KudoZ home » Russian to English » Other

штрихи

English translation: Expressive (or quality) articulation


09:02 Jan 14, 2003
Russian to English translations [Non-PRO]
/ Musical term
Russian term or phrase: штрихи
Ивановой И.И. присущи теплое звучание, интересное вибрато, точное интонирование, качественные штрихи. /Из характеристики студентки консерватории. /скрипка/
sergei
English translation:Expressive (or quality) articulation
Explanation:
It is called ARTICULATION

articulation (legato, staccato) are often ...
http://www.musiclab.com/products/rncmanual/rncman9.htm

Articulation: legato, staccato, ritardando ritardando ...
http://www.cs.uiowa.edu/~kearney/22c296Fall02/CrittendonSpec...
Selected response from:

alla dunbar
Grading comment
Спасибо всем за помощь - такая дискуссия, столько ответов! Благодаря которым я точно определился с что есть что. В принципе, приемлимы два варианта. Всё же artuculations представляется мне гораздо более предпочтительным выбором. Bowing /как говорят сами отвечавшие и здесь, и в немецкой паре, и как говорит словарь Elaine Freeland/, также может, и как мне самому кажется, чаще обозначает направление движения смычка. /Как например, когда в партиях духовых инструментов указывают места, где музыканту брать воздух, но у духовиков это редко, а струнники то "пол-часа" на одном движении пилят, то ожесточенно елозят туда-сюда, и делают это все до одного синхронно - в симф.оркестре, например - у них всегда есть указания, где менять направление движения смычка/. Плюс ещё и пиццикато, кое не смычком исполняется. Вот и получается: Bowing - направление, техника владения смычком и игры вообще, штрихи. Тогда как даже сам термин "артикуляция", как правило, и обозначает (качество) звукоизвлечения, (качество)исполнения штрихов /а если это какая-либо иная артикуляция, то уточняется какая -напр. rythmic articulation etc, но такое встречается ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО редко./
Поэтому я безоговорочно за articulations. И ещё. "Штрих" - это не в коем случае не "типично струнный термин" - будучи одними из самых главных выразительных средств они есть в абсолютно всех произведениях для всех классических ин-тов(не уверен насчёт некоторых ударных). Нет их разве что в восьмитактовых бирюльках для мл. классов ДМШ типа "Как под горкой под горой..." и ещё в нотах мелодий для мобильников в интернете:-).

4 KudoZ points were awarded for this answer



Summary of answers provided
5 +2Expressive (or quality) articulation
alla dunbar
4 +3strokes
Igor Kreknin
4 +2(performance) articulationsxxxVera Fluhr
4 +2(high-grade) bowing
Nikita Kobrin
5Not for gradingElaine Freeland
5features or articulations
myrafla
4Just a couple of ideas...
Mark Vaintroub


Discussion entries: 4





  

Answers


2 hrs   confidence: Answerer confidence 4/5Answerer confidence 4/5 peer agreement (net): +3
strokes


Explanation:
canvas for these talented musicians to show off some skilled strokes, simultaneously retaining a sharp focus while leaving enough space for the music to breath
http://www.citybeat.com/archives/1996/issue208/music1.html

Igor Kreknin
Native speaker of: Native in RussianRussian
PRO pts in pair: 328

Peer comments on this answer (and responses from the answerer)
agree  eldorado: the most likely, I think
4 hrs

neutral  xxxVera Fluhr: Sorry, but it is not "strokes"
4 hrs

agree  Andrew Vdovin: Absolutely
1 day16 hrs

agree  xxxOleg Pashuk
2 days10 hrs

3 hrs   confidence: Answerer confidence 4/5Answerer confidence 4/5
Just a couple of ideas...


Explanation:
touch of class / quality
quality accent

--------------------------------------------------
Note added at 2003-01-14 12:55:23 (GMT)
--------------------------------------------------

Хотя цитата, приведенная выше Svenske, звучит действительно красиво, это, как мне кажется, не совсем \"из той оперы\"...

Mark Vaintroub
Canada
Native speaker of: Native in RussianRussian
PRO pts in pair: 675

Peer comments on this answer (and responses from the answerer)
neutral  Nikita Kobrin: Нет, Марк. На этот раз опера Svenske "ближе к телу", чем ваша: "Stroke - Is the motion made with a bow when playing a stringed instrument". (BlackBall MusicGlossary) А мой вариант еще ближе :-)
2 hrs

5 hrs   confidence: Answerer confidence 4/5Answerer confidence 4/5 peer agreement (net): +2
(high-grade) bowing


Explanation:
.

--------------------------------------------------
Note added at 2003-01-14 15:22:03 (GMT)
--------------------------------------------------

Здесь, прежде всего, нужно разобраться, что такое «штрих». Вот определение, которое дает этому термину «Музык. энциклопед. сл-рь»:

«штрих – (нем. Strich, букв. линия, черта) – прием звукоизвлечения на муз. инструменте, имеющий выразительное значен. <…> Штрих основан на определ. характере движения смычка <…> исполнителя – плавном, толчкообразном, отскакивающем и др., к-рый порождает и особый хар-р звучания. Выбор штриха определяется содержанием интерпретируемого произведен., худож. замыслом исполнителя, фразировкой. Основн. виды штриха: legato, detache, staccato, spiccado.»


