уровня развития, в середине XVII в., церковными распоряжениями было установлено делать дискосы и потиры из золота или серебра, или, в крайних случаях, из олова, но не из дерева и меди. ...
lib.eparhia-saratov.ru/books/noauthor/services/12.html
Selected response from:

Ludwig Chekhovtsov
Grading comment
Большое спасибо, Людвиг и Кирилл! Людвиг, если верить португальской энциклопедии, то сосуды для вина и для воды всё же отдельные. И в тексте слово во множественном числе.
4 KudoZ points were awarded for this answer



Summary of answers provided
3 +2чаша с вином и водойLudwig Chekhovtsov
4по-моему
Vladimir Dubisskiy


Discussion entries: 7





  

Answers


22 mins   confidence: Answerer confidence 3/5Answerer confidence 3/5 peer agreement (net): +2
Сосуды с вином и водой
чаша с вином и водой


Explanation:
КАТОЛИЧЕСТВО
Структура Святой Мессы сохранилась в основных чертах неизменной на протяжении веков.
... Священник приподнимает чашу с вином и водой над алтарём со словами: ...
katolichestvo.by.ru/liturgy/missa1.shtml

--------------------------------------------------
Note added at 37 mins (2005-06-21 22:41:50 GMT)
--------------------------------------------------