Таким образом «штрих» в данном контексте - это техника владения смычком. По-английски – это «bowing»:

bowing - техника владения смычком; игра на скрипичных инструментах
(The Universal Russian-English Dictionary, ABBYY, 1995-2001)

bowing - the technique of using the bow in playing a violin, viola, cello, or related instrument
(Collins Dictionary of the English Language)


Думаю, что выражение «качественные штрихи» в данном контексте должно переводиться как «high-grade bowing».

--------------------------------------------------
Note added at 2003-01-14 15:51:23 (GMT)
--------------------------------------------------

\"bowing\" можно рассматривать как технику игры на СМЫЧКОВЫХ инструментах. Хотя pizzicato исполняется и без смычка - это все равно один из приемов игры на СМЫЧКОВОМ инструменте.

--------------------------------------------------
Note added at 2003-01-14 17:04:53 (GMT)
--------------------------------------------------

Вера,

Я не могу согласиться с вашим категорическим отрицанием термина «bowing». Предложенный вами вариант, в принципе, неплох, но я, все же, отдал бы предпочтение «bowing» по следующим причинам:

1) «articulation» – это «артикуляция», а в тексте оригинала речь идет о «штрихе». Оба эти термина имеют много общего, но, тем не менее, если бы автор хотел сказать «артикуляция», он бы так и сделал, однако в оригинале - именно «штрих».

2) Как я уже сказал, оба эти термина имеют много общего, однако термин «артикуляция» несколько шире термина «штрих». «Штрих» изначально относился к смычковым инструментам, и хотя впоследствии это понятие распространилось и на другие инструменты (включая вокал), я, думаю, в данном контексте лучше перевести его «bowing», поскольку речь идет о СКРИПКЕ.

Кстати, здесь можно посмотреть мнения по этому же поводу наших коллег из немецко-английской пары: http://www.proz.com/kudoz/342443

Там тоже мнения разделились, но большинство (включая и переводчика, предложившего «articulation») склоняются к «bowing», если речь идет о СМЫЧКОВОМ ИНСТРУМЕНТЕ.

--------------------------------------------------
Note added at 2003-01-15 02:04:26 (GMT)
--------------------------------------------------

Сейчас случайно наталкнулся на еще один музыкальный словарь. Там совершенно точно сказано:

BOWING - ШТРИХИ

(Англо-русский словарь гитарных терминов: http://www.yandex.ru/yandbtm27?q=1111094129&p=0&g=0&d=0&ag=h... )


--------------------------------------------------
Note added at 2003-01-15 02:09:57 (GMT)
--------------------------------------------------

Вот более удобоваримый адрес этого словаря: http://www.guitar.ru/faq/dict/

Nikita Kobrin
Lithuania
Native speaker of: Native in RussianRussian
PRO pts in pair: 244

Peer comments on this answer (and responses from the answerer)
disagree  xxxVera Fluhr: bowing это не то, see www.garritan.com/articulations.html
57 mins
  -> Нет, Вера, bowing - это именно то. См. мои комментарии выше. А на www.garritan.com/articulations.html я ничего нового не нашел.

agree  MGL: used to play viola in an orchestra, and this is the term used in an orchestra setting. "bowing (marks)", frog vs tip, wood vs hair, etc.
2 hrs
  -> Thanx. I'm especially pleased to get words of approval from a musician.

agree  Elaine Freeland: Absolutely. THat's the right one
2 hrs
  -> ...and a former musician...

agree  Rusinterp: explanation is quite impressive
3 days11 hrs

6 hrs   confidence: Answerer confidence 4/5Answerer confidence 4/5 peer agreement (net): +2
(performance) articulations


Explanation:
Articulations: staccato, accent, marcato, pizzicato, and slurs. Accidentals: sharp, flat, natural. ...
http://www.madison.k12.wi.us/tnl/finearts/strings6-8.htm


... access to a vast selection of performance articulations - a first for ... Sustained notes
(looped) - Mute (Tremolo) - Mute Staccato (Pizzicato) - Fortissimo (no ...
http://www.prorec.com/prorec/pressrel.nsf/articles/ 98536EBD5043485E8625686300555974

--------------------------------------------------
Note added at 2003-01-14 15:43:22 (GMT)
--------------------------------------------------

Articulations for Symphonic Strings Collection -
... Giga programmed for quick transitions between articulations. ... Staccato Short staccato tones for accented, 4 ... Pizzicato Tight Ensemble Pizzicato tones played ...
http://www.sonicimplants.com/Strings/articulations.asp

... A number of articulations, such as Arco Vibrato, Staccato, Pizzicato, Tremolo, Half-Step Trills and Whole-Step Trills are included in each bank. ...
http://www.harmony-central.com/Newp/2002/Dan-Dean-Akai.html

Software/AKAI
... Articulations include Arco Vibrato, Spiccato, Pizzicato, Tremelo, Half ...
http://www.dandeanpro.com/ShopFactoryPages/en-us/dept_2.html

--------------------------------------------------
Note added at 2003-01-16 18:58:47 (GMT)
--------------------------------------------------

Никита,

в Инете масса ссылок, которые убедительно показываают, что все эти стаккато, пиццикато и т.д. называются Articulations.
А на той ссылке, которую я Вам укаазала, есть фраза про \"bowlings and articulations\". Значит это не одно и то же.