В православной церкви для чаши используется греческое слово «потир». В католической, повидимому, чаша будет называться по-другому, т.е. латинским словом:
СЛОВАРЬ ИСТОРИЧЕСКИХ ИМЕН, НАЗВАНИЙИ И СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ
… Для совершения литургии используются священные сосуды: дискос — блюдо, на котором полагается Агнец, то есть хлеб, а также потир (греч. «чаша»), в которую наливается евхаристическое вино....
www.moscow-crimea.ru/history/ obshie/dictionary/9h-yu.h
Дискос, потир, звездица, копие, лжица - Богослужебная утварь ...
Потир (греч. - сосуд для питья) представляет собой круглую чашу на высокой подставке с круглым основанием. Ножка, соединяющая чашу с основанием подставки, имеет, как правило, в середине утолщение, яблоко. Основание чаши делается обычно большим по диаметру. Потир, как и дискос, содержит в себе два круга (верхний и нижний), имеющие те же значения, что и круги дискоса. Но потир имеет и свое духовное значение. Потир употребляется для претворения вина в истинную Кровь Христову. На проскомидии в чашу вливается вино. На литургии совершается пресуществление его в Кровь Христову. В потир затем опускается, во образ Воскресения Господа, одна из четырех частей преломленного Агнца, ставшего Телом Христовым. Непосредственно из чаши причащаются священники и диаконы. После причащения священнослужителей в чашу с Кровью Господней опускаются частицы Тела Его, назначенные для причащения мирян. Потир вслед за этим торжественно выносится через царские врата к народу, и из него Причастие преподается мирянам. После этого в чашу всыпаются с дискоса частицы, представляющие собою членов Небесной и земной Церкви, вынутые из служебных и прочих просфор. Затем чаша торжественно переносится с престола на жертвенник, во образ Вознесения Христова, причем в царских вратах ею крестообразно осеняется народ. Чаша является воистину вместилищем Невместимого, и потому сама по себе знаменует Пресвятую Богородицу и Приснодеву Марию, во чреве Которой образовалось человеческое естество Господа Иисуса Христа, Тело и Кровь Которого Он благоволил затем отдать в пищу и питие верующим в Него. Как в Ветхом Завете, особый сосуд (стамна) по повелению Божию хранил в себе в Моисеевой скинии манну, Божественную пищу, ниспосланную с Неба для питания Израиля в пустыне, так Богородица носила в Себе истинную пищу и истинное питие - Господа Иисуса Христа (Ин. 6:32-55). Поэтому в церковных песнопениях Матерь Божия часто именуется стамной, носящей манну, Божественной стамной манны, чашей, черплющей радость. Если ветхозаветная стамна являлась таинственным прообразом Девы Марии, то новозаветная чаша (потир) тем более есть знамение Приснодевы.
Церковный потир - это образ чаши, которую Господь Иисус Христос на Тайной вечери преподал Своим ученикам со словами \"Пейте от нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов\" (Мф. 26:27-28). В самом широком смысле потир является образом той таинственной чаши, в которой Премудрость Божия растворила вино и предложила на своей трапезе (Притч. 9:1-3). Древнее пророчество объемлет этим образом и таинство Причащения, прежде всего, и тайну Рождества Христова от Приснодевы Марии, и ту чашу страданий за грехи всего мира, о которой Христос, молясь, говорил: \"Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты\" (Мф. 26:39).
Причащаясь Тела и Крови Христовых, верующие приобщаются к Божественной природе Сына Божия, участниками Его подвига, смерти и Воскресения, как бы соучастниками Его Божественной жизни и благодаря этому наследниками Царства Небесного. Поэтому чаша, как и дискос, знаменует также Церковь Небесную и земную, питающую людей духовной пищей в жизнь вечную. Чаша как символ Церкви смыкается в своем значении с чашей как символом Богоматери, ибо Приснодева есть Матерь Церкви.
Дискос и потир берут свое начало от Тайной вечери. С самой глубокой древности эти сосуды старались делать соответственно величию таинства, на них совершаемого, - из золота или серебра. Даже во времена гонений христиане имели золотые и серебряные сосуды. Употреблялись также сосуды из стекла, олова, меди, железа, даже дерева. Такого рода сосуды вошли в употребление особенно в период широкого распространения веры и Церкви, когда многие отдаленные и бедные приходы не могли приобрести или изготовить дорогие дискосы и потиры, что было и в Русской Церкви, где в древности в отдаленных храмах и обителях употреблялись при богослужении сосуды из простых металлов и дерева. Знамениты деревянные дискос и потир Преподобного Сергия Радонежского. Такого рода сосуды благословлялись лишь в силу крайних обстоятельств, так как деревянная чаша неизбежно впитывает в себя часть Крови Христовой, ее невозможно отереть дочиста; кроме того, дерево - очень ломкий и хрупкий материал; стекло еще более хрупко, хотя обладает гладкостью и чистотой; железо и медь окисляются. Евхаристические сосуды делались из яшмы, агата, обрамлялись серебром и золотом, украшались драгоценными камнями. Когда церковная жизнь в России достигла высокого уровня развития, в середине XVII в., церковными распоряжениями было установлено делать дискосы и потиры из золота или серебра, или, в крайних случаях, из олова, но не из дерева и меди. ...
lib.eparhia-saratov.ru/books/noauthor/services/12.html


Ludwig Chekhovtsov
Native speaker of: Native in RussianRussian, Native in UkrainianUkrainian
PRO pts in category: 16
Grading comment
Большое спасибо, Людвиг и Кирилл! Людвиг, если верить португальской энциклопедии, то сосуды для вина и для воды всё же отдельные. И в тексте слово во множественном числе.

Peer comments on this answer (and responses from the answerer)
agree  Kirill Semenov: в католичестве: потир - "чаша", дискос - "патена", просфора - "гостия". После освящения Святые Дары подают прихожанам для причащения
7 hrs
  -> Спасибо !

agree  perewod
7 hrs
  -> Спасибо !

6 hrs   confidence: Answerer confidence 4/5Answerer confidence 4/5
Сосуды с вином и водой
по-моему


Explanation:
по-моему,никто сосуды (особенно с вином) не даёт - сосуд, в принципе - один ну, два). А прихожане причащаются - вкушают крови и плоти Господних, ИЗ сосуда...

Vladimir Dubisskiy
United States
Native speaker of: Native in RussianRussian, Native in UkrainianUkrainian
PRO pts in category: 4