Одно из двух : либо пиццикато-сттаккатао - не штрихи, либо же (если являются штрихами), то штрихи - это не bowings.



    Reference: http://www.madison.k12.wi.us/tnl/finearts/strings6-8.htm
    www.prorec.com/prorec/pressrel.nsf/articles/ 98536EBD5043485E8625686300555974
xxxVera Fluhr
Native speaker of: Native in RussianRussian, Native in FrenchFrench
PRO pts in pair: 913

Peer comments on this answer (and responses from the answerer)
agree  alla dunbar: yes, it looks like we had a simultaneous thought.
1 hr
  -> Thank you, Alla

agree  Yuri Geifman: my initial thought was "strokes", but having looked into the matter a bit more carefully, I think this makes more sense. Very educational :-)
2 hrs
  -> Thank you, Yuri

6 hrs   confidence: Answerer confidence 5/5 peer agreement (net): +2
Expressive (or quality) articulation


Explanation:
It is called ARTICULATION

articulation (legato, staccato) are often ...
http://www.musiclab.com/products/rncmanual/rncman9.htm

Articulation: legato, staccato, ritardando ritardando ...
http://www.cs.uiowa.edu/~kearney/22c296Fall02/CrittendonSpec...


alla dunbar
Native speaker of: Native in RussianRussian
PRO pts in pair: 339
Grading comment
Спасибо всем за помощь - такая дискуссия, столько ответов! Благодаря которым я точно определился с что есть что. В принципе, приемлимы два варианта. Всё же artuculations представляется мне гораздо более предпочтительным выбором. Bowing /как говорят сами отвечавшие и здесь, и в немецкой паре, и как говорит словарь Elaine Freeland/, также может, и как мне самому кажется, чаще обозначает направление движения смычка. /Как например, когда в партиях духовых инструментов указывают места, где музыканту брать воздух, но у духовиков это редко, а струнники то "пол-часа" на одном движении пилят, то ожесточенно елозят туда-сюда, и делают это все до одного синхронно - в симф.оркестре, например - у них всегда есть указания, где менять направление движения смычка/. Плюс ещё и пиццикато, кое не смычком исполняется. Вот и получается: Bowing - направление, техника владения смычком и игры вообще, штрихи. Тогда как даже сам термин "артикуляция", как правило, и обозначает (качество) звукоизвлечения, (качество)исполнения штрихов /а если это какая-либо иная артикуляция, то уточняется какая -напр. rythmic articulation etc, но такое встречается ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО редко./
Поэтому я безоговорочно за articulations. И ещё. "Штрих" - это не в коем случае не "типично струнный термин" - будучи одними из самых главных выразительных средств они есть в абсолютно всех произведениях для всех классических ин-тов(не уверен насчёт некоторых ударных). Нет их разве что в восьмитактовых бирюльках для мл. классов ДМШ типа "Как под горкой под горой..." и ещё в нотах мелодий для мобильников в интернете:-).

Peer comments on this answer (and responses from the answerer)
agree  xxxVera Fluhr: yes, it is called articulation, or performance articulation , please see above
11 mins

agree  Yuri Geifman
2 hrs

9 hrs   confidence: Answerer confidence 5/5
Not for grading


Explanation:
As I'm a professional musician myself (but not a violinist), I just needed to check it out.

Articulation is a much wider term that can refer to any instrument technique. In Russian it's called артикуляция as well. "Штрих" is a typically string term that actually describes one's bowing technique. Therefore, to keep close to the original text, we need to use "bowing" as a typically string term, too.

Here's a good musical dictionary link:

http://www.music.vt.edu/musicdictionary/



Elaine Freeland
PRO pts in pair: 28

12 hrs   confidence: Answerer confidence 5/5
features or articulations


Explanation:
... another. Staccato and legato phrasing is another feature. The mood
is now more contemplative, with perhaps a touch of melancholy. ...

Teaching Staccato vs Legato. First, your student must know the difference between these two articulations.
Usually beginner books have at least one song with staccato as an amusement feature.
... Attack Mod Wheel" which places selectable staccato samples at the start of each NV legato note for ... This feature in the DDBE creates very dense realistic ...
... Legato Vibrato with MaestroTools™ Legato Mode feature; ... Expression Control; Sustain Legato Sordino with ... Martelй Variability; Staccato - different versions with ...



--------------------------------------------------
Note added at 2003-01-14 21:42:26 (GMT)
--------------------------------------------------

I\'m not a professional but play piano. Кажется, оба варианта употребительны.


    Reference: http://www.serve.com/marbeth/staccatovslegato.html
    Reference: http://www.light.demon.co.uk/bhso/schus9.htm
myrafla
Native speaker of: Native in RussianRussian
PRO pts in pair: 